Формирование основ нравственности посредством экологического воспитания у младших дошкольников.
статья (младшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный подход при формировании основ нравственности через экологическое воспитание

Формирование основ нравственности посредством экологического воспитания у младших дошкольников.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка.При этом развитию нравственных норм часто уделяется недостаточное внимание.

Интеллектуальное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. С первых дней жизни малыш устанавливает связь с окружающим миром и определенным образом  реагирует на него.

В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития личности: « Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».Лес, луг, река, полянка, т. е. все, что мы называем природой, помогают воспитывать  малышей. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки и паучки, птицы,  кошки и собаки – все это близко им.

«В период дошкольного детства, в  процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры: осознанно – правильного отношения к явлениям, обьектам  живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» - считает С. Николаева.Очень важно дать детям экологические знания о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, но еще важнее пробудить в маленьком человеке способность замечать прекрасное и наслаждаться таким открытием.

М. Пришвин по этому поводу писал: « Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую при встрече с незабудкой, а спроси, сколько в ней лепестков – не скажу. Неужели вы пошлете меня изучать незабудку?»Как научить ребенка увидеть красоту природы проникновенно и светло, так, чтобы при этом заговорило чувство прекрасного, зазвенел колокольчик в душе ребенка, возвещающий о зародившемся чувстве красоты окружающего мира.

По мнению ученых, взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично.У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоцианально – чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности.

Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств.

Что обеспечивает  эффективность нравственного воспитания

  • специально организованное обучение в форме занятий;
  •  занятия: комплексные и игровые,экспериментальные;
  • беседы,
  •  экскурсии,
  •  рассказы воспитателя.

Основная функция занятий в старшем дошкольном возрасте – это обобщение знаний, полученных детьми в совместной деятельности. Для трех – четырехлетних детей главная цель занятий – передавать в увлекательной форме рознообразную информацию об отдельных представителях растительного и животного мира.

  • - совместная деятельность взрослого с детьми;
  • Используя в повседневной жизни детей наблюдения,
  •  Опыты;
  • беседы;
  •  экологические игры;
  •  чтение художественной литературы экологического содержания,  включение фольклора, мы можем сформировать основы экологической культуры у детей;
  • труд в природе

  • - свободная самостоятельная деятельность детей.
  • создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Очень важно, чтобы все игры, пособия, модели, книги и т. д., которые использовались на занятии и в совместной деятельности педагога с детьми, был доступны детям и находились в их свободном пользовании.Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе.

Динамичный, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь маленького человека огромным количеством самых разнообразных, отличных друг от друга обьектов, явлений. Неустойчивое внимание трехлетних детей сосредоточивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых для ребенка. Но в мире природы есть такие моменты, удивительные встречи, которые одинаково привлекательны и приятны и большим, и маленьким. Однако трехлетний малыш не в состоянии выделить в калейдоскопе событий, и поэтому  много интересного и прекрасного пройдет мимо него.

Но этого не случится, если рядом с детьми будет чуткий, внимательный, тактичный педагог, который сможет привлечь внимание даже к неброским предметам и явлениям

Как провести наблюдение

  • эмоциональный отзыв о наблюдаемом, высказанный взрослым в присутствии детей, но он не должен быть многословным. Конечно, не следует рассчитывать, что эмоциональное высказывание в одинаковой степени взволнует и заинтересует всех. Но если кто – то из малышей останется рядом с воспитателем, заинтересуется тем же обьектом, значит слова взрослого не оставили ребенка равнодушным, взволновали его и заставили открыть для себя еще одну, пусть крошечную, частичку нашей природы.
  • прекрасным способом привлечения внимания детей к различным обьектам и явлениям природы послужат импровизированные взрослым маленькие сказки о наблюдаемом. Познавательные сказки рассказываются непосредственно во время наблюдения на прогулках или в группе. В сказочной форме в них передается информация, вносятся разьяснения по поводу наблюдаемых обьектов, явлений.
  • Не следует забывать, что, вызвав у детей интерес, обратив внимание ребенка на что – либо, нужно затем оставить его в покое. Дать малышам время самостоятельно рассмотреть, разобраться в наблюдаемом явлении или предмете, не следует задавать детям вопросов после наблюдения. Они унифицируют полученные детьми впечатления. Пусть в душе и сознании каждого отложиться что – то свое, личное.

Поведение маленького ребенка сложно и противоречиво. Имея добрые намерения, он может совершать отрицательные поступки. Желание поближе познакомиться с миром природы не должно противоречить формированию бережного к ней отношения. Нередко можно видеть, как малыш пеленает котенка, приносит в дом лесных обитателей, подбрасывает воробышка, стремясь научить его летать. Это возникает или из – за недостатка знаний об образе жизни животных, или из – за неумения с ними обращаться, или из – за отсутствия определенных нравственных качеств.

Поэтому при знакомстве с природой главным является развитие нравственных чувств, таких, как гуманизм, справедливость. Они предполагают действенную позицию малыша в отношении природы: стремление помочь, позаботиться, сберечь.

Приемы, способствующие усвоению детьми нравственных норм

  • Личный пример воспитателя;
  • Создание проблемной ситуации;
  • Использование игр и сутуаций при которых возможны взаимопомощь и сотрудничество
  • Посильный труд в природе

Если одновременно с эстетическими и познавательным восприятием природы взрослый воспитывает правильное отношение к ней, то эстетические и нравственные переживания сливаются, образуя нравственно - эстетические нормы. Особо ценным в этом отношении выступает пример взрослого, когда он проявляет гуманизм, великодушие, сочувствие, сопереживание ко всему живому. Главное правило, которое должен усвоить ребенок: «Не навреди! Не сделай больно! Не причини зла! Помоги слабому!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию для младших дошкольников

Методические рекомендации по экологическому воспитанию длядетей 3 -4 лет (еженедельные наблюдения, темы занятий на учебный год)....

Экологическое воспитаниеи развитие младших дошкольников в игровой деятельности

Экологическое воспитание дошкольников посредством игры....

Формирование общей культуры посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивител...

Формирование общей культуры посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с уд...

Конспект НОД по экологическому воспитанию у младших дошкольников "Наблюдение за воробьями".

Конспект НОД по экологическому воспитанию у младших дошкольников "Наблюдение за воробьями"....