Программа дополнительного образования "Родники"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Родники". Программа содержит пояснительную записку, тематическое и перспективное планирование материала на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Родники»
(Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Автор: Рудакова Н.Н.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.
Актуальность проблемы заключается в том, что:
- Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе (посёлке), стране, особенностях русских традиций.
- Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
- Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т.п., то есть определенное отношение к собственной стране. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребёнка – это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Поэтому, более близким по сути к патриотическому воспитанию можно отнести его пересечение с нравственным, то есть нравственно-патриотическое воспитание.
Для достижения этой цели необходимо решение следующего комплекса задач:
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование представлений о России как родной стране, о Москве как о столице Родины.
- Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Целью данной программы является более углубленная работа над следующими разделами.
Родной город
Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за малую родину, желание сделать её лучше.
Родная страна
На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, знакомятся и расширяют свои представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная культура
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально- личностному развитию в старшей группе ДОУ.
Основные задачи и разделы
раздел | задачи |
1. Родные просторы | Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
2.Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
3.Народный календарь | Знакомить с народными праздниками; формировать уважение к традициям русского народа. |
4.Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
5.Музейная педагогика | Закреплять знания детей об историческом прошлом своей страны; использовать потенциал мини- музеев ДОУ и социума поселка. |
6.Открой себя | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость через осуществление педагогических проектов. Способствовать успешной социализации детей. |
Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
Содержание тематических блоков.
«Родные просторы»:
- «Как начиналось русское государство»
- «Москва – столица России»
- «Лекарственные растения родного края»
- «Наш славный поселок»
- «Герб нашего поселка»
- «Знаменитые земляки»
- «Мы – россияне»
- «Что мы знаем о России»
«Приобщение к истокам»:
- «В гостях у городецких мастеров»
- «Посиделки в горнице»
- «Русская деревня»
- «Из чего ели и пили наши предки»
- «Устное народное творчество – скороговорки»
- «День Земли»
«Народный календарь»:
- «Откуда хлеб пришел»
- «Пестрая ярмарка»
- «Новогодние традиции»
- «Рождественские посиделки»
- «Масленница пришла»
- «Пасхальное яйцо»
«Защитники Отечества»:
- «Что такое героизм»
- «Город-герой Москва»
- «Земля–мать – сумей за нее постоять»
- «Праздник Защитников Отечества»
- «Этот день Победы»
«Музейная педагогика»:
- Посещение мини-музея «Деревянная ложка»
- Посещение мини-музея «Русская матрешка»
- Посещение мини-музея «Русский самовар»»
- Посещение мини-музея « Изделия из бересты» (или экскурсия в «Радушеньку»)
- Посещение мини-музея «Русская гармошка»
- Посещение мини-музея «Русский костюм» (или экскурсия в краеведческий музей)
«Открой себя» - использования метода педагогических проектов по циклу занятий.
Перспективное планирование
месяц | тема | цель |
сентябрь | Диагностическое обследование детей. Диагностический инструментарий: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», старшая группа. |
Цель: определение уровня знаний детей по тематическим блокам: «Родной город», «Родная природа», «Родная страна», «Родная культура». |
октябрь | 1. «Как начиналось русское государство»
| Программное содержание: формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; воспитывать чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Программное содержание: познакомить детей с главным городом России – Москвой; формировать представление о Москве как о столице нашей Родины; воспитывать патриотические чувства. Программное содержание: расширить и закрепить знания детей о родном поселке, познакомить с историей возникновения поселка; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
ноябрь |
2. «Лекарственные растения родного края» 3. «Русская деревня» 4. Посещение мини-музея «Русская матрешка» | Программное содержание: познакомить детей со знаменитыми земляками; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Программное содержание: расширить представления детей о природе родной страны; познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях. Программное содержание: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне; формировать интерес к своей малой родине; пополнять активный словарь детей. Программное содержание: расширить знания детей о русской народной игрушке, формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; воспитывать бережное отношение к игрушке. |
декабрь |
3. Посещение мини-музея «Деревянная ложка» 4. «Новогодние традиции» | Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу. Программное содержание: познакомить детей с посудой (деревянная или глиняная); формировать интерес к особенностям русского быта в старину; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств. Программное содержание: познакомить детей с утварью, которую использовали в древние времена; расширять кругозор детей, развивать любознательность; воспитывать интерес к истории родной страны. Программное содержание: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов; познакомить с новогодними традициями России и других стран; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
январь |
2.«Рождественские поси-делки» 3. «В гостях у Хозяюшки» 4. Посещение мини-музея «Гармошка» | Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству; развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств. Программное содержание: формировать доброжелательное отношение к людям, воспитывать гостеприимство; способствовать осознанному отношению к русским народным традициям; развивать образную речь. Программное содержание: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора. Программное содержание: познакомить детей с русским народным инструментом – гармошкой, развивать творческую фантазию, желание импровизировать; воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям русского народа . |
февраль | 1. Защитники земли русской» 2. «Земля–мать – сумей за нее постоять» 3. «Праздник Защитников Отечества» 4. Посещение мини-музея «Изделия из бересты» (или экскурсия в «Радушеньку») | Программное содержание: формировать у детей патриотические чувства, гордость за Родину; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Программное содержание: закрепить знания о воинском подвиге; развить представления о современных родах войск; воспитывать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего. Программное содержание: формировать чувство уважения к Российской армии; воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
март | 1. «Масленница пришла» 2. Посещение мини-музея «Русский костюм» (или экскурсия в краеведческий музей) 3. «Пестрая ярмарка» 4. «Устное народное творчество – скороговорки» | Программное содержание: формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми. Программное содержание: уточнить и закрепить представления детей о дымковской игрушке, хохломской росписи: сформировать представление о связи поколений через сохранение традиций в промыслах; развивать способность к эстетическому восприятию. Программное содержание: поддерживать положительное отношение к народному творчеству; формировать знания детей о традициях русского народа, обогащать словарь детей; воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры, |
апрель | 1. «Пасхальное яйцо» 2. Посещение мини-музея «Русский самовар» 3. «День Земли» 4. «Мы – россияне»» | Программное содержание: познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц; уточнить знания о способах и вариантах росписи; упражнять в росписи яичных скорлупок. Программное содержание: познакомить детей с историей самовара, традициями и обычаями, связанными с чаепитием; воспитывать и прививать культуру поведения за праздничным столом. Программное содержание: формировать представление о солнечной системе; пробуждать у детей желание сделать приятное для Земли; воспитывать дошкольников в духе патриотизма и любви к планете Земля, чувство гордости за свою планету. Программное содержание: познакомить детей с понятиями Родина, Отечество; формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей родиной стране, закрепить название «Россия». |
май |
4. «Что мы знаем о России» | Программное содержание: формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. Программное содержание: воспитывать патриотические чувства, средствами эстетического воспитания; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой отечественной войны. Программное содержание:познакомить детей с главным городом России – Москвой, обороной в годы Великой Отечественной войны; формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны. Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей, полученные за год. |
Используемая литература:
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008
2. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...