Проектная деятельность «Почемучки - исследователи» (Расширение представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности)
проект (младшая группа)
В конспекте описана работа с детьми второй младшей гуппы в процессе опытно - экспериментальной деятельности, развитие эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_opyty-2020-21g.g.pechat-1.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин ЧР
Проектная деятельность
«Почемучки - исследователи»
(Расширение представлений детей об окружающем мире
в процессе опытно-экспериментальной деятельности)
Разработал:
Воспитатель Гусарова Н. Е.
Ядрин, 2020
Актуальность
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Новизна:
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.
Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации проекта с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г.
Цели:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребенка младшего дошкольного возраста средствами физического
эксперимента.
2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,
развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,
установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные, игровые.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Буклеты.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Этапы реализации проекта:
1. Ознакомительный: знакомство с лабораторией, чтение литературы, знакомство с правилами безопасности при работе в лаборатории, изучение значков безопасности.
2. Практический: реализация проекта – занятия на интересующие темы, опыты, выводы, фиксирование результатов.
3. Итоговый: подведение итогов работы над проектом, изготовление открытки, стенгазеты.
Предполагаемый результат:
Дети узнают, что:
• Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег), сосулька, туча и т.д.;
• Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества;
• Вода в природе может переходить из одного состояние в другое (лёд – вода);
• Песок в природе бывает: белым, жёлтым, серым;
• Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок, лепится, когда влажный;
• Воздух в природе бывает: разный в зависимости от времени года;
• Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный.
Научатся:
• определять основные свойства воды, песка, воздуха
Основные принципы организации детского экспериментирования:
- Связь теории с практикой;
- Развивающий характер воспитания и обучения;
- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;
- Целостность и системность обучающего процесса;
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Трудности в работе:
- Создание лаборатории;
- Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному;
- Планирование работы;
- Планирование непосредственно образовательной деятельности;
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности
в младшей группе на 2020-2021 учебный год
Программное содержание:
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента;
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Расширять представление детей об использовании человеком факторов природной среды для удовлетворения своих потребностей;
- Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально – ценностное отношение детей к окружающему миру.
Месяц | Форма работы | Литература | |
сентябрь | 1. Песок, глина | Беседа, рассматривание, опыты, наблюдения. | Н.В. Нищева с.71,72,92,10,109,112,113 |
2. Почему песок хорошо сыплется? | Рассматривание, беседа, опыты, д/и «Наблюдательность», «Лото». | Н.В. Нищева с.71,72,92,102,114 | |
3.Глиняные игрушки | Беседа, опыты, рассматривание, п/и «Цыплята». | Н.В. Нищева с.52,93,102 | |
4. Глина, её качества и свойства | Беседа, рассматривание, опыты, наблюдения. | Н.В. Нищева с.52,92,102,111 | |
октябрь | 1.Вода | Беседа, чтение, рассматривание, опыты, п/игры «Водичка, водичка, умой моё личико», «Дождик, дождик, кап да кап». | Н.В. Нищева с.48,62 – 65,93,98,108,114 |
2.Свойства и качества воды | Чтение, беседа, д/и «Времена года», пальчиковая игра «Водичка, водичка», рассматривание, опыты | Н.В. Нищева с.47,62- 65,93,100,108,109,110,112,113,114 | |
3.Откуда берётся вода? | Беседа, чтение, опыты, рассматривание, д/и «Откуда это?» | Н.В. Нищева с.62 – 65,93,108,110 | |
4.Пар – это тоже вода | Беседа, опыты, игра «Ходит капелька по кругу», опыты. | Н.В. Нищева с.62 – 65,93,108 | |
ноябрь | 1.Замерзание жидкостей | Беседа, чтение, наблюдения, опыты, п/и «Море волнуется» и «Ручеёк», с/р игра «Моряки на льдине». | Н.В. Нищева с. 62 -65,93,102,110,112 |
2.Разноцветные сосульки | Беседа, чтение, наблюдения, опыты, п/и «Дед Мороз». | С. Н.Нищева с.62 – 65,94,101,109,110 | |
3.Таяние снега | Беседа, рассматривание, чтение, опыты, наблюдения, п/и «Снег кружится». | Н.В. Нищева с.62 – 65,100,102,110,112 | |
декабрь | 1.Где теплее? | Беседа, опыты, наблюдения, д/и «Времена года». | Н.В. Нищева с.60.61.94 |
2.Ветер в комнате | Беседа, чтение, опыты, наблюдения, п/и «Ветер дует нам в лицо». | Н.В, Нищева с.60, 61,94,101 | |
3.Воздух | Беседа, чтение, опыты, наблюдения, д/и «Надуйте шарики», «Раздувайся, мой шар». | Н.В. Нищева с.60, 61,100,102,107,111,114 | |
4.Вертушка | Беседа, д/и «Игры с вертушками», рассматривание, чтение, наблюдения, опыты. | Н.В. Нищева с.60,61,70,94,111 | |
январь | 1.Светло и темно | Беседа, рассматривание, д/и «Собери картинку». | Н.В. Нищева с.68, 69,94,104,107,111,114 |
2.Что такое тень? | Беседа,чтение, рассматривание, опыты. | Н.В. Нищева с.68, 69,104,107 | |
3.Свет повсюду | Беседа, рассматривание, наблюдения, опыты. | Н.В. Нищева с.68,69,104,107,111 | |
февраль | 1.Бумага, её качества и свойства | Беседа, чтение, рассматривание, опыты. | Н.В. Нищева с.49,69,96,109 |
2.Ткань, её качества и свойства | Беседа, чтение, рассматривание, опыты. | Н.В. Нищева с.49,96 | |
3.Пластмасса, её качества и свойства | Беседа, рассматривание, опыты, д/и «Чудесный мешочек». | Н.В. Нищева с.50,96 | |
4.Резина, её качества и свойства | Беседа, чтение. Рассматривание, опыты, д/и «Чудесный мешочек». | Н.В. Нищева с.54,71,96 | |
март
| 1.Разноцветные шарики | Беседа, чтение, рассматривание, опыты. | Н.В. Нищева с. 112 |
2.Таинственные картинки | Беседа, рассматривание, опыты, д/и «Собери картинку». | Н.В. Нищева с.112 | |
3.Всё увидим, всё узнаем | Беседа, чтение, рассматривание, опыты. | Н.В. Нищева с.72,112 | |
4.Мыльные пузыри | Беседа, чтение, наблюдения, опыты, д/и «Сдуй снежинку с ладошки». | Н.В. Нищева с.111 | |
апрель | 1.Солнечные зайчики | Беседа, чтение, рассматривание, опыты, игра «Тонет, не тонет», п/и «Солнечные зайчики». | Н.В. Нищева с.96,104,113 |
2.Солнечная лаборатория | Беседа, рассматривание, опыты, п/и «Цыплята». | Н.В. Нищева с.96,104,113 | |
3.Что отражается в зеркале? | Беседа, рассматривание, чтение. | Н.В. Нищева с. 113 | |
4.Волшебное сито | Беседа, рассматривание, опыты. | Н.В. Нищева с. 113 | |
май | 1.Мы - фокусники! | Беседа, рассматривание. | Н.В. Нищева с.97 |
2.Как подмести без веника? | Беседа, рассматривание, наблюдения. | Н.В. Нищева с.114 | |
3.Твёрдые - жидкие | Беседа, рассматривание, опыты, д/и «Какой?». | Н.В. Нищева с.94,97,109,110 | |
4. Путешествие капельки | Наблюдения, чтение, беседа, опыты, д/и «Волшебная коробочка». | Н.В. Нищева с.62 – 65,114 |
Используемая литература:
1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н.В.Нищева.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
2. Познавательно-исследовательскоая деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н.В.Нищева.-СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240с. - (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
3. Опытно-экспериментательная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных группах/сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 320с. –(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
4. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.-М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. - 128 с. (Библиотека воспитателя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО
Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...
КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом....
Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"
о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...
Доклад: "Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями различных областей наук"
Поисковая деятельность...
консультация для педагогов: Познание окружающего мира по средствам опытно - экспериментальной деятельности"
Консультация для педагогов: Тема: «Познания окружающего мира по средствам опытно –экспериментальной деятельности»....
Занятие, направленное на расширение представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
Занятие, направленное на расширение представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....
Конспект занятия по окружающему миру с использование опытно-экспериментальной деятельности «Магнит»
Занятие разработано для того чтобы познакомить детей дошкольного возраста со свойствами магнита...