Педагогический проект: "Применение сказки на занятиях по экологии"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Формирование у дошкольников позитивного поведения, любви и ответственного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
Применение сказки на занятиях по экологии
с использованием средств
мультимедиа и ТСО
Шамеева Надежда Юрьевна
МДОУ «Детский сад № 194»
САРАТОВ
2012
ВВЕДЕНИЕ
Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребёнок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силами добра. Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить в него уверенность и неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, но мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. А сами слова «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением и раздвигают рамки обыденной реальной действительности. Мудрый опыт поколений, использовавший сказку с целью воспитательного воздействия.
Актуальность и новизна Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Привлекательность для педагогов можно объяснить универсальностью:
- Сказка информативна. Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
- Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.
- Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
- Сказка феерична. Педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
- Сказка эмоциональна. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
- Сказка мудра. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
В рамках применения сказки были проведены занятия, развлечения,
праздники, конкурсы. В том числе, для участников кустового методического объединения (2012) открытое занятие в старшей группе на экологическую тему по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди», областной конкурс детских рисунков «Экология и Я» (2011).
С целью распространения, представления опыта был проведён ряд мероприятий. В том числе, для воспитателей и специалистов МДОУ консультации на тему «Воспитание сказкой», «Сказка, как средство формирования положительных качеств личности дошкольника», для родителей составлены памятки «Сказка – это серьёзно» (см. Приложение 1). Опыт по использованию сказки на занятиях по экологии был представлен на сайте работников образования «Социальная сеть работников образования», в методическом центре «Нуми».
В целом, работу по применению сказки на занятиях по экологии можно считать положительной и результативной.
ПРОЕКТ
Этапы проекта
I этап. Целеполагание
II этап. Разработка проекта
III этап. Выполнение проекта
IV этап. Презентация про екта
V этап. Мониторинг
I этап. Целеполагание
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родите ли, специалисты МДОУ: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, администрация МДОУ.
Цели:
Формирование у дошкольников позитивного поведения, любви и ответственного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев; по средством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения, формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5-6 лет; повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки; формирование благоприятных межличностных отношений; развитие разнообразных форм коммуникации; развитие творческих способностей, познавательного интереса к миру природы.
Задачи:
- Способствовать социальной адаптации.
- Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
- Развивать желание исправлять недостатки, преодолевать трудности.
- Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
- Формировать положительные черты характера.
- Развивать речь, обогащать активный словарь.
- Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
- Способствовать формированию положительных межличностных отношений, коммуникативных умений и навыков.
- Формировать эстетический вкус.
- Обогащать положительный эмоциональный опыт.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Предполагаемые итоги реа лизации проекта:
- Умение детей вес ти себя в различных си туациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
- Знание элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.
- Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Знание детьми информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
- Высокий уровень развития у детей познава тельной активности, творческих способностей.
- Коррекция отрицательных черт характера.
- Позитивное оптимистичное отношение к жизни.
II этап. Разработка проекта
- Довести до сознания участников про екта важность и актуальность данной проблемы. С этой целью провести беседы, консультации, семинары, оформить наглядный информационный материал (конспекты докладов, консультаций, семинаров, памяток, мультимедийная презентация - см. приложения).
- Определить их участников, обозначить круг задач.
- Определить методику диагностики.
- Подобрать методическую, на учно-популярную и художествен ную литературу, иллюстративный и мультимедийный материал по данной теме.
- Подобрать материал, пособия, игруш ки, атрибуты для дидактической, игровой, театра лизованной деятельности.
- Подобрать материал для изоб разительной, конструктивной и продуктивной дея тельности детей.
- Разработать конспекты занятий, развлечений, досуга.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Составить подборку дополнительного материала для использования средств ТСО.
III этап. Выполнение проекта
Применение проекта рассчитано на один учебных года с группой детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта осуществляется в соответствии с содержанием перспективного плана: по одному фронтальному занятию ежемесячно в различных видах программной деятельности, как форма организации. А также ежедневно в свободной игровой деятельности детей. Эта работа будет осуществляться всеми участниками проекта во взаимодействии.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИМЕНЕНИЮ СКАЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИИ
СТАРШАЯ ГРУППА | |||
МЕСЯЦ | ЗАНЯТИЯ | ИГРЫ СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | КОРРЕКЦИОННАЯ |
сентябрь | Рисование «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)» | - игра-драматизация - словесная режиссёрская игра -сочинительство сказок -игра-импровизация -самостоятельная театрализованная деятельность -кукольный театр -теневой театр -настольный театр -пальчиковый театр -чтение сказок -сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу» -изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски -пересказ от лица литературного героя -просмотры мультипликационных фильмов | -пальчиковые игры -словесное комментирование -словесное фантазирование по музыкальной композиции -словесное рисование -психогимнастика -пантомимические этюды -упражнения на развитие ритмизации -мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц -упражнения на познавательно-аффективную ориентировку -речевые упражнения на активизацию лексики -речевые упражнения на использование фразеологизмов |
октябрь | Рисование, конкурс поделок из природного материала (областной конкурс) | ||
ноябрь | Чтение экологической сказки «РОДНИК» | ||
декабрь | Комплексное | ||
январь | Викторина по экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ» | ||
февраль | Чтение экологической сказки «МАЛЕНЬКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ» | ||
март | Занятие по экологии «НАСТУПИЛА ВЕСНА. Экологическая сказка». | ||
апрель | Чтение экологической сказки «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ» | ||
май | Открытое занятие на экологическую тему по мотивам народной сказки «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» |
см. Приложения 1, 2, 3,4,5 – образцы
IVэтап. Презентация про екта
Презентация проекта и фрагментов проекта осуществляется на методических мероприятиях различного уровня: педагогических советах, методических объединениях, консультациях, при проведении практических мероприятий со всеми участниками проекта.
Vэтап. Мониторинг
Результативность применения проекта по использованию сказки на занятиях по экологии определяется по данным мониторинга.
ЛИТЕРАТУРА
- Бениаминова М. В Воспитание детей - М , 1991.
- Бобылева Л. К. Экологические занятия – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – с. 16 -19.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада ) Под редакцией А. М. Виноградовой - М , 1980.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Воспитание дошкольника, 2004.
- Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. – М.: Учитель, 2003.
- Нравственное воспитание в детском саду (В. Г. Ничаевой - М, 1984.)
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту СПб.: Речь, 2006.
- Синицына Е. Умные сказки. Москва 1999.
- Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь,2005.
- Шорохова О. А. ИГРАЕМ В СКАЗКУ. М: Творческий центр, 2006.
Приложение 1
СКАЗКА – это СЕРЬЁЗНО
Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Сказки заменяются энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, они заявляют, что знакомят детей с реальным миром, а не с выдуманными небылицами, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны. Это мнение – серьёзное заблуждение: помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к русской народной сказке. Это сделало сказку сгустком человеческого опыта.
* Язык сказки доступен ребенку.
* Сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику.
* Настроение сказки очень близко восприимчивому эмоциональному миру ребенка
*Чтение сказки – один из лучших способов привить ребёнку любовь к книге.
КАК СДЕЛАТЬ СКАЗКУ ДРУГОМ ВАШЕГО РЕБЁНКА?
1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять излишне выразительным чтением.
5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.
В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии "Грибная сказка" (старшая группа)
Авторская разработка Вислогузовой Е. П....
Занятие по экологии "Ягодная сказка" (старшая группа)
Авторская разработка Вислогузовой Е. П....
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....
Занятие по экологии "Осенняя сказка"
Занятие по экологии "Осенняя сказка"...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе для педагогических работников дошкольного учреждения.Тема: «22 апреля — День Земли».
Цель воспитателя на данном занятии - познакомить детей с датой 22 апреля, который проходит под знаком дня Земли.Объяснить детям, что Земля -это общий дом, о котором надо заботиться сообща. На занятии ...
Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Цель проекта: Повышение качества дошкольного образования путем внедрения инновационных педагогических технологий.Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимос...
Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
Педагогический проект«Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....