Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
проект по логопедии

Педагогический проект

«Применение современных

образовательных технологий в

коррекционной работе

с детьми с ТНР».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Калтасинский детский сад №3 «Сказка» МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Применение современных

образовательных технологий в

коррекционной работе

с детьми с ТНР».

C:\Users\User\Downloads\

Шуматова Кристина Сергеевна

учитель-логопед

Место работы:

МБДОУ Калтасинский д/с №3 «Сказка»

с.Калтасы 2023 г.

Оглавление

Аннотация проекта__________________________________ 3

Введение___________________________________________4

Основная часть______________________________________6

Заключение________________________________________17

Список литературы_________________________________ 18

Аннотация проекта

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Г.Гегель

Детство – это не подготовительный этап, а самый важный, уникальный период в жизни человека, время установления базовых отношений ребенка с миром. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи. Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Во многом это зависит от педагогов образовательной организации.

Одной из актуальных проблем современности является увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при котором дети испытывают значительные трудности в произношении звуков, образовании слов и формулировании предложений, что существенно затрудняет их коммуникацию с окружающими и интеграцию в общество.

Введение

Содержательный раздел Федеральной образовательной программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). На современном этапе развития системы образования, принципиально меняются требования к условиям развития, обучения и воспитания детей. Актуальным на сегодняшний день является формирование такой системы образования, которая бы обеспечивала равные возможности всем детям, в том числе и детям с ОВЗ, которые должны быть включены в образовательный процесс совместно с остальными детьми. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные отличия и особенности детей ОВЗ требуют новых форм и способов организации образовательного процесса.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия, и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация.

Цель: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в целом. Задачи:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ТНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ТНР общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

- оказание родителям детей с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития, и направлениям коррекционного воздействия.

Этапы реализации проекта.

1 этап: «Подготовительный»:

- изучение и отбор методической литературы для планирования работы с детьми ТНР.

- разработка системы отслеживания результатов коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР), взаимодействия всех участников коррекционного процесса;

- разработка планов по коррекции речевых нарушений и развитию речевых навыков для детей с ТНР;

2 этап: «Основной»:

- описание речевых нарушений (как основание для зачисления в логопункт детей с ТНР);

- практическое использование данной технологии по работе с детьми ТНР.

3 этап: «Заключительный»:

- оценка эффективности проделанной работы.

Принципы и подходы:

  1. принцип гуманистической направленности;
  2. принцип индивидуального подхода;
  3. принцип деятельностного подхода;
  4. принцип поддержки самостоятельности и активности;
  5. принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Участники проекта: семья, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, медицинский персонал, администрация ДОО.

Сроки реализации проекта: декабрь 2023г. – май 2024г.

Ожидаемый результат: создание системы комплексного сопровождения детей с ТНР в освоении основной образовательной программы МБДОУ и их социальной адаптации, специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Основная часть.

В первые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Одним из серьёзных расстройств речи является ТНР. Проблема коррекции ТНР весьма актуальна, так как затрудняет обучение детей и усложняет жизнь детей. Решить эту задачу можно, посредством включения в работу как можно больше анализаторов: тактильный (кожный), слуховой, зрительный, мышечно-двигательная сфера.

В реализации педагогического проекта используются следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного развития и обучения, деятельностно-ориентированные (проектные, инновационные, игровые).

  • Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу позволяет решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать глазодвигательные функции;

- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);

- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей.

  • Здоровьесберегающая деятельность направлена на нормализацию состояния нервной системы детей, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, нормализацию речевой деятельности, профилактику нарушений зрения, осанки. Для этого мы используем следующие формы работы: динамические паузы во время занятий с речевым, музыкальным сопровождением, с предметами и без предметов, логоритмику, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз. Особый интерес вызывает у детей выполнение дыхательной гимнастики, речевых упражнений, динамических пауз, логоритмики.

1) Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически.

2) Основной задачей арттерапии является нормализация состояния нервной системы, пробуждение в ребёнке его творческой активности, которая направляется на реализацию его творческих возможностей и способствует его познавательно-речевому развитию. В изобразительной деятельности используем нетрадиционную технику рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и другое.

3) Еще одна форма коррекционных технологий для регулирования эмоциональных состояний ребенка «Сухой дождь», где дети получают заряд бодрости, улучшается настроение. Так можно регулировать эмоциональные состояния детей.

4) Активно используем «Су-Джок терапию». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

5) Сказкотерапия. Ни для кого не секрет, что дети любят сказки. Издавна они использовались как своеобразный инструмент воспитания и обучения детей. Через любовь к сказкам можно многому научиться.

6) Логоритмика - эта форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Регулярная совместная деятельность логоритмикой способствует нормализации речи детей, учит общению со сверстниками, способствует развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с детьми.

Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

7) Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук

Преимущества биоэнергопластики:

- помогает длительно удерживать интерес ребенка к занятию;

- создает положительный эмоциональный настрой ребенка;

- активизирует внимание, мышление;

- развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве;

- совершенствует артикуляционную и пальчиковую моторику.

8) Нейродинамические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, активно используются в работе по коррекции нарушений звукопроизношения.

Цель: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

- Синхронизация работы полушарий.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

- Развитие речи.

- Формирование произвольности движений.

- Снятие эмоциональной напряженности.

- Создание положительного эмоционального настроя.

9) Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, их можно использовать не только в области математического и познавательного развития. Марблс способствует решению целого ряда задач:

а) развивают сенсорику, обследовательские действия;

б) расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас;

в) формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)

г) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

д) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

е) развивают навыки порядкового и количественного счета;

ж) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

з) развивают чувство ритма, цвета, композиции;

и) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

к) способствуют развитию воображения и творчества;

И главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

10) Особый интерес вызывает у детей применение песочной терапии. Её использование нормализует состояние ребёнка, развивает мелкую моторику, позволяет закрепить и совершенствовать речевые умения и навыки детей. Они с большим удовольствием изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

11) Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде.

Проблему решает создание мини-музеев в детском саду, так как они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно - образовательный процесс музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини-музей. «Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

В группе были созданы мини-музеи, необходимые для воспитательно-образовательного процесса:

- «Новогодние игрушки», «Снеговик -Почтовик», «В деревне», «Военная техника», «Мои любимые игрушки», «Человек и космос».

12) «Лего – технология».

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, которая проявляется в разных видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире, используя Лего-конструктор при изучении таких тем, как: «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли» и другие.

13) Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяем игровые технологии (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные игры, игры-драматизации), так как игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.

14) Активно использую лэпбуки по автоматизации звуков речи, развитию связной речи, которые создаем совместно с детьми.

15) Пластилинотерапия. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Занятия пластилинографией способствуют:

- развитию психических процессов;

- развитию воображения, творческих способностей;

- способствует развитию тактильных ощущений;

- расширяет представления детей об окружающем мире,

- развивает внимание, любознательность;

- развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, а следовательно развивается речь ребенка.

16) Информационно-коммуникативные технологии - персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, электронную физкультминутку, принтер, презентации по автоматизации звуков, формированию слуха, развитию лексики и грамматики, мультимедийный проектор.

Вывод: данные приёмы интересные, разнообразные и результативные, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей.

План работы

Сроки

Участники

Описание деятельности

Ответственные

Декабрь

Дети

Работа над речевым дыханием и фонематическим восприятием.

Дыхательное упражнение: «Сухой дождь». Игра «Скажи ласково», «Один-много» (см. картотеку). Постановка звука С. Беседа по лексической теме. Упр. «Кто как голос подает». Пальчиковая гимнастика кулак-ребро-ладонь. Автоматизация звука С в прямых слогах (cа,со и тд.) Беседа по картинке «Птичья столовая». Автоматизация звука С в начале слова (сам, сами, сани и тд.) Упр. «Назови детенышей животных», «Один-много», « Кто как голос подает»

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Дыхательное упражнение: «Шар лопнул»

Пальчиковая гимнастика: Су-Джок терапия. Автоматизация звука С в середине слова (оса, коса, роса и т.д.)

Упр. «Хлопай не зевай». Дыхательное упражнение: «Согреем ручки».

Пальчиковая игра: «Пирог».

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Автоматизация звука С в конце слова (нос, покос и т.д.).

Дыхательное упражнение: «Метель».

Пальчиковая игра: Самомассаж шишками

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением

Учитель-логопед

Родители

Консультация «Речевой диагноз ребенка»

Учитель-логопед

Воспитатели

Консультация «Ребенок с ТНР. Как вовлечь его в игры »

Учитель-логопед

Январь

Дети

Автоматизация звука в предложениях.

Упр. «Звук заблудился»

Игра «Подбери признак», беседа по картине составление предложении.

Дыхательное упражнение: «Часики» Пальчиковая игра: Самомассаж шишками

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Использование материала из лэпбука по изучаемому звуку.

Развитие фонематического слуха «Доскажи словечко». Автоматизация звука с в чистоговорках.

Пальчиковая гимнастика: Игры с прищепками.

Учитель-логопед

Родители

«Особенности коррекционной работы с детьми с ТНР »

Учитель-логопед

Воспитатели

Консультация «Особенности работы с детьми ТНР».

Учитель-логопед

Февраль

Дети

Постановка звука З. Упр. «Что из чего сделано», Один-много»

«1-2-5»

Игра «Найди звук»

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Горячий чай»

Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь

Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением. 1Автоматизация звука З в прямых и обратных слогах. Повторение слогов.

#1060;онематический слух Упр. «Логопедическое лото»

Игра: «Кто сказал правильно»

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Пальчиковая гимнастика: Игры с лего. Автоматизация звука З в словах (в начале слова)

Игра: «Измени слова» (один играет, двое играют)

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»

Пальчиковая гимнастика: Массаж мячом. Автоматизация звука З в словах (в середине и в конце слов)

«Логопедическое лото». Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Дид. игра: «Что изменилось?»

Дифференциация звуков З-с в словах и словосочетаниях. Беседа по картине «Моя семья».

Учитель-логопед

Родители

«Советы логопеда по развитию речи»

Учитель-логопед

Воспитатели

«Как научить говорить ребенка правильно»

Учитель-логопед

Март

Дети

Дифференциация звуков З-С в предложениях и во фразовой речи

Игра «Засели слова в домики».

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков.

Учитель-логопед

Родители

«Зачем нужны домашние логопедические задания»

Учитель-логопед

Апрель

Дети

Постановка звука Ш

Гусь шипит: шшшш

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»

Пальчиковая гимнастика: «Шнуровки». Развивающая игра «Логика» .Автоматизация звука Ш в прямых слогах. Дыхательное упражнение: «Насос». Автоматизация звука Ш в обратных слогах. Пальчиковая игра «Цветные ладошки».

Учитель-логопед

Май

Дети

Автоматизация звука Ш в начале слов (шаг, шаги и т.д.)

Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок».
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Д\и «Скажи наоборот».

Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков.

Диагностика.

Учитель-логопед

Родители

Памятка «Как овладеть речью»

Учитель-логопед

Воспитатели

Анализ диагностики

Учитель-логопед

* Участие в музыкальных мероприятиях (ответственные: муз.руководитель, воспитатель, учитель-логопед): «День Знаний», «День национального костюма», «Золотая осень», «День Республики Башкортостан», «День матери», «Новый год», «8 марта - Праздник наших мам».

* Участие в спортивных мероприятиях ( ответственные: инструктор по ФК, воспитатель, учитель-логопед): «Осенняя спартакиада», «Правила дорожного движения», «Снеговик в гостях», «Мой папа – Защитник Отечества», «Зарница», «Масленица».

Заключение

В заключении хочется отметить, дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь. Научить ребенка говорить правильно, красиво - это сложно, но необыкновенно интересно. Это большая ответственность и высокая честь! Грамотная, четкая, правильная речь - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Применение в практической деятельности педагога современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов, приёмов, умелое сочетание их с традиционными формами работы повышает качество работы педагога, способствует успешному исправлению речевых недостатков детей, позволяет полноценно подготовить ребёнка к школьному обучению.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.
  2. Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход», Школа здоровья, 2015.
  3. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.
  4. .Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.
  5. Гаркуша Ю.Ф, Черлина Н.А., Манина Е.В., «Новые информационные технологии в логопедической работе», Журнал «Логопед». 2014, № 2.
  6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль: Академия Развития, 2006. 120с.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,#1089;.
  8. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.
  9. Нагорная Л.Ф. «Логопедические проблемы детей дошкольного возраста» М. 2015.
  10. Степаненкова Э. Я. «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» М.,2009. 50с.
  11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, #1089;.

Интернет ресурсы

1. ;

;

3. ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Поиску путей своего развития, самообразованию и творчеству современного педагога помогает внедрение новых технологий....

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Педагогический опыт: Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей

Применение современных образовательных технологий в прПЕоцессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Цель проекта: Повышение качества дошкольного образования путем внедрения инновационных педагогических технологий.Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимос...

«Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,это   творение будущего и взгляд в будущее. В. Сухомлинский        Детство – уникаль...

Презентация "«Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР»."

Презентация «Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....