Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
проект по логопедии
Педагогический проект
«Применение современных
образовательных технологий в
коррекционной работе
с детьми с ТНР».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_tnr.docx | 114.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Калтасинский детский сад №3 «Сказка» МР Калтасинский район Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Применение современных
образовательных технологий в
коррекционной работе
с детьми с ТНР».
Шуматова Кристина Сергеевна
учитель-логопед
Место работы:
МБДОУ Калтасинский д/с №3 «Сказка»
с.Калтасы 2023 г.
Оглавление
Аннотация проекта__________________________________ 3
Введение___________________________________________4
Основная часть______________________________________6
Заключение________________________________________17
Список литературы_________________________________ 18
Аннотация проекта
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
Г.Гегель
Детство – это не подготовительный этап, а самый важный, уникальный период в жизни человека, время установления базовых отношений ребенка с миром. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи. Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Во многом это зависит от педагогов образовательной организации.
Одной из актуальных проблем современности является увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.
Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при котором дети испытывают значительные трудности в произношении звуков, образовании слов и формулировании предложений, что существенно затрудняет их коммуникацию с окружающими и интеграцию в общество.
Введение
Содержательный раздел Федеральной образовательной программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). На современном этапе развития системы образования, принципиально меняются требования к условиям развития, обучения и воспитания детей. Актуальным на сегодняшний день является формирование такой системы образования, которая бы обеспечивала равные возможности всем детям, в том числе и детям с ОВЗ, которые должны быть включены в образовательный процесс совместно с остальными детьми. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные отличия и особенности детей ОВЗ требуют новых форм и способов организации образовательного процесса.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия, и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация.
Цель: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в целом. Задачи:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ТНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ТНР общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
- оказание родителям детей с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития, и направлениям коррекционного воздействия.
Этапы реализации проекта.
1 этап: «Подготовительный»:
- изучение и отбор методической литературы для планирования работы с детьми ТНР.
- разработка системы отслеживания результатов коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР), взаимодействия всех участников коррекционного процесса;
- разработка планов по коррекции речевых нарушений и развитию речевых навыков для детей с ТНР;
2 этап: «Основной»:
- описание речевых нарушений (как основание для зачисления в логопункт детей с ТНР);
- практическое использование данной технологии по работе с детьми ТНР.
3 этап: «Заключительный»:
- оценка эффективности проделанной работы.
Принципы и подходы:
- принцип гуманистической направленности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип поддержки самостоятельности и активности;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Участники проекта: семья, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, медицинский персонал, администрация ДОО.
Сроки реализации проекта: декабрь 2023г. – май 2024г.
Ожидаемый результат: создание системы комплексного сопровождения детей с ТНР в освоении основной образовательной программы МБДОУ и их социальной адаптации, специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Основная часть.
В первые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Одним из серьёзных расстройств речи является ТНР. Проблема коррекции ТНР весьма актуальна, так как затрудняет обучение детей и усложняет жизнь детей. Решить эту задачу можно, посредством включения в работу как можно больше анализаторов: тактильный (кожный), слуховой, зрительный, мышечно-двигательная сфера.
В реализации педагогического проекта используются следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного развития и обучения, деятельностно-ориентированные (проектные, инновационные, игровые).
- Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать глазодвигательные функции;
- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей.
- Здоровьесберегающая деятельность направлена на нормализацию состояния нервной системы детей, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, нормализацию речевой деятельности, профилактику нарушений зрения, осанки. Для этого мы используем следующие формы работы: динамические паузы во время занятий с речевым, музыкальным сопровождением, с предметами и без предметов, логоритмику, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз. Особый интерес вызывает у детей выполнение дыхательной гимнастики, речевых упражнений, динамических пауз, логоритмики.
1) Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически.
2) Основной задачей арттерапии является нормализация состояния нервной системы, пробуждение в ребёнке его творческой активности, которая направляется на реализацию его творческих возможностей и способствует его познавательно-речевому развитию. В изобразительной деятельности используем нетрадиционную технику рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и другое.
3) Еще одна форма коррекционных технологий для регулирования эмоциональных состояний ребенка «Сухой дождь», где дети получают заряд бодрости, улучшается настроение. Так можно регулировать эмоциональные состояния детей.
4) Активно используем «Су-Джок терапию». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.
5) Сказкотерапия. Ни для кого не секрет, что дети любят сказки. Издавна они использовались как своеобразный инструмент воспитания и обучения детей. Через любовь к сказкам можно многому научиться.
6) Логоритмика - эта форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Регулярная совместная деятельность логоритмикой способствует нормализации речи детей, учит общению со сверстниками, способствует развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с детьми.
Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
7) Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук
Преимущества биоэнергопластики:
- помогает длительно удерживать интерес ребенка к занятию;
- создает положительный эмоциональный настрой ребенка;
- активизирует внимание, мышление;
- развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве;
- совершенствует артикуляционную и пальчиковую моторику.
8) Нейродинамические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, активно используются в работе по коррекции нарушений звукопроизношения.
Цель: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности движений.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
9) Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность, их можно использовать не только в области математического и познавательного развития. Марблс способствует решению целого ряда задач:
а) развивают сенсорику, обследовательские действия;
б) расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас;
в) формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)
г) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;
д) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;
е) развивают навыки порядкового и количественного счета;
ж) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
з) развивают чувство ритма, цвета, композиции;
и) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;
к) способствуют развитию воображения и творчества;
И главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка.
10) Особый интерес вызывает у детей применение песочной терапии. Её использование нормализует состояние ребёнка, развивает мелкую моторику, позволяет закрепить и совершенствовать речевые умения и навыки детей. Они с большим удовольствием изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.
11) Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде.
Проблему решает создание мини-музеев в детском саду, так как они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно - образовательный процесс музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини-музей. «Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.
В группе были созданы мини-музеи, необходимые для воспитательно-образовательного процесса:
- «Новогодние игрушки», «Снеговик -Почтовик», «В деревне», «Военная техника», «Мои любимые игрушки», «Человек и космос».
12) «Лего – технология».
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, которая проявляется в разных видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире, используя Лего-конструктор при изучении таких тем, как: «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли» и другие.
13) Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяем игровые технологии (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные игры, игры-драматизации), так как игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
14) Активно использую лэпбуки по автоматизации звуков речи, развитию связной речи, которые создаем совместно с детьми.
15) Пластилинотерапия. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия пластилинографией способствуют:
- развитию психических процессов;
- развитию воображения, творческих способностей;
- способствует развитию тактильных ощущений;
- расширяет представления детей об окружающем мире,
- развивает внимание, любознательность;
- развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, а следовательно развивается речь ребенка.
16) Информационно-коммуникативные технологии - персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, электронную физкультминутку, принтер, презентации по автоматизации звуков, формированию слуха, развитию лексики и грамматики, мультимедийный проектор.
Вывод: данные приёмы интересные, разнообразные и результативные, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей.
План работы
Сроки | Участники | Описание деятельности | Ответственные |
Декабрь | Дети | Работа над речевым дыханием и фонематическим восприятием. Дыхательное упражнение: «Сухой дождь». Игра «Скажи ласково», «Один-много» (см. картотеку). Постановка звука С. Беседа по лексической теме. Упр. «Кто как голос подает». Пальчиковая гимнастика кулак-ребро-ладонь. Автоматизация звука С в прямых слогах (cа,со и тд.) Беседа по картинке «Птичья столовая». Автоматизация звука С в начале слова (сам, сами, сани и тд.) Упр. «Назови детенышей животных», «Один-много», « Кто как голос подает» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Дыхательное упражнение: «Шар лопнул» Пальчиковая гимнастика: Су-Джок терапия. Автоматизация звука С в середине слова (оса, коса, роса и т.д.) Упр. «Хлопай не зевай». Дыхательное упражнение: «Согреем ручки». Пальчиковая игра: «Пирог». Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Автоматизация звука С в конце слова (нос, покос и т.д.). Дыхательное упражнение: «Метель». Пальчиковая игра: Самомассаж шишками Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением | Учитель-логопед |
Родители | Консультация «Речевой диагноз ребенка» | Учитель-логопед | |
Воспитатели | Консультация «Ребенок с ТНР. Как вовлечь его в игры » | Учитель-логопед | |
Январь | Дети | Автоматизация звука в предложениях. Упр. «Звук заблудился» Игра «Подбери признак», беседа по картине составление предложении. Дыхательное упражнение: «Часики» Пальчиковая игра: Самомассаж шишками Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Использование материала из лэпбука по изучаемому звуку. Развитие фонематического слуха «Доскажи словечко». Автоматизация звука с в чистоговорках. Пальчиковая гимнастика: Игры с прищепками. | Учитель-логопед |
Родители | «Особенности коррекционной работы с детьми с ТНР » | Учитель-логопед | |
Воспитатели | Консультация «Особенности работы с детьми ТНР». | Учитель-логопед | |
Февраль | Дети | Постановка звука З. Упр. «Что из чего сделано», Один-много» «1-2-5» Игра «Найди звук» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Горячий чай» Пальчиковая гимнастика: кулак-ребро- ладонь Артикуляционная работа, работа над звукопроизношением. 1Автоматизация звука З в прямых и обратных слогах. Повторение слогов. #1060;онематический слух Упр. «Логопедическое лото» Игра: «Кто сказал правильно» Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Пальчиковая гимнастика: Игры с лего. Автоматизация звука З в словах (в начале слова) Игра: «Измени слова» (один играет, двое играют) Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая гимнастика: Массаж мячом. Автоматизация звука З в словах (в середине и в конце слов) «Логопедическое лото». Составление рассказа по серии сюжетных картинок Дид. игра: «Что изменилось?» Дифференциация звуков З-с в словах и словосочетаниях. Беседа по картине «Моя семья». | Учитель-логопед |
Родители | «Советы логопеда по развитию речи» | Учитель-логопед | |
Воспитатели | «Как научить говорить ребенка правильно» | Учитель-логопед | |
Март | Дети | Дифференциация звуков З-С в предложениях и во фразовой речи Игра «Засели слова в домики». Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. | Учитель-логопед |
Родители | «Зачем нужны домашние логопедические задания» | Учитель-логопед | |
Апрель | Дети | Постановка звука Ш Гусь шипит: шшшш Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» Пальчиковая гимнастика: «Шнуровки». Развивающая игра «Логика» .Автоматизация звука Ш в прямых слогах. Дыхательное упражнение: «Насос». Автоматизация звука Ш в обратных слогах. Пальчиковая игра «Цветные ладошки». | Учитель-логопед |
Май | Дети | Автоматизация звука Ш в начале слов (шаг, шаги и т.д.) Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок». Д\и «Скажи наоборот». Артикуляционная гимнастика: для свистящих звуков. Диагностика. | Учитель-логопед |
Родители | Памятка «Как овладеть речью» | Учитель-логопед | |
Воспитатели | Анализ диагностики | Учитель-логопед |
* Участие в музыкальных мероприятиях (ответственные: муз.руководитель, воспитатель, учитель-логопед): «День Знаний», «День национального костюма», «Золотая осень», «День Республики Башкортостан», «День матери», «Новый год», «8 марта - Праздник наших мам».
* Участие в спортивных мероприятиях ( ответственные: инструктор по ФК, воспитатель, учитель-логопед): «Осенняя спартакиада», «Правила дорожного движения», «Снеговик в гостях», «Мой папа – Защитник Отечества», «Зарница», «Масленица».
Заключение
В заключении хочется отметить, дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь. Научить ребенка говорить правильно, красиво - это сложно, но необыкновенно интересно. Это большая ответственность и высокая честь! Грамотная, четкая, правильная речь - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Применение в практической деятельности педагога современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов, приёмов, умелое сочетание их с традиционными формами работы повышает качество работы педагога, способствует успешному исправлению речевых недостатков детей, позволяет полноценно подготовить ребёнка к школьному обучению.
Список литературы
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.
- Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход», Школа здоровья, 2015.
- Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.
- .Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.
- Гаркуша Ю.Ф, Черлина Н.А., Манина Е.В., «Новые информационные технологии в логопедической работе», Журнал «Логопед». 2014, № 2.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль: Академия Развития, 2006. 120с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,#1089;.
- Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.
- Нагорная Л.Ф. «Логопедические проблемы детей дошкольного возраста» М. 2015.
- Степаненкова Э. Я. «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» М.,2009. 50с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, #1089;.
Интернет ресурсы
1. ;
;
3. ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста
Поиску путей своего развития, самообразованию и творчеству современного педагога помогает внедрение новых технологий....
Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Презентация к мастер - классу для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...
Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...
Педагогический опыт: Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей
Применение современных образовательных технологий в прПЕоцессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста...
Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Цель проекта: Повышение качества дошкольного образования путем внедрения инновационных педагогических технологий.Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимос...
«Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,это творение будущего и взгляд в будущее. В. Сухомлинский Детство – уникаль...
Презентация "«Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»."
Презентация «Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....