Занятие по экологии "Ягодная сказка" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Авторская разработка Вислогузовой Е. П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКТЯБРЬ
Занятие № 3
Тема: «Ягодная сказка».
Программные задачи.
Образовательные: формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе на основе знаний особенностей отдельных ее объектов; познакомить детей с лесными ягодами: брусникой, костяникой, клюквой; учить различать их по внешнему виду, называть и давать описание; учить детей истолковывать названия лесных ягод, искать его смысл, причины, из-за которых было дано имя; закреплять представление о разнообразии лесных ягод.
Развивающие: развивать мышление, память, творческое воображение; умение анализировать и делать выводы; умение находить объект природы на картинке;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к лесу и его дарам
Оборудование: игрушка Колобок; картинки с изображением девочки-Бусники, девочки-Костяники и девочки-Клюквы; картинки с изображением ягод: брусники, костяники, клюквы, рябины, малины, ежевики, черники, земляники; три корзинки, трафареты ягод.
Предварительная работа: беседа о лесных ягодах; чтение рассказа Н. Павловой «Ягоды», стихотворений Е. Трутневой «Земляника», «Черника»; дидактическая игра «Что за ягода?».
Содержание.
1. В группе представлены элементы леса: деревья, животные, грибы, звучит спокойная музыка, дети стоят на «лесной поляне».
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в наш лес. Лес - это большой дом для растений, насекомых, животных и птиц. И когда мы приходим в лес, мы приходим к ним в гости. Представьте себе дом, где нет одного из хозяев. Например, лес, где нет травы (нет птиц). Уютно, интересно, весело гулять по такому лесу? Конечно нет, лес голый, скучный, не красивый. Чтобы в лесу было всегда уютно, мы с вами должны его беречь. Давайте вспомним с вами правила, как нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе. Я буду показывать вам правила, а вы называть их (не ломать ветки, не оставлять мусор, не уничтожать насекомых). Правила вспомнили, а сейчас отправляемся в лес (идет).
- Дети, закройте глаза и представьте, что мы с вами в лесу. Представили? А теперь откройте глаза, посмотрите как красиво, погуляйте по нашему лесу. Посмотрите вокруг и скажите:
- Что растет в нашем лесу? (Деревья).
- Названия каких деревьев вы знаете? (Клен, дуб ...)
- Что еще есть в нашем лесу? (грибы, птицы, звери).
- Каких птиц (зверей, грибы) вы знаете?
- А чего нет в нашем лесу? (цветов, насекомых, трав, ягод).
Дети называют знакомые им цветы...
- В лесу часто случаются разные истории. Я хочу прочесть вам одну такую историю про Колобка. Но это будет совсем другая сказка. Садитесь на пенечки и приготовьтесь слушать. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить кого Колобок встретил в лесу и как они выглядели.
Чтение сказки Н. Рыжовой «Девочка-Брусничка румяные щечки»
«Однажды Колобок пошел гулять в лес, и вот какая история с ним приключилась. Вы были в лесу осенью, когда лес стоит, словно картинка, нарисованная ребятами? Одно дерево золотое, другое - красное, третье - зеленое, четвертое - пестрое. Словом, кто каким цветом хотел, таким и раскрасил. Осенью в лесу то и дело попадаются на глаза стаи синичек. Осенью особенно звонко распевает крапивник. Осенью солнечные зайчики играют друг с другом в прятки в пестрой листве. А это гораздо интереснее, чем летом - попробуй, отгадай, где листочек, а где зайчик.
В тот день солнечные зайчики поиграли на опушке и вместе с ветром побежали в чащу леса. Теперь листвы было мало, и никто не мешал ветру забираться в самую глушь. Колобок побежал догонять зайчиков и столкнулся … с девочкой Брусничкой (картинка).
Платьице на ней было из мелких темно-зеленых закругленных листочков, на круглых щечках горел такой яркий румянец, что все так ее и называли - «девочка Брусничка - румяные щечки» (картинка).
- Давайте со мной играть в прятки! - позвала его девочка Брусничка.
- Давайте! - согласился Колобок. - Да только я тебя сразу найду. Ты вон какая заметная.
- Попробуй! - засмеялась девочка Брусничка и…пропала. Оглянулся Колобок - кругом зеленая трава, разукрашенная яркими опавшими листьями. И вон в той стороне красный листок. Где искать? И вдруг видит, (картинка) - выглядывает красная щечка из-под зеленого резного листочка.
- Эй, Брусничка! Вылезай!
- Я не Брусничка.
- Как это не Брусничка, и листья и щечки ... вылезай!
- Посмотри хорошенько (картинка). Наши листья не одинаковы. У Бруснички листья маленькие, закругленные, растут в разные стороны по одному.
А я - Костяника! Листья у меня большие, зубчатые и растут в кучку по три листа. И ягодки тоже растут в кучку, а в ягодках есть косточки. Я - Костяника!
Тут же из кустиков показалась Брусничка и засмеялась:
- Мы часто рядом растем. Ищи-ищи!
И опять спряталась.
Показалось Колобку, что-то в стороне красное мелькнуло... Под листок спряталось. Подошел Колобок, тихонько приподнял листок, а под ним крошечный мухомор.
Выбежал Колобок на опушку. Отсюда начиналось старое болото. Вот она, Брусничка! Сидит на кочке, на самом виду и почему-то не прячется (картинка).
- Эй, Брусничка!
- Я не Брусничка! (картинка). Я - Клюква! Стебли у меня длинные, ползучие, по самой земле стелятся. А листья темно-зеленые, заостренные. Я - Клюква!
Тут вдруг солнце накрыла огромная лохматая туча, и снег пошел. Падали снежные хлопья на зеленую траву, на разноцветные листья, на красные ягоды.
- Ах, как ягоды жалко. Им же холодно!
- Что ты, Колобок, - сказала Брусничка, которая теперь стояла с Колобком рядом. Клюква холод любит у нее ягоды кислые, а вот перезимует под снегом, и будут у нее ягоды весной сладкие, сочные.
Колобок замерз и ... проснулся. Рядом с ним на теплой рыжей хвое стояла корзинка, полная крупных краснобоких ягод.
В разноцветных листьях прыгали солнечные зайчики. Один забрался в корзину - и заиграли румяные щечки Брусники, словно ягоды рассмеялись.
Колобок подхватил корзинку и побежал к бабушке. А по дороге все думал: приснилось ему или все было на самом деле?»
Вопросы по содержанию сказки:
- Кого встретил Колобок в лесу? (Девочку-Брусничку).
- Опишите, как выглядит брусничка? (Тонкие коричневые ветки, мелкие темно-зеленые, закругленные листья, круглые ярко-красные ягоды).
- Что предложила Брусничка Колобку? (Брусничка стала играть с Колобком в прятки).
- Кого нашел Колобок? (Костянику).
- Опишите, как выглядит Костяника? (Длинный, тонкий, зеленый стебель, листья большие, округлые, резные, ярко-зеленые, собраны в кучку, ягоды круглые, румяные, яркие, с косточкой, собраны в кучку).
- Какую ягоду нашел Колобок на болотной кочке? (Клюкву).
- Опишите клюкву. (Стебли тонкие, длинные, ползучие, листики маленькие, продолговатые, заостренные, темно-зеленые, ягоды темно-красные, круглые, спелые).
- Что рассказала Брусничка Колобку про клюкву? (Клюква любит холод, ягоды от холода становятся сладкими).
- С какими ягодами познакомился Колобок в лесу?
Физминутка.
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды и не счесть,
Как домой воротимся, будем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Но уже на занятие нам пора.
2. Игровое упражнение «Почему они так называются?»
- Как вы думаете, почему так называется ягода - костяника? (облепиха, рябина, клюква, ежевика, малина, брусника).
После каждого ответа дается объяснение воспитателем:
Костяника - съешь и выплюнешь косточку, ягода мелкая, а косточка крупная.
3емляника - наклонена к земле ягода.
Рябина - красных ягод так много, что даже в глазах рябит.
Клюква - название видимо птицы дали, клюют ее.
Ежевика - не кустарник, а колючка.
Малина - маленькие ягодки в одну шапочку-ягоду слепились.
Брусника - «брус» - старинное слово, означает «красный».
- Вот сколько много ягод мы с вами вспомнили и узнали про их названия столько интересного!
- А вот и Колобок. Ребята, посмотрите, сколько много ягод собрал Колобок! Как они называются? (брусника, костяника, клюква).
Но пока он шел к нам в гости, все ягоды перемешались. Давайте поможем Колобку разобрать ягоды по корзиночкам. В одну корзину вы будите собирать клюкву, в другую - костянику, в третью - бруснику.
3. Дидактическая игра «Соберем ягоды». (Звучит музыка).
Воспитатель рассыпает на полу трафареты ягод и предлагает помочь Колобку разобрать их по трем корзинкам. Дети делятся на три команды: «Брусничка», «Костяничка», «Клюковка». Игроки от каждой команды по очереди выбегают на полянку, берут ягоду, соответствующую названию их команды и кладут в корзину. В конце игры Колобок оценивает действия команд. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее собрала ягоды.
Воспитатель: - Ребята, как вы будете собирать ягоды, когда пойдете в настоящий лес? (осторожно, не рвать сами кустики, зеленые, недозревшие ягоды). Ягоды, цветы, грибы - все это дети леса. Они дружно живут в своем доме и друг без друга обойтись не могут. Для того чтобы сохранить природу: леса, поля, реки, животных, насекомых, птиц - мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка». (старшая логопедическая группа)
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ". Старшая группа
Комплексное занятие в старшей группе "Путешествие в сказку".Программные задачи:упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10;закрепить умение ориентироваться на листке бумаги.Закрепить з...
Проект «Новогодняя сказка» старшая логопедическая группа
Данный проект был началом к разработке и апробации новой формы организации театрализованной игры. Почему именно театрализованная игра? Во-первых, театрализация является мощным ...

НОД Тема: «Беседа о содержании музыкального произведения А. И. Хачатуряна «Вечерняя сказка»» (старшая возрастная группа)
Занятие знакомит детей с композитором А. И. Хачатуряном и его произведением "Вечерняя сказка". Фотографии природы помогают вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного ласкового и...
конспект занятия "Путешествие по сказкам" старшая группа
Программное содержание:- дать характеристику героям сказок; формировать художественно-речевые исполнительские способности;- развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе беседы...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « Поможем сказкам.» Старшая речевая группа
Цель: Обогащение словарного запаса через создание игровой ситуации в процессе коммуникативной деятельности.Задачи:1. Обогащать словарный запас детей новыми словами (длинноухий, з...

Конспект занятия на тему «Сказка». Старшая группа НОД (конструирование) «Пазл своими руками»
Конспект занятия на тему «Сказка». Старшая группаНОД (конструирование) «Пазл своими руками»Подготовила педагог Можевикина С.А. Цель: развивать фантазию у детей, пред...