Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Устинова Ольга Владиславовна

Интегрированное занятие эколого-эстетического цикла способствует формированию у дошкольников представлений о берёзе не только, как о региональном представителе растительного мира, но и, как о потрясающей красоты дереве, уникальном и неповторимом, обогащению и углублению  эмоциональных переживаний через синтез изобразительного, музыкального и поэтического искусства. Такой комплекс позволяет формировать у детей совершенно иное, эмоционально окрашенное отношение к природе родного края. Занятие проводится с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_o_beryozke.doc43.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Люблю берёзку русскую»

Образовательные области: музыка, художественное творчество, познание, коммуникация

Цель: формирование эмоциональной и эстетической отзывчивости на красоту русской берёзы средствами синтеза искусств.

1. Образовательные задачи: пополнить знания и представления детей о берёзе как уникальном дереве; с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства формировать эстетический образ берёзы.

2.  Развивающие  задачи: развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа берёзы, видеть ассоциацию берёзы с «девицей».

3. Воспитательные задачи: вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

4. Технические задачи: закреплять технические умения в сминании и скручивании бумаги для передачи образа «весенних почек и серёжек».

5. Творческие задачи: побуждать к изображению берёзки с помощью пластики тела

Оборудование: фонограмма русск. нар. песни в обработке Н.А.Римского-Корсакова «Во поле берёза стояла», Н.Рота «Ромео и Джульетта», репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь»,

Материалы для детей: незаконченное панно «Весенняя берёза», гофрированная бумага зелёного и жёлтого цвета, ножницы, клей.

Подготовительная работа:

  1. любование берёзкой во время прогулки в парк; выделение её характерных особенностей (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветви, лёгкая крона);

- слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Обогащение словаря:  «чечевички», «береста»

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном дереве, а о каком вы узнаете из музыкального произведения.

(Дети садятся в полукруг. Звучит русск. нар. песня в обработке Н.А.Римского-Корсакова «Во поле берёза стояла»)

  1. Дети, вы узнали эту мелодию? О чём она? Как она называется?

-  Да, это русская  народная песня «Во поле берёза стояла»

  1.  Это дерево на столько любимо нашим народом, что про него с самых древних времён и до наших дней слагают песни, стихи, пословицы, поговорки. А как вы думаете, почему?
  2.  Потому что берёза – это дерево, которое символизирует нашу Родину. У каждого жителя земли есть своя Родина – то место, где он родился и живёт. Когда жители Африки произносят слово «родина», они представляют пальмы и пустыни, а многие жители нашей страны, думая о Родине, вспоминают её неповторимую природу, белый зимний снег и, конечно же, русскую берёзку.
  3. Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? (белый ствол с чёрными пятнами)
  4. Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой. Береста – это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные чёрные пятна и чёрточки, идущие по стволу. Это – чечевички, через них берёза дышит. Мало того, эти чёрные чёрточки – чечевички являются и своеобразным украшением. Вспомните, с кем мы сравнивали берёзку? (с девочкой в белом платьице в чёрный горошек)
  5. Без этих «горошинок» берёзовое «платье» не было бы таким нарядным.
  6. В народе берёзу часто сравнивают с девицей. А почему?
  7.  Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своём творчестве красоту этого дерева и свою любовь к нему. И сейчас я хочу вам показать как изобразил на своей картине берёзку  великий русский художник Игорь Грабарь.

(Воспитатель показывает репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь», даёт детям возможность полюбоваться ею)

  1. Посмотрите, какая замечательная картина! что же на ней изображено? (зима, берёзовая рощица)
  2. Какой же здесь изображена берёзка? (белоствольной, стройной, нарядной, красивой)
  3. Да, точь-в-точь такой, какую мы видели, когда ходили на прогулку в наш парк.
  4. А как вы думаете, о чём хотел рассказать нам художник? (о том как красива наша русская берёзка в любое время года)
  5. А какое настроение вызывает у вас эта картина? (весёлое, светлое, радостное) Почему?
  6. А как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал эту картину?
  7. Да, художник очень радовался, увидев эти красивые берёзки. Он восхищался ими, и захотел передать своё восхищение и свою любовь к этому замечательному дереву через картину. Он как будто говорит нам: «Посмотрите, как же красива наша русская берёзка!»
  8. А с помощью каких красок художник передал своё восхищение, радость, восторг? Назовите их.
  9. В картине художник изобразил совсем небольшое пространство. Этим он, наверное, хотел показать нам, как красив даже небольшой кусочек берёзовой рощи зимой. А ещё, он как будто приглашает нас прогуляться между  берёзок и насладиться февральским деньком. Посмотрите, берёзы такие высокие, как будто мы оказались прямо там, в роще, среди их белых стволов. Давайте с вами представим, что мы попали прямо в картину.

(Воспитатель включает музыку,

 дети слушают и любуются картиной)

  1. Что же вы представили, почувствовали, услышали? (дети рассказывают о своих впечатлениях, чувствах)
  2. А я почувствовала, как солнечные лучики, несмотря на то что на картине изображен зимний день, приятно согревали меня, и мне очень захотелось обнять одну из этих  берёз, прижаться к её коре щекой, вдохнуть её аромат.
  3. А как вы думаете, та музыка, которую вы слышали, передавала настроение художника? Какая она была? (плавная, спокойная, мелодичная)
  4. Композитор, как будто тоже увидел эту картину и отразил красоту берёзки в своей музыке. Она была такая же светлая, прозрачная, мелодичная как эти удивительно красивые берёзки.

- Видите, как красиво про берёзку рассказал художник, а сейчас послушайте,   как рассказал о берёзке поэт:

                         Словно девица русская, приумолкнув,  стоит,

                         Над речушкой берёзка листвой шелестит.

                         Только ветер играет в косах длинных листвы,

                         Только звёзды мигают ночью ей с высоты.

                         Рано утром встаёт она солнце встречать,

                         Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

                         И, наверно, на свете нет берёзы родней,

                         Ведь берёзка – частица России моей.

  1.  С кем сравнивает поэт берёзу?
  2. Почему поэт сравнивает ветви берёзы с длинными косами? (они длинные, тонкие, волнистые, плавно спускающиеся вниз, как распущенные волосы девушки)
  3.   А как вы думаете, какие чувства автор стихотворения испытывает к   берёзке? Почему он называет её частицей России?
  4. Вот видите, и художник, и композитор, и поэт по-разному, но удивительно красиво рассказали нам о красоте русской природы, о красавице берёзке.
  5. А давайте и мы каждый по-своему изобразим берёзку. Передадим своё восхищение ею с помощью «языка» тела. Превратимся в стройную русскую белоствольную красавицу.

(Дети под музыку идентифицируют себя с берёзкой с помощью игры-имитации. Педагог восхищается разными «берёзками», у каждой находит что-то неповторимое)

-  Ребята, о каком дереве мы с вами сегодня говорили? Мы видели как изобразил берёзку художник, как красиво про неё сказал поэт, разучили песенку про берёзку и даже сами изобразили её под музыку. Так как же нам нужно относиться к этому уникальному дереву, чтобы оно и дальше радовало нас своей красотой?

-  А сейчас на память я предлагаю вам создать красивую картину про берёзку. Она у меня уже готова, осталось только её одеть в весенний наряд. Давайте изобразим весенние почки и серёжки с помощью комочков смятой бумаги.

(Дети выполняют работу. После окончания воспитатель показывает всем готовую картину, хвалит детей, предлагает сказать берёзке добрые слова)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной»

·         Цель·         дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях сод...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста"Традиции русского народа"

методическая разработка занятия по ознакомлению детей с традициями и профессиями  существовавшим на Руси издревне...

Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной» •

middot;             Цель·             дать детям первые представления о ...

Интегрированное занятие для детей старшей группы «Знакомство с русской ложкой»

Цель: Познакомить с русским народным музыкальным инструментом «ложки».Задачи:vОбразовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным  инструментом (истори...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА»....


 

Комментарии