Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Марусенко Анастасия Викторовна

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему

" РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА ".

G:\DCIM\100NIKON\DSCN3400.JPG

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».

Разработал: Крылова С.В.

Цель: Познакомить с русской рубахой, как самым важным элементом русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление о народном костюме.
  • Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.
  • Закреплять умение рисовать геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).

Развивающие:

  • Закреплять знания о русских народных промыслах.
  • Закреплять умение рисовать геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

Оборудование: предметы русского народного костюма, иллюстрации славянских узоров, заготовки рубашек из бумаги, фломастеры, музыкальное сопровождение.

Речевой материал: народные промыслы, славянский узор, ромб, квадратики, спирали, зубцы, русская рубашка, порты, сарафан, ворот, рукав.

Предварительная работа: экскурсия в мини-музей «Русская изба», рассматривание иллюстраций с предметами расписанных славянскими узорами, образцы узоров.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные, да желанные!

-Ребята, ответьте на вопрос: «Что такое Родина? (ответы детей)

Это леса, поля, реки, моря, луга.

Пальчиковая игра «Родина»

У меня есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо голубое

Это все мое родное.

Всех люблю на свете я-

Это родина моя!

Воспитатель: –Ребята, а как звали людей, которые жили на Руси? (русичи)

- А как они одевались? Как называлась их одежда?

(рассматривание русских народных костюмов).

Сегодня мы с вами поговорим о таком элементе русского народного костюма, как рубаха.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА.

Одежда в жизни наших предков имела очень большое значение, по ней можно было узнать про человека практически все, из какой местности он родом, из какой он семьи, сколько ему лет, сочетался ли он браком.

Слайд 2. Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти.

Считалось, что, если продать свою рубаху, значит продать и свое счастье. 
Основу славянского костюма составляла длинная рубаха. История славянской рубахи началась с простого куска ткани. 
Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Так поступали потому, что верили в священную силу рубахи и хотели таким способом уберечь маленького человека от порчи и сглаза. 
Слайд 3. Детская одежда древних славян была одинакова и для девочек, и для мальчиков. Она была одной длины, до пят. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей. 
Слайд 4. Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Ворот, рукава и подол рубашки покрывала вышивка. Вышивка обладала в древности оберегающим смыслом, особенно все отверстия. Рукава, ворот, подол, покрывались вышивкой. По мнению древних, это оберегало и тело, и душу человека, который носил эту рубаху (одежду). 
Праздничные рубахи передавались в семье из поколения в поколение как семейное сокровище. 

Особое внимание уделялось воротнику, который, как считалось, оберегает душу.

Вырез горловины был двух типов: прямой с разрезом посередине и косой – сбоку. Такие рубахи называли косоворотками.

Женская русская народная рубаха кроилась длиной до пола, хотя за счет пояса она обычно была короче.

Слайд 5. Мужские рубахи почти не отличались от женских, но были короче. Мужская рубаха обязательно подпоясывалась. Причем рубаху поддергивали, вытаскивая из-за пояса так, что получалось что-то типа мешка. Там, «за пазухой», можно было хранить необходимые вещи.

Русская рубаха мужская также, как и женская, украшалась вышивкой, но была поскромнее.

Вышивка в русском народном костюме

Мы привыкли считать вышивку украшением. Но в прошлом она выполняла, в первую очередь, функцию оберега, поэтому узоры наполнялись особым смыслом. Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:

Слайд 6,7.

  • Образ Женщины-Берегини — заглавный на Руси и мощный славянский оберег. Изображение женской фигуры с птицами в руках, солнечными знаками или дарами природы — это символ счастья, духовного и материального богатства.

Слайд 8.

  • Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.

Слайд 9.

  • Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи.

Слайд 10.

  • Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.

Слайд 11.

Вышивка в русском народном костюме располагалась в особых местах: вокруг воротника рубахи, по подолу и на рукавах. То есть там, где к телу человеку, не защищенному одеждой, могли проникнуть злые силы. Узоры вышивались нитками красного оттенка, который считался цветом благого огня, в том числе, небесного. Именно ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, у богатых людей это было золото.

Вот такая вот история русской рубахи.

Физкультминутка:

Ши-ши попляши!

Все танцоры хороши!

Ой-ой та-ра-ра!

Лучше всех детвора!

Я скачу, скачу, скачу,

Пляску русскую учу!

Сели – встали, сели – встали,

Словно Ванькой-встанькой стали.

Беседа об особенностях славянской росписи:

- Какой фон у росписи (белый)

- Какой цвет у росписи? (красный)

- Какие элементы? (геометрические фигуры: ромб, квадрат, зубцы, спираль).

–Ребята давайте сегодня украсим узорами эти рубашки (достает заготовки рубашек из бумаги)

Показ приемов рисования элементов узора воспитателем.

Самостоятельная деятельность детей. 

Воспитатель помогает тем, у кого возникают трудности.

Итог занятия. Рассматривание работ.

Используемые интернет источники:

http://ethnoboho.ru/slavyanskiy/tradicionnyj-slavyanskij-kolorit-voploshhennyj-v-russkoj-narodnoj-rubaxe.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Варварушки – Всезнаюшки»

Интегрированное занятие для детей старшей группы. Занятие проводится в декабре месяце, когда детям знаком осенний материал и в разучивании  музыкальный материал по зимней тематике.Дети на занятии...

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

НОД по нескольким областям: социализация, коммуникация, познание.подходит для проведения итогового занятия....

познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза"

познавательное занятие для старшего дошкольного возраста "Русская берёза"...

познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза"

познавательное занятие для старшего дошкольного возраста "Русская берёза"...

Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты»

Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты» .Конспекты направлены на изучение русских народных инструментов. Цель:...