Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Евтихова Наталья Витальевна

·         Цель

·         дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, их характере.

·         через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа и развивать интерес к его культуре;

·         воспитывать чувство любви и заботы к своим близким.

·         развивать эмоциональность, артистичность детей.

  • воспитание активности и интереса к русскому фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_detey_starshey_doshkolnoy_gruppy.docx19.82 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx656.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной»

  • Цель
  • дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, их характере.
  • через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа и развивать интерес к его культуре;
  • воспитывать чувство любви и заботы к своим близким.
  • развивать эмоциональность, артистичность детей.
  • воспитание активности и интереса к русскому фольклору

Ход занятия:

Дети, мы с амии поиграли и устали, дайте отдохнем. Садитесь на стульчики. Наши игрушки тоже устали, давайте возьмем их на ручки и покачаем, споем ласковую песенку, будем игрушечку качать прибаюкивать. (слайд №1)Как будем баюкать? Когда ваша мама вас баюкает, какие слова она говорит?  А кто знает, как называются такие песенки, где есть слова баюшки- баю? А вот почему они так называются, я вам сейчас расскажу (слайд №2):

В далекие времена ваших прабабушек и прадедушек,  когда рождался маленький ребенок его, клали в специальную качалочку, которая называлась колыбелька или люлька. Как у мамы было много работы, она не могла держать постоянно его на руках, она качала люльку и в такт качанию пела не затейливую песенку, успокаивая малыша. Героями таких песен часто был сам малыш, птицы-гули, котики( слайд №3), зайчик, тесть все животные окружающие дом малыша. Давайте я спаю вам такую песенку, а вы побаюкаете свои игрушки:

Котя-котенька-коток,(слайд №4)
Твой пушистенький хвосток
Приди, котик, ночевать -
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.

Баю-бай, баю-бай,(слайд №5)
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки, 
Спят сомы и окуньки.

Баю-бай, крадется Дрема,(слайд №6)
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш, 
Ты уже так сладко спишь.

Баю-баю, спи, дружок,(слайд№7)
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.

В русской деревне считалось необходимым укачивать ребенка и петь ему колыбельные песни. (слайд №8) Это было необходимо, по мнению крестьян, для того, чтобы ребенок мог уснуть хорошим здоровым сном, и чтобы, засыпая, он чувствовал себя в безопасности, под защитой, сидящей рядом с ним матери или бабушки. Русские женщины считали, что во сне ребенок набирается силы, здоровья и спокойствия. 

Колыбель мерно качалась ногой: вверх - вниз, вверх - вниз, шуршали нитки на веретене, раздавалась монотонная, бесконечная песня с мерным тактом, определенной мелодикой и ритмом, со множеством шипящих звуков: "шиш вы, куры, не шумите", "шла наша Дрема, ш-шш-шш", или с мягким "бай-бай-бай", "люли-люли-люли". Новорожденный в первые месяцы жизни не понимал содержания песен. Он слышал голоса матери, бабушки, няньки, узнавал их, успокаивался под пение и мерное движение колыбели. 

В годовалом возрасте ребенок уже понимал простенький сюжет песни. Мать, зная это, выбирала колыбельную в зависимости от настроения малыша. Если он слишком весел, шумлив, она пела ему об Угомоне, Буке или сером волчке (слайд №9), которые придут и заберут его, но мама защитит своего дитя, если он постарается заснуть. Если ребенок был спокоен, тих, мать пела ему песенку, какой он хороший, любимый и каким он скоро станет большим, красивым, добрым. Колыбельные песни создавали ребенку хороший душевный настрой, ощущение защищенности, счастья и покоя. Мать, особенно молодая, очень заботливо относилась к уснувшему малышу. (слайд №10) Она обычно старалась посмотреть улыбается ли ее дитятко во сне или плачет. Если улыбается, то значит» ангельская душенька с ним беседует, на все доброе его наставляет. Если всхлипывает, то его "нечистая сила стращает". В первом случае надо было смотреть на ребенка и улыбаться вместе с ним, а во втором - несколько раз благословить спящего, прочитать молитву, чтобы отогнать нечистого. В случае, если ребенок плохо спал, беспокоился во сне, плакал, то полагалось отогнать от него криксу или зыбочника - виновника плохого насроения малыша. Криксу - страшное злое существо, можно было изгнать с помощью небольшого приговора: "Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца!". С зыбочником бороться было легче: надо было тщательно прикрывать пустую колыбель и не качать ее без младенца
.

А теперь давайте споем колыбельные которые вам поют мамы? (слайд №11)

Все игрушки уже уснули, глазки закрыли, давайте их положем на свои кроватки и тихонько на цыпачках уйдем из спаньки. Когда вы вырастите, станете папами и мамами, вы будете петь колыбельные своим деткам, что бы они были здоровыми и счастливыми. В нашем краеведческом музеи есть настоящая старинная колыбелька, вы можете сходить с родителями и посмотреть на нее.(слайд№12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной» •

middot;             Цель·             дать детям первые представления о ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...