Занятие для детей старшего дошкольного возраста"Традиции русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
методическая разработка занятия по ознакомлению детей с традициями и профессиями существовавшим на Руси издревне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_zanyatiesayt.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
занятие "Традиции русского народа"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян.
-закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси
-активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «гончар», «ложкарь», «коваль» и др.;
Развивающие:
-развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать народные игрушки;
- развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к истории своего народа;
-воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;
-рассматривание народных игрушек;
-чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»;
-разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок, сказок .
-беседы о предметах народно – прикладного искусства;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность детей;
Ход занятия:
Воспитатель в народном костюме, входит, напевая русскую народную песню, низко кланяется детям.
В: Доброго здоровья вам, хозяева.
Дети отвечают на приветствие.
В:А пришла я к вам не одна, а с гостями дорогими. Приглашайте.
Дети зазывают гостей в русской традиции.
Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам!
Гости отказываются.
В:Ой,плохо зовем, давайте всем миром приглашать.
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Гости останавливаются на пороге.
Дети вновь зовут гостей:
Приглашаем прогуляться:
Праздник просто небывалый!
Ждут вас песни, игры, танцы.
И веселые забавы!
Гости входят. Здороваются. Садятся.
В: Вот гостей усадили и сами сядем. В ногах правды нет. Я гостинцы вам принесла. Ведёрко волшебное. Хотите узнать, что в ведерке?
Загадка: Всех накормила, а сама безротая? (ложка)
Правильно. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Из чего на Руси ложки делали в старину? Расскажите-ка нашим гостям.
Ответы детей. Их вырезали из дерева – липа, ольха, береза. Ложка получалась легкая и не нагревалась от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные и в разных краях были свои ложки, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари.
В: На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл — семью кормить.
Взят из земли, принял крещение огненное, на одоление вод; питал голодных, надселся(треснул), трудяся.(горшок)
Вот, расскажите гостям откуда горшок взялся?
Рассказы детей, что горшок лепили из глины, которую копали из земли. Гончар, горшечник лепили горшки на гончарном круге, обжигали в печи, чтобы воду не пропускал, продавали на ярмарке. В горшке варили каши и щи, в старых горшках хранили запасы.
В: Из земли добыта, в огне рождена, защищает копыта вороного коня (подкова).
Правильно, кто делал подковы?
Ответы детей: Кузнецы-ковали — это те, кто кует, т. е. подковывает лошадь. Считалось, что кузнец обладает какими-то магическими способностями, поскольку управляет огнём и металлом. Когда-то свой мастер был в каждой деревне. Ещё в старые времена кузня стояла на краю деревни возле реки, чтобы при возгорании огонь не перебрасывался на соседние дома, а водой из реки можно было тушить пожар.
А что такое подкова и для чего она? Какие еще изделия мог ковать кузнец?
Инструмент изготовить, ну и конечно изготовить качественное оружие для защиты Родины.
В: Стоит толстуха - деревянное брюхо, железный поясок. (бочка)
На Руси бочки делали бондари, бочары. Бондарь – человек, делающий из дерева всевозможные сосуды и емкости: бочки, кадки, ведра, чаны. Бондарные изделия служили тарой для хранения и перевозки жидких, полужидких и сыпучих веществ. Наиболее ценными были бочки, изготовленные из дуба. Процесс изготовления их был наиболее сложным. Труд бондаря требовал большой сноровки и знаний. Это ремесло, как правило, передавалось по наследству. Еще бондарей называли бочкарями.
В:Заскучали гости, надо их развеселить , потешить, а заодно найти, что в горшок положить. Дети приглашают гостей на хороводную игру «Капусточка».
Дети становятся в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоит на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку.
Вью, вью, вью я капусточку, да
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивался вилой кочешок,
Завивался вилой кочешок.
При развивании поется: Развивайся вилой кочешок.(2 раза.)
Гости благодарят детей, говорят что повеселились на славу.
В: все загадки отгадали, да у меня они и не кончились. Потешим гостей..И ложки ,и горшки, и подковы, оружие, инструменты ,и бочки на ярмарки свозили. А чем деток тешили? Игрушками расписными подарочками.
Нельзя дорогих гостей отпускать без подарочков, что же подарить гостям?
Посмотрю, нет ли чего в ведерке. Я вам стихи почитаю, а вы мне расскажете, что за роспись.
Воспитатель загадывает загадки про Матрешку, про дымковскую барышню, про гжельскую игрушку, хохломскую роспись, городецскую роспись.
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.(Матрешка)
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Из глины сделали
В печи обожгли,
Белой краской покрасили,
Цветными разукрасили» (дымковская игрушка)
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми.(Гжель)
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Небывалые узоры
Тонко вывела рука!
Выгнув шею, конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают.
И кувшинки расцветают. (Городец)
Дети отгадывают загадки и с поклоном вручают гостям изделия народных мастеров.
Итог занятия: О чем же мы сегодня рассказали нашим гостям?
Нам порой даже невозможно представить, насколько много и тяжело трудились люди прошлых веков, когда жизнь их неразрывно была связана с землей. Яркий пример тому – крестьянский труд. Земля-матушка, Земля-кормилица – недаром говорят в народе. Она кормит и поит, одевает и нежит. В крестьянском труде нет перерывов. Крестьянский труд и крестьянский быт были так переплетены, так тесно слиты, что часто и разделить их было нельзя. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. Но труд всегда был благом, а не обузой.
И во все времена с уважением относились к труженику. Наиболее востребованные считались ремесла необходимые в сельском быту. Ведь, чтобы вскопать землю, крестьянину нужна была соха или плуг, которые делал кузнец. Урожай и запасы хранилась крестьянами в закромах, корзинах, сусеках, изготовленных плотниками, корзинщиками, бондарями. Ходили в лаптях, сплетенных лапотниками, ели ложками, сделанными ложкарями.
Вот так все мудро, прочно и взаимосвязано было в старину.
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.(Матрешка)
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Из глины сделали
В печи обожгли,
Белой краской покрасили,
Цветными разукрасили» (дымковская игрушка)
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми.(Гжель)
Если взглянешь на дощечки, Вся земля вокруг дрожит!
Ты увидишь чудеса! Птицы яркие летают.
Небывалые узоры И розаны расцветают.(городец)
Тонко вывела рука!
Выгнув шею, конь бежит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.Задачи: 1. Расширить кругозор детей, обогати...
Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Как русский народ отмечает Новый год»
Под веселую музыку выбегает скоморох....
Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Край дружбы народов"
Это занятие посвящается проблеме мирного сосуществования детей разных национальностей, воспитания в них дружелюбия, понимания, доброты и уважения друг к другу. Оно может быть полезно для воспитателей...
Конспект интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Традиции русского чаепития"
Конспект интерактивного занятия "Традиции русского чаепития" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Целью которого является стремление к познанию детьми традиций русского народа...
Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В русской каше – сила наша»
Многие из нас забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши предки...
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Традиции моей семьи
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Традиции моей семьи...