Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной» •
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
· Цель
· дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, их характере.
· через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа и развивать интерес к его культуре;
· воспитывать чувство любви и заботы к своим близким.
· развивать эмоциональность, артистичность детей.
- воспитание активности и интереса к русскому фольклору
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Лес – любимый уголок Земли».
Молодцова Полина 5,5 лет
МБДОУ «Детский сад №32»
«Чистый город»
Колбина Ева 7 лет
МБДОУ «Детский сад №32»
«Моя планета»
Кравцова Любава 5,5 лет
МБДОУ «Детский сад №32»
«Любимый уголок Земли»
Селюнин Денис 6,5 лет
МБДОУ «Детский сад №32»
Предварительный просмотр:
Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной»
- Цель
- дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, их характере.
- через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа и развивать интерес к его культуре;
- воспитывать чувство любви и заботы к своим близким.
- развивать эмоциональность, артистичность детей.
- воспитание активности и интереса к русскому фольклору
Ход занятия:
Дети, мы с амии поиграли и устали, дайте отдохнем. Садитесь на стульчики. Наши игрушки тоже устали, давайте возьмем их на ручки и покачаем, споем ласковую песенку, будем игрушечку качать прибаюкивать. (слайд №1)Как будем баюкать? Когда ваша мама вас баюкает, какие слова она говорит? А кто знает, как называются такие песенки, где есть слова баюшки- баю? А вот почему они так называются, я вам сейчас расскажу (слайд №2):
В далекие времена ваших прабабушек и прадедушек, когда рождался маленький ребенок его, клали в специальную качалочку, которая называлась колыбелька или люлька. Как у мамы было много работы, она не могла держать постоянно его на руках, она качала люльку и в такт качанию пела не затейливую песенку, успокаивая малыша. Героями таких песен часто был сам малыш, птицы-гули, котики( слайд №3), зайчик, тесть все животные окружающие дом малыша. Давайте я спаю вам такую песенку, а вы побаюкаете свои игрушки:
Котя-котенька-коток,(слайд №4)
Твой пушистенький хвосток
Приди, котик, ночевать -
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.
Баю-бай, баю-бай,(слайд №5)
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.
Баю-бай, крадется Дрема,(слайд №6)
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш,
Ты уже так сладко спишь.
Баю-баю, спи, дружок,(слайд№7)
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
В русской деревне считалось необходимым укачивать ребенка и петь ему колыбельные песни. (слайд №8) Это было необходимо, по мнению крестьян, для того, чтобы ребенок мог уснуть хорошим здоровым сном, и чтобы, засыпая, он чувствовал себя в безопасности, под защитой, сидящей рядом с ним матери или бабушки. Русские женщины считали, что во сне ребенок набирается силы, здоровья и спокойствия.
Колыбель мерно качалась ногой: вверх - вниз, вверх - вниз, шуршали нитки на веретене, раздавалась монотонная, бесконечная песня с мерным тактом, определенной мелодикой и ритмом, со множеством шипящих звуков: "шиш вы, куры, не шумите", "шла наша Дрема, ш-шш-шш", или с мягким "бай-бай-бай", "люли-люли-люли". Новорожденный в первые месяцы жизни не понимал содержания песен. Он слышал голоса матери, бабушки, няньки, узнавал их, успокаивался под пение и мерное движение колыбели.
В годовалом возрасте ребенок уже понимал простенький сюжет песни. Мать, зная это, выбирала колыбельную в зависимости от настроения малыша. Если он слишком весел, шумлив, она пела ему об Угомоне, Буке или сером волчке (слайд №9), которые придут и заберут его, но мама защитит своего дитя, если он постарается заснуть. Если ребенок был спокоен, тих, мать пела ему песенку, какой он хороший, любимый и каким он скоро станет большим, красивым, добрым. Колыбельные песни создавали ребенку хороший душевный настрой, ощущение защищенности, счастья и покоя. Мать, особенно молодая, очень заботливо относилась к уснувшему малышу. (слайд №10) Она обычно старалась посмотреть улыбается ли ее дитятко во сне или плачет. Если улыбается, то значит» ангельская душенька с ним беседует, на все доброе его наставляет. Если всхлипывает, то его "нечистая сила стращает". В первом случае надо было смотреть на ребенка и улыбаться вместе с ним, а во втором - несколько раз благословить спящего, прочитать молитву, чтобы отогнать нечистого. В случае, если ребенок плохо спал, беспокоился во сне, плакал, то полагалось отогнать от него криксу или зыбочника - виновника плохого насроения малыша. Криксу - страшное злое существо, можно было изгнать с помощью небольшого приговора: "Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца!". С зыбочником бороться было легче: надо было тщательно прикрывать пустую колыбель и не качать ее без младенца.
А теперь давайте споем колыбельные которые вам поют мамы? (слайд №11)
Все игрушки уже уснули, глазки закрыли, давайте их положем на свои кроватки и тихонько на цыпачках уйдем из спаньки. Когда вы вырастите, станете папами и мамами, вы будете петь колыбельные своим деткам, что бы они были здоровыми и счастливыми. В нашем краеведческом музеи есть настоящая старинная колыбелька, вы можете сходить с родителями и посмотреть на нее.(слайд№12)
ебёнок: В семье Саши было пятеро детей. Двоих братьев звали Сашами: светлого – Саша белый, а тёмного – Саша чёрный. Настоящая его фамилия – ГЛИКБЕРГ.
Педагог: А родился наш поэт в Одессе. Где находится этот город? (ответы детей). Маленькому Саше мама пела колыбельные песни, но очень редко, так как была больна. Одно из стихотворений называется «Колыбельная для куклы». Послушаем его. (выходит девочка с куклой).
Баю, кукла, баю – бай,
Спи, а то придёт Бабай.
Мячик спит, и утка спит,
Ослик в сумочке храпит.
Если крепко будешь спать,
Дам конфетку полизать.
Встанешь, сказочку скажу –
Про слона… и про Жужу.
Интересно – ай – ай – ай!
Только раньше надо бай.
Ребёнок: В 9 лет Саша поступил в гимназию. Он уже тогда писал стихи. Больше всего ему нравилось писать про животных. Послушайте стихотворение «Слон».
1-й ребёнок:
Слоник, Слоник, настоящий слон живой,
Отчего ты всё качаешь головой?
2-й ребёнок:
Оттого, что потому, что потому –
Всё я думаю, дружок, и не пойму…
Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь…
Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…
1-й ребёнок:
Слоник, Слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой…
Я принёс тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…
Ты не будешь головой теперь качать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей старшей дошкольной группы « История русской народной колыбельной»
· Цель· дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях сод...
Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...
Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данный отчет по теме " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посред...