План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Краткое содержание работы календарно-тематического планирования по экспериментально-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_eksperimentalno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе № 11.
на 2016 – 2017 учебный год.
п/н | Месяц проведения | Тема, цели, вид деятельности. | Этап деятельности | Содержание познавательно- исследовательской деятельности | Результативность этапов познавательно- исследовательской деятельности. |
1. | Октябрь | 1.Тема: «Цветная вода» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (растворимость); учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к экспериментированию. Материал и оборудование: большая ёмкость с водой, пластиковые стаканчики, леечки, красители – акварельные краски, йод, ломтики свёклы, синие чернила и прочее; резиновые и пли полиэтиленовые перчатки. | Мотивационно- организационный | В группе организуется день «Цветной воды» - предлагает «сыщикам» найти и использовать различные вещества для превращения обычной, бесцветной и скучной воды в яркую, цветную и необычную. | Создана проблемная ситуация с элементами мозгового штурма: выяснить каким способом превратить обычную воду в цветную. Дети делятся на две команды и каждая команда доказывает свои предпосылки превращения воды в цветную. |
Поисково- исследовательский |
| ||||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Вывод: Воду можно окрасить при помощи растворяющихся в ней красящих веществ. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Сформулирован вывод о том, какие вещества окрашивают воду; дана оценка экспериментальной деятельности детей. | |||
2.Тема: «Поглотители воды» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемость) и способность различных материалов впитывать воду; развивать мыслительные процессы. Материал и оборудование: несколько ёмкостей с водой, лоскутики ткани различной плотности, два вида одежды ( из тонкой и плотной ткани). | Мотивационно-организационный | Воспитатель демонстрирует детям два вида одежды – из плотной и тонкой ткани, рассказывает, что по пути в детский сад попала под сильный дождь, немного промокла, так как не взяла зонтик. Придя в детский сад, воспитатель заметила, что одна вещь из её одежды промокла насквозь, а другая слегка увлажнилась. Интересуется у детей, которые теперь стали «сыщиками». «Как такое могло произойти». Дети делятся на несколько групп и решают проблемную ситуацию, потом каждая группа высказывает своё мнение. Всё происходит в виде мозгового штурма. | Создана проблемная ситуация: определить, почему одежда промокла неодинаково. | ||
Поисково-исследовательский. | 1.Воспитатель уточняет у детей известные им свойства воды, выясняет, что вода обладает способностью смачивать вещи, впитываться в них. Спрашивает детей: «От чего зависит впитываемость воды в предмет? Одинаково ли быстро впитывают воду поролоновая губка и деревянный брусок? Бумага или ткань? Дети делают вывод о том, что плотный предмет будет впитывать воду гораздо дольше. 2. Воспитатель возвращается к промокшей одежде, интересуется у детей: «Если ткань – это неплотный материал, почему же одежда из ткани промокла неодинаково – одна вещь совсем мокрая, а вторая слегка влажная?» предлагает детям для рассмотрения лоскутки ткани, просит найти и определить разницу между ними. Дети рассматривают ткань, замечают, что она разной плотности. Воспитатель спрашивает: «Какая ткань промокнет быстрее?» Педагог выставляет несколько ёмкостей с водой и просит детей опустить в ёмкости по одному лоскутку ткани (шёлк, фланель, драп, хлопок). Дети опускают в каждую ёмкость по одному виду ткани, наблюдают. Воспитатель: «Что происходит? Тонкая неплотная ткань сразу промокла, а плотная ткань дольше впитывает воду. Почему? У плотной ткани нити более толстые, воде нужно больше времени, чтобы смочить их». 3. Воспитатель просит детей подумать: «Из какой ткани нужно сшить одежду, чтобы она не промокла под осенними дождями? От обильного снегопада? Из какой ткани нужно сшить одежду для летнего времени года?» Дети находят и выбирают соответствующие образцы ткани из представленных. | Закреплены знания детей о свойствах воды. Дети привлечены к самостоятельному выполнению исследовательских действий по выявлению зависимости между плотностью ткани и её промоканием в воде. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Вывод: Промокание ткани в воде зависит от её плотности – чем плотнее ткань, тем дольше она будет впитывать воду. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Сделан вывод о зависимости толщины, плотности ткани и её промокания в воде4 подведены итоги экспериментирования, дана оценка деятельности детей. | |||
3.Тема: «Бесформенная вода» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: формировать умение выявлять свойства воды ( не имеет формы, принимает форму сосуда, в котором находится); развивать интерес к практическим действиям. Материал и оборудование: лупы, прозрачные ёмкости различных форм и размеров, пластиковые стаканчики с водой на каждого ребёнка, пластиковый стаканчик с влажным песком. | Мотивационно-организационный | «Сыщики» приступают к «раскрытию новых дел». Педагог предлагает «сыщикам» продолжить изучать воду с помощью самостоятельно проведённого эксперимента, выявить её новое свойство, раскрыть новый секрет. | Создана проблемная ситуация – опытным путём раскрыть новый секрет воды. | ||
Поисково-исследовательский | 1.Воспитатель раздаёт детям пластиковые стаканчики, наполненные водой; просит рассмотреть воду ( в т.ч. через лупу), назвать известные им свойства воды ( можно использовать карточки схемы): прозрачная. Не имеет вкуса, запаха, льётся и пр. Дошкольники называют способы, с помощью которых они определили то или иное средство. 2. Воспитатель раскладывает, а столе прозрачные ёмкости разных форм и размеров, предлагает детям перелить воду из стаканчиков в какую-либо из предложенных ёмкостей. Что происходит? Вода жидкая, легко переливается из одной ёмкости в другую. Но почему, вода перелитая из стаканчика, е приняла его форму, а приобрела форму другой ёмкости? Воспитатель предлагает вылить воду обратно в стаканчики, выбрать ёмкость другой формы и посмотреть, что произойдёт. Изменила ли вода форму? Вода, перелитая в другую ёмкость, снова приняла её форму! 3. Воспитатель проводит сравнительный опыт: демонстрирует детям пластиковый стаканчик с влажным песком, предлагает рассмотреть его, определить состояние. Переворачивает стаканчик с песком в широкую ёмкость. Что происходит? Песок сохраняет форму стаканчика, несмотря на то что ёмкость, в которую его поместили, имеет другую форму. «Сможет» ли так вода? Почему? 4. Воспитатель предлагает «сыщикам» рассказать, какой секрет воды они раскрыли. | Проведён эксперимент, в ходе которого закреплены ранее полученные знания о свойствах воды и выявлено новое свойство: вода принимает форму той ёмкости, в которую её налили. | |||
Итоговый (анализ и обобщение результатов экспериментирования) | - Вода сама по себе не имеет формы, а принимает форму той ёмкости, в которую она налита Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Сформулирован вывод о том, что вода принимает форму той ёмкости, в которую её перелили; обобщён изученный материал; дана оценка деятельности детей. | |||
4.Тема: «Поднимаем уровень воды» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: закреплять знания о свойствах воды; познакомить с явлениями изменения уровня воды при погружении в неё предметов, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес. Материал и оборудование: две ёмкости с одинаковым объёмом воды, маркер ( фломастер), ключи, мелкие тонущие в воде предметы, пластиковые стаканчики с водой на каждого ребёнка, карточки-схемы с изображением свойств воды. | Мотивационно-организационный | Воспитатель вносит в группу две прозрачные ёмкости с водой. Сообщает, что «сыщиков» ожидает новое «расследование», просит детей отмерить уровень воды (фломастером или маркером). Дошкольники определяют, что уровень воды в ёмкостях одинаковый. Воспитатель «случайно» роняет в одну ёмкость ключи; обращает внимание на то, что уровень воды увеличился. Предлагает «сыщикам» выяснить, почему так произошло. Дети делятся на команды и в виде мозгового штурма решают данную проблему. | Создана проблемная ситуация – определить, почему изменился уровень воды в ёмкости с посторонним предметом. | ||
Поисково-исследовательский. | 1. Педагог раздаёт детям пластиковые стаканчики с водой, просит отметить уровень воды, предлагает постепенно помещать в стаканчики различные мелкие тонущие предметы. «Сыщики» отмечают что с увеличением количества погруженных в воду предметов повышается и уровень воды в стаканчиках, отмечают маркером изменившийся уровень воды. 2. Воспитатель поясняет: предметы, погрузившиеся на дно стаканчика, вытесняют воду, как бы занимая её место, поэтому уровень воды повышается. Если мы опустим в стакан много предметов, воде стает совсем тесно, и она начнёт «убегать» - переливаться через край. Дети проверяют сказанное, опуская в стаканы предметы. 3. Воспитатель при помощи простых карточек схем предлагает детям вспомнить, что они знают о воде (изображения: монетка в стакане с чистой водой – вода прозрачная; воду переливают из одного стаканчика в другой – вода жидкая, льётся; нос нюхает стакан с водой – у воды не запаха; человек пьёт воду – у воды нет вкуса, она утоляет жажду; из лейки поливают растение – вода нужна для роста растений). | Дети вовлечены в игровую познавательно-исследовательскую деятельность. Закреплены знания о ранее известных свойствах воды. При помощи карточек – схем выяснено, что предметы, погружённые в ёмкость с водой, вытесняют воду, и её уровень. | |||
Итоговый (анализ и обобщение результатов экспериментирования). | - Предметы, погружённые в ёмкость с водой, вытесняют воду, и её уровень повышается. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Выявлены известные свойства воды. | |||
5.Тема: Значение воды для человека» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: продолжать учить детей выявлять зависимость между объектами исследования; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования.. Материал и оборудование: ёмкости с водой, пластиковые стаканчики. | Мотивационно-организационный. | К детям приходит персонаж, рассказывает, что затеял со своим другом спор: можно ли прожить дез воды? Персонаж доказывал, что ему вода вообще не нужна, он не может без неё обойтись. Просит «сыщиков» помочь – подтвердить его теорию. | Создана проблемная ситуация: выяснить, может ли человек обойтись без воды. | ||
Поисково-исследовательский | 1. Воспитатель обращает внимание детей на ёмкости с водой (кувшин, чайник), интересуется у детей: «Для чего вынесли на улицу ёмкости с водой?» Дети сообщают, что вода нужна для того, чтобы пить, мыть руки после игры в песочнице, промыть появившуюся царапину. Педагог: «А можно ли обойтись без воды?» 2. Воспитатель уточняет: «Все живые существа состоят из воды, ведь она главный материал, из которого построено аше тело. Вода преобразует пищу в энергию, помогает организму усваивать питательные вещества, с помощью потоотделения регулирует температуру тела, защищает важные органы, смазывает суставы, очищает тело от загрязнений, выводит различные отходы из организма. В сутки человек теряет 1,5-2 литра (демонстрирует соответствующий объём). Значит, столько же ему надо выпить воды. В жаркую погоду или во время занятий спортом человеку необходимо пить больше воды. Если организм получает достаточное количество воды, то человек становится более энергичным и выносливым. Человек может пить компот, чай, молоко, но эти напитки организм воспринимает как пищу, потому что они полностью состоят из воды, в них есть сахар, жиры, сок фруктов и т.д., а клеткам организма нужна только чистая вода. 3. Дети обобщают сказанное, поясняют персонажу, что его теория неверна и человек не может обойтись без воды. 4. В течение всей прогулки воспитатель наливает детям воду для питья, промывает загрязнённые руки, обращает внимание на тот факт, что без воды на прогулке было бы сложно обойтись. | Дети привлечены к совместному с воспитателем исследованию по определению значения воды для человека. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Вода необходима человеку для жизнедеятельности. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в расследовании дела, обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Выделено значение воды для человека; обобщён изученный материал, проведён анализ опытной деятельности, дана оценка деятельности детей. | |||
Ноябрь 2016 | 6.Тема: «Отправляемся на поиски… воздуха» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. Материал и оборудование: ёмкости с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, бумажные и тканевые ленточки, веера, вертушки, и пр., пластмассовые ведёрки, выносные игрушки, награда (для каждого ребёнка). | Мотивационно-организационный. | Воспитатель читает объявление в газете: «Объявляется награда тому, кто обнаружит и поймает воздух». Предлагает «сыщикам» заняться очередным «делом» - поимкой воздуха. | Создана проблемная ситуация: определить, как и с помощью чего можно «найти», «поймать» воздух. | |
Поисково-исследовательский | 1.Педагог вносит корзинку с предметами, с помощью которых можно обнаружить воздух (включая несколько предметов, которые не подходят для выполнения задания), предлагает детям рассмотреть их и выбрать только те, с помощью которых можно «поймать» воздух. Дети выбирают предметы, обосновывают свой выбор. 2. Педагог предлагает детям отправляться на поимку воздуха. Дети, используя выбранные предметы, «ловят» воздух, демонстрируют его наличие. Педагог уточняет: «воздушный шарик и полиэтиленовый пакет помогли поймать воздух и удержать его внутри себя, бумажные и тканевые ленточки, вертушки колышутся от движения воздуха, помогая его обнаружить, веер своими взмахами даёт возможность почувствовать движение воздуха». 3.Педагог интересуется у детей: «Есть ли воздух в воде и как его можно обнаружить?». Дети высказывают предположение, педагог предлагает проверить свои гипотезы: выставляет на столик ёмкость с водой, раздаёт детям коктейльные трубочки. Спрашивает детей: «Как мы проверим наличие воздуха в воде?» (нужно аккуратно подуть в трубочки – лёгкий воздух появляется на поверхности воды в виде пузырьков.) 4. Педагог просит детей подумать, в чём ещё может содержаться воздух. Дети вспоминают ранее проделанные опыты, сообщают, что воздух содержится в почве. Глине, поролоновой губке, игрушках. Растениях – во вём, что нас окружает. Педагог спрашивает: «Как обнаружить воздух в почве?». 5. Педагог вручает детям объявленные награды за помощь в «поимке» воздуха. | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Проведён эксперимент, в ходе которого дети, используя предметы, определили наличие воздуха. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Воздух можно обнаружить при помощи различных предметов, показывающих его движение или заполнение им пространства. Педагог благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Сделан вывод о способах обнаружения воздуха в пространстве; подведены итоги экспериментирования, дана оценка деятельности детей. | |||
7.Тема: «Как определить температуру воздуха?» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: познакомить с прибором для определения температуры воздуха (термометром); закрепить знания о свойствах воздуха; совершенствовать умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий. Материал и оборудование: лупы, термометры (внутренний, наружный, медицинский), бутылка, трубочка для напитков, вода, пищевой краситель (либо гуашь или акварель). | Мотивационно-организационный. | К «сыщикам приходит персонаж (по выбору воспитателя), у него в руке наружный термометр. Персонаж просит ребят рассказать, что это за прибор и для чего он нужен. | Создана проблемная ситуация – выяснить назначение прибора. | ||
Поисково-исследовательский | 1.Педагог вместе с детьми рассматривает термометр. Дети рассказывают. Для чего нужен термометр. Воспитатель достаёт коробку, в которой находятся два термометра – для измерения температуры в помещении и медицинский; дети определяют их назначение. Педагог отмечает различие в шкале делений; поясняет. Что в термометре для измерения температуры в помещении шкала короче, так как в ней нет делений. Указывающих на низкую температуру воздуха; наружный термометр может определять и низкую и высокую температуру воздуха; медицинский термометр показывает температуру тела, которая всегда выше. Чем температура воздуха в помещении. Педагог просит «сыщиков» расположить внутренний термометр в группе, а наружный помещает за окно ( в другой комнате), медицинским термометром измеряет температуру кому-либо из детей. Через некоторое время педагог вместе с детьми сравнивает показания термометров, предлагает создать свой термометр. 2. Педагог заполняет бутылку подкрашенной водой, в крышке бутылки делает отверстие, совпадающее с диаметром трубочки, вставляет её в крышку на 5 см. (оставшееся в крышке отверстия закупориваются). Поочерёдно опускается самодельный термометр в ёмкость с холодной и горячей водой, а дети отмечают, что уровень воды в трубочке то опускается (в холодной воде), то поднимается (в горячей воде). | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Выяснено назначение термометра и его видов. Изготовлен самодельный термометр. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Термометр необходим для измерения температуры: наружный – для определения температуры воздуха на улице, внутренний - температуры воздуха в помещении, медицинский – температуры тела. Педагог благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Выяснено назначение термометра, обобщён изученный материал, дана оценка экспериментальной деятельности детей. | |||
Декабрь 2016 | 8.Тема: «Волшебное стёклышко» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало и т.д. пополнить словарь детей глаголами, обозначающими звучание разных предметов. Материал и оборудование: лупы, микроскопы, листья растений, цветной песок, насекомое, вода чистая, вода грязная, листы для зарисовок наблюдений, цветные карандаши, салфетки, пипетка. | Мотивационно-организационный. | К «сыщикам приходит персонаж (по выбору воспитателя), у него в руке волшебные стёклышки. Персонаж просит ребят рассказать, что это за стёклышки и для чего они нужены. | Создана проблемная ситуация – выяснить назначение прибора. | |
Поисково-исследовательский | Педагог обращает внимание детей на следующее: мы с вами ни раз были в лаборатории, изучали, какая бывает вода. Какие свойства воды вы помните? Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, растворяет в воде вещества, замерзает, не имеет формы. А еще мы в лаборатории слушали разные звуки. Каждый предмет звучит по разному, как он может звучать: стучит, шумит, шуршит, скрипит, звенит и т.д. Давайте и мы посмотрим из каких частей состоит микроскоп. | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Выяснено назначение лупы, микроскопов и его видов, очков. Изготовлена книга. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Микроскопы, лупы, увеличительные стёкла и очки необходим для того, чтобы увидеть маленькие частички, которые не видны глазом. Педагог благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Выяснено назначение и свойства лупы, микроскопа и очков, обобщён изученный материал, дана оценка экспериментальной деятельности детей. | |||
Январь 2017 | 9.Тема: «Полиэтиленовый мир» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: познакомить со свойствами полиэтилена, его назначением; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. Материал и оборудование: лупы, полиэтилен разных цветов и плотности, ёмкость с водой. | Мотивационно-организационный. | К «сыщикам» приходит персонаж (по выбору воспитателя). Приносит полиэтиленовый пакет. Просит исследовать этот материал в своей лаборатории и рассказать о его свойствах и особенностях. | Создана проблемная ситуация – определить свойства полиэтилена. | |
Поисково-исследовательский | 1.Воспитатель интересуется. Знают ли ребята. Что это за материал; раздаёт детям образцы материала (нарезанные квадратики полиэтилена одинаковой плотности); предлагает «сыщикам» провести исследование, выяснить свойства и качества полиэтилена. Дети рассматривают полиэтилен через лупу; определяют запах, цвет; пробуют смять, сжать, растянуть, порвать, согнуть (проводят обследовательские действия). Воспитатель предлагает опустить полиэтилен в ёмкость с водой, определить тонет ли он. По окончании исследования дети рассказывают, какие свойства полиэтилена они выявили (прозрачный, имеет специфический запах. Легко сжимается, мнётся, гнётся, восстанавливает первоначальную форму, рвется при сильном растягивании, не тонет, не пропускает воду и пр.). 2. Педагог демонстрирует детям образцы полиэтилена различных цветов и плотности. Предлагает сравнить их между собой. В чём сходства и отличия? (Более плотный полиэтилен практически невозможно порвать. Цветной полиэтилен обладает теми же свойствами, но он менее прозрачен и пр.) 3. Воспитатель просит «сыщиков» определить. Для чего необходим полиэтилен и где он используется (полиэтиленовая плёнка (упаковочная. Скотч); пакет (для продуктов, мусора); из более плотного полиэтилена изготавливают тару (бутылки, банки, садовые лейки, горшки для рассады); трубы и пр.). Дети находят в группе полиэтиленовые предметы (заранее заготовленные педагогом). | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Проведены опыты по изучению свойств полиэтилена. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Полиэтилен прозрачный, имеет специфический запах, легко сжимается, мнётся, гнётся, восстанавливает первоначальную форму, рвётся при сильном растягивании, не тонет, не пропускает воду. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Обобщены знания о свойствах полиэтилена. Подведены итоги экспериментирования, дана оценка деятельности детей. | |||
Февраль 2017 | 10.Тема: «Почему зажигается фонарик?» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: сформировать представления о значении электричества, принципе работы батарейки; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.. Материал и оборудование: фонарик, коробочка с батарейками. | Мотивационно-организационный. | К «сыщикам приходит персонаж (по выбору воспитателя), приносит карманный фонарик; рассказывает, что фонарик не зажигается; просит «сыщиков» выяснить, что случилось с фонариком и как сделать так, чтобы он зажегся. | Создана проблемная ситуация – выяснить, почему не зажигается фонарик. | |
Поисково-исследовательский | 1.Воспитатель интересуется у детей: знают ли они, почему горит свет и что для этого нужно? Поясняет: для того, чтобы зажигался свет, работали телевизор, холодильник и другие электроприборы, необходимо электричество. Электричество (ток) приходит в дома по длинным проводам (кабелям) с электростанций. Кабели подходят ко всем розеткам, которые установлены в зданиях, а розетки мы вставляем в вилки электроприборов. Электричество может быть очень опасным, поэтому детям нельзя самостоятельно включать электроприборы в розетку, тем более вставлять в неё какие-либо предметы. Воспитатель отмечает, что у фонарика нет шнура и вилки, которую можно вставить в розетку. Как же можно зажечь фонарик? Дети предлагают свои версии, распределяются на группы и работают в виде мозгового штурма. 2. Воспитатель демонстрирует коробочку, в которой находятся батарейки, описывают их внешний вид, форму и прочее. Педагог поясняет: внутри батарейки есть особенное вещество, которое сохраняет электроэнергию. Когда мы вставляем батарейки в фонарик, они делятся своей энергией, и прибор начинает работать! 3. Воспитатель вставляет батарейки в фонарик, отмечает, что это необходимо делать в соответствии с символами («+ « и «-«), и фонарик зажигается! Воспитатель предлагает детям порассуждать, как бы люди жили без электричества. | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность, ознакомлены с понятием «Электричество», проведены обследовательские действия, в ходе которых усвоены правила безопасного обращения с электричеством, понятие «батарейка». | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Внутри батарейки есть особое вещество, которое сохраняет электроэнергию, поэтому электроприборы, у которых нет шнура и вилки, начинают работать. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Сделан вывод о том, что такое батарейка; обобщён изученный материал; проведён анализ опытной деятельности, дана оценка деятельности детей. | |||
Март 2017 | 11.Тема: «Времена года» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: сформировать представления о смене времён года, вращение Земли; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования. Материал и оборудование: глобус, настольная лампа (фонарик). | Мотивационно-организационный. | К «сыщикам приходит персонаж ( по выбору воспитателя) и рассказывает, что наступила весна, стало теплее чем зимой, но ещё очень холодно, а зимой было совсем холодно, а летом будет теплее, можно купаться, играть в мяч и пр. Можно ли сделать так, чтобы всегда было тепло? | Создана проблемная ситуация – определить, как и почему происходит смена времён года. | |
Поисково-исследовательский | Воспитатель вносит глобус; интересуется, что это. Поясняет, что глобус – макет нашей планеты Земли, которая вместе с другими планетами и звездой Солнцем входит в Солнечную систему. Вместе с детьми и персонажем рассматривает глобус, отмечает место жительства ребят. Устанавливает и включает настольную лампу (или фонарик); отмечает, что ось Земли немного наклонена по отношению к Солнцу; просит детей повращать глобус: Земля вращается вокруг своей оси, и происходит смена дня и ночи, а ещё Земля вращается вокруг Солнца. Педагог снимает глобус с подставки, демонстрирует вращение Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите; следит, чтобы отмеченное место жительства детей было обращено к Солнцу. Спрашивает, какую особенность заметили «сыщики» во время вращения глобуса. Наша планета то приближается к Солнцу, наступает лето, солнечный свет легко обогревает поверхность нашей планеты. По мере вращения Земли — это расстояние увеличивается, становится холоднее, приходит осень, а при наибольшем отдалении наступает зима. Потом наша планета, вращаясь, опять приближается к Солнцу, и наступает весна. Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией; можно предложить детям самостоятельно повращать глобус, организуя «смену времён года на планете». | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Проведён опыт, в ходе которого дано представление о смене времён года на Земле, установлена взаимосвязь между вращением Земли вокруг Солнца и сменой времен года. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Вращение Земли вокруг Солнца обеспечивает смену времён года на нашей планете. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Обобщён изученный материал, установлена взаимосвязь между вращением Земли вокруг Солнца и сменой времён года, дана оценка экспериментальной деятельности детей. | |||
Апрель 2017 | 12.Тема: «Что умеют глаза» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: совершенствовать умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.. Материал и оборудование: повязки на глаза; ёмкость с водой, затянутая пищевой плёнкой; мелкое сито, монохромные стёкла, зеркальце, проектор, экран, видеосюжет с изображением органов зрения различных животных и насекомых. | Мотивационно-организационный. | К «сыщикам» приходит персонаж (по выбору педагога) и рассказывает: он узнал, что кошки видит мир серым, отличают только синий и зелёный цвета. Почему у всех живых существ есть глаза, но все видят по-разному? Воспитатель просит «сыщиков» выяснить: чем отличается зрение человека и зрение животных? | Создана проблемная ситуация – определить, как смотрят на мир человек и животные, значение органа зрения для человека. | |
Поисково-исследовательский | 1.Восптиатель раздаёт детям зеркальце, предлагает рассмотреть свои глаза, рассказать, что они заметили (упрощённое строение). Предлагает осмотреться: какие цвета и оттенки видит глаз человека? Чем отличается зрение человека от зрения других живых существ? Демонстрирует видеосюжет (5-7 минут), в котором рассказывается, как видят мир некоторые животные и насекомые. 2.Воспитатель предлагает проверить, легко ли ориентироваться в окружающем, если ничего не видно (при отсутствии зрения в темноте). Надевает нескольким детям повязки на глаза, предлагает с завязанными глазами взять со стола игрушку (предмет). Легко ли это сделать? Оба ли глаза человека видят одинаково? Дети поочерёдно закрывают один глаз и определяют, что угол обзора становится меньше. Почему зрение так важно для всех живых существ? 3. Воспитатель предлагает посмотреть на мир так как видят его некоторые животные и насекомые: через сито (как муха, у которой глаза разделены на мелкие клеточки), сквозь плёнку в ёмкость с водой, в которой находятся мелкие предметы (как рыбы в воде), сквозь монохромные стёкла (как животные). Удобно ли человеку смотреть на мир глазами других живых существ? Все животные, рыбы, птицы и насекомые имеют разное зрение, которое помогает им приспосабливаться к определённому образу жизни. | Дети включены в игровую и познавательно-исследовательскую деятельность. Проведён эксперимент для определения значения зрения для человека, выявления различий зрения животных и насекомых. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Все животные, рыбы, птицы и насекомые имеют разное зрение, которое помогает им приспосабливаться к определённому образу жизни. Зрение необходимо всем живым существам, для того чтобы ориентироваться в окружающем. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Подведены итоги опытной деятельности, определено значение зрения для всех живых существ, дана оценка деятельности детей. | |||
Апрель 2017 | 13.Тема: «Растёт - подрастает» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Цели: формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера. Материал и оборудование: два пластиковых стаканчика, две пластиковые тарелочки, почва ёмкость с водой, две рассады любого растения (одинаковой высоты, карточки – схемы условий роста и развития растений, два разноцветных маркера. | Мотивационно-организационный. | Воспитатель вносит в группу два ростка (рассады), рассказывает детям, что эти растения (называет их) затеяли спор: кто из них быстрее вырастет? Предлагает «сыщикам» выступить судьями в споре растений. | Поставлены цели: определить, какое из двух растений быстрее вырастет. | |
Поисково-исследовательский | 1.Воспитатель интересуется у детей: «Что необходимо растениям для роста?» Целесообразно воспитателю использовать карточки схемы. Дети называют, педагог обобщает сказанное, затем предлагает приступить к соревнованию: посадить два ростка в одинаковые стаканчики, насыпать одинаковую почву, полить одинаковым количеством воды и наблюдать, какой росток окажется чемпионом роста. 2. Педагог проделывает отверстия на дне каждого стаканчика, просит детей насыпать в них почву и посадить ростки (аккуратно, чтобы не сломать). Затем по указанию воспитателя помещают каждый стаканчик в пластиковые тарелочки, поливают растения одинаковым количеством воды (как отмерить одинаковое количество воды?), помечают каждый стаканчик цветным маркером. 3. воспитатель помещает одно растение в хорошо освещённое место, а другое растение – в тёмное место, лишённое естественного света. Через три дня педагог вместе с детьми возвращаются к наблюдению за ростом растений, устанавливает их рядом друг с другом для сравнения, спрашивает детей: «Что произошло?» Одинаково ли выглядят растения? Растение, которое было помещено в тёмное место, выглядит нездоровым, поникшим. Почему? Что не хватало этому растению? Можно ли выращивать растения в тёмных местах?» Воспитатель: «Чтобы расти всем растениям необходим солнечный свет. Растение, которое его не получает в достаточном количестве, растёт нездоровым, а в достаточном количестве – растёт здоровым. Это происходит потому, что солнечный свет помогает растениям в образовании веществ, необходимых для питания. Отсутствие солнечного света приводит к недостатку питания и роста. | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Выявлены условия, необходимые для роста и развития растений; установлено, что растения, во время роста получающие достаточно солнечного света, выглядят живыми и здоровыми, в отличии от тех, которые были лишены солнечного света. | |||
Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) | - Растения, растущие при активном воздействии солнечного света, более живые и здоровые, чем растения, растущие при отсутствии такового, так как солнечный свет помогает растениям в образовании веществ, необходимых для питания. Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей. | Сделан вывод о влиянии солнечного света на рост растений; обобщён изученный материал, подведены итоги опыта, дана оценка исследовательской деятельности деетй. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »
Краткий перспективный план работы в области "Познание" с использованием мини-лаборатории группы детского сада....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
«Очищение воды» план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
quot;Очищение воды" план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...