Календарно-тематическое планирование познавательско-исследовательской деятельности в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ "Детский сад № 185" Советского района г.Казани
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы
Воспитатель Степанова Наталья Борисовна
2018/2019 уч.год
Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности
Ребёнку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мира
и экспериментирование с объектами и явлениями познаваемой действительности.
Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам
самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребёнок стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское эксперименти-рование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами и, что самое главное, происходит на глазах у ребёнка, при осуществлении практических действий. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.
Старший дошкольный возраст важный этап развития познавательной активности ребёнка, который
включает в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и приобретение знаний само-
стоятельно или совместно со взрослым под его руководством.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать регулярным и постоянным, поскольку это наиболее эффективный путь ознакомления детей с окружающим миром, развитие всех мыслительных процессов. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Дети подготовительной группы способны делать выводы о не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать подробное описание увиденного.
Педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывают полученный результат. В таких случаях роль педагога предполагает наблюдение за ходом эксперимента и контроль соблюдения правил техники безопасности. Также педагог должен учитывать уровень развития детей, поскольку среди них имеются индивидуальные различия. В этом случае подход должен быть индивидуальным, педагог должен обучать детей навыкам экспериментирования не с позиции того, что они должны владеть какими-либо знаниями только потому, что достигли того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребёнка.
Цели познавательно-исследовательской деятельности
- Формирование способности видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системе
взаимосвязи и взаимозависимости. - Развитие личного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов,
заместителей, моделей). - Расширение понимания опытно-экспериментальной задачи способом включения в мыслительные,
моделирующие и преобразующие действия. - Поддержание инициативы, сообразительности, самостоятельности; расширение кругозора.
- Воспитание ценностного о тношения к окружающей действительности.
Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью
При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать:
- Деятельность по экспериментированию проводится еженедельно, в группе и на прогулке, длительностью 25-30 минут.
- Педагог должен стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого - как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, направления.
в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений,
формулирования заключительного вывода.
- Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, учить формулировать выводы, излагать свою точку зрения: в процессе экспериментирования каждый ребёнок
должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Для поддержания интереса к экспериментированию образовательную деятельность рекомендуется
объединить общей историей: на вводном занятии педагог предлагает детям стать «сыщиками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой.
Исследования осуществляются при помощи увеличительного стекла - лупы (выдаётся каждому
в начале эксперимента).
Сентябрь
Месяц | № П/П | Наименование | Описание |
Сентябрь | 1 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений) |
Объект | Листья | ||
Проблемная ситуация | Педагог на прогулке собирает опавшие листья в букет, отмечает их красоту, интересуется у детей: «Знаете ли вы, как устроен лист?» Предлагает «сыщикам» заняться исследованием строения листа. | ||
Результат | Даны знания о строении листа, опытным путём установлено, что «скелет» листовой пластинки состоит из прожилок | ||
Название опыта | Разгадываем секрет листьев. | ||
Цель опыта | Сформировать у детей представление о строении листьев дерева; продолжать учить выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; опавшие подсохшие листья; листы бумаги, щётки; гуашевые краски, альбомные листы, кисточки. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Наблюдение Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Сентябрь | 2 | Раздел | История воды и воздуха |
Объект | Воздух | ||
Проблемная ситуация | Педагог обращает внимание детей на заранее размещённый на участке пакет, который наполнен воздухом, выясняет у детей, что в пакете (воздух), интересуется у «сыщиков»: «Не желаете ли вы заняться исследованием, чтобы определить, для чего необходим воздух и где он используется?» | ||
Результат | Опытным путём со свечой и огнем выявлено, что воздух (кислород) способствует горению, а отсутствие воздуха препятствует горению | ||
Название опыта | Погасим пламя | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (кислорода); учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий; развивать познавательный интерес | ||
Материалы и оборудование | Короткая свеча (декоративная); прозрачный стакан | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Опыт Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Сентябрь | 3 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) |
Объект | Бумага | ||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), у него в руках письмо. Персонаж рассказывает, что получил загадочное письмо - в конверте находился пустой лист! Просит «сыщиков» разгадать секрет письма | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Проведён опыт, в ходе которого выявлено, что невидимое письмо, написанное лимонным соком, проявляется при нагревании, так как мельчайшие частицы, содержащиеся в соке, от воздействия тепла превращаются в молекуле угля, и соответственно темнеют. | ||
Название опыта | Напиши мне письмецо... | ||
Цель опыта | Учить детей выделять взаимосвязь объектов исследования; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; пластиковые стаканчики, свежевыжатый лимонный сок, ватные палочки, листы бумаги; настольная лампа (с лампочкой накаливания). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Часть НОД Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Сентябрь | 4 | Раздел | Что мы знаем о себе? (Организм человека) |
Объект | Организм человека | ||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает: «Мой друг заболел, и доктор сказал, что это произошло потому, что друг не заботился о себе: перед едой не мыл руки, не умывался и не чистил зубы». Персонаж сообщает детям, что не хочет заболеть, как его друг, поэтому просит «сыщиков» рассказать ему', что для человека полезно, а что – вредно. | ||
Результат | Обобщены знания детей о различных факторах, положительно или отрицательно влияющих на организм человека | ||
Название опыта | Полезно-вредно | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с факторами, влияющими на организм человека; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. | ||
Материалы и оборудование | Красные и зелёные картонные квадраты (для каждого ребёнка); карточки с текстом (перечислены вредные и полезные факторы); юла со стрелочкой. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Викторина Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Октябрь
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Октябрь | 1 | Раздел | Что мы знаем о себе? (Организм человека) |
Объект | Легкие | ||
Проблемная ситуация | Педагог зачитывает детям послание - задание от Главного Исследователя: «Сыщики должны выяснить, почему и как дышит человек, какой орган в его организме ответственный за дыхание» | ||
Результат | Изучен один из органов человека лёгкие, проведён опыт, в ходе которого дети определяли объем легких | ||
Название опыта | Легкие | ||
Цель опыта | сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (лёгкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Изображение лёгких человека; воздушные шарики (для каждого ребёнка). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Игра Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Октябрь | 2 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений и животных) |
Объект | Опавшие листья | ||
Проблемная ситуация | Педагог на прогулке обращает внимание детей на то, как дворник собирает опавшие листья в пристволовые лунки, интересуется: «Для чего вы это делаете?» Дворник сообщает, что опавшие листья - это не мусор, они приносят почве пользу. Педагог предлагает «сыщикам» выяснить, нужны ли опавшие листья и для чего. | ||
Результат | Обобщены знания детей о почве; установлена зависимость факторов неживой природы от живой (насыщенность,плодородность почвы от перегнивания опавших листьев) | ||
Название опыта | Опавшие листья | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с взаимосвязями в живой природе; учить обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям. | ||
Материалы и оборудование | лупы «сыщиков»; образцы почвы; пластиковые или деревянные дощечки; опавшие листья различной степени сохранности (свежие и пролежавшие на земле). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Наблюдение-исследование на прогулке Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Октябрь | 3 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) |
Объект | Компас | ||
Проблемная ситуация | Несколько компасов (по одному на 3-4 ребёнка); план - карта с указанием места обнаружения «клада» (с указанием сторон света), «клад»: сувениры, мелкие игрушки и пр. (для каждого ребёнка). | ||
Результат | Дети ознакомлены с прибором для определения сторон свет а - компасом; использовали компас для определения места нахождения «клада». | ||
Название опыта | А мы пойдём на север! | ||
Цель опыта | Познакомить детей с компасом - предметом, указывающим на стороны света; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать любознательность | ||
Материалы и оборудование | Несколько компасов (по одному на 3-4 ребёнка); план - карта с указанием места обнаружения «клада» (с указанием сторон света), «клад»: сувениры, мелкие игрушки и пр. (для каждого ребёнка). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Игра Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Октябрь | 4 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений и животных) |
Объект | Картинки живых существ | ||
Проблемная ситуация | Закреплять знания детей о месте обитания различных живых существ; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия; развивать любознательность. | ||
Результат | Закреплены знания детей о местах обитания различных живых существ. Изготовлен макет гнезда птицы. | ||
Название опыта | Чей домик? | ||
Цель опыта | Закреплять знания детей о месте обитания различных живых существ; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия; развивать любознательность.. | ||
Материалы и оборудование | Карточки с изображением птиц, животных, насекомых и земноводных; карточки с изображением символов почвы, воды, рисунком дерева; материал для постройки макета гнезда - веточки, палочки, пух, перья. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Часть НОД Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Ноябрь
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Ноябрь | 1 | Раздел | Что мы знаем о себе? (Организм человека) |
Объект | Наша кожа | ||
Проблемная ситуация | К «сыщикам» приходит Персонаж (по выбору педагога), просит «сыщиков» рассказать ему, что такое кожа и для чего она нужна человеку | ||
Результат | Даны первоначальные знания о коже человека - её строении, функ- | ||
Название опыта | Наша кожа | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с организмом человека; дать первона-чальные знания о коже; включать детей в совместные со взрослыми практиче | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; два стакана - с тёплой и холодной водой. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Режимный момент Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Ноябрь | 2 | Раздел | История воды и воздуха. Что на поверхности. Свет и тень. |
Объект | Свет и тень | ||
Проблемная ситуация | Педагог предлагает «сыщикам» поделиться своими знаниями с Персонажем, рассказать ему о том, какие вещества исследовали ребята и какие свойства этих веществ выделили в ходе различных опытов | ||
Результат | Обобщены знания детей о различных | ||
Название опыта | Тройной эффект | ||
Цель опыта | Закреплять знания детей о свойствах объектов исследования (вода, воздух, свет, почва); развивать познавательный интерес | ||
Материалы и оборудование | Карточки со схематичным изображением воды, воздуха, света, почвы (для каждого ребёнка); карточки с текстом (свойства | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Игра-викторина Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Ноябрь | 3 | Раздел | Космические путешествия |
Объект | Земля и Луна | ||
Проблемная ситуация | Педагог рассказывает, что вчера посетила заседание клуба почемучек, и там рассматривался один интересный вопрос: «На чём держится Луна? Почему она не падает на Землю?» Предлагает «сыщикам» найти ответ на этот вопрос. | ||
Результат | Дети получили первоначальные представления о силе притяжения; опытным путём выявлено, как благодаря силе притяжения взаимодействуют между собой Земля и Луна | ||
Название опыта | На чём держится Луна? | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с космическими объектами; дать первоначальные знания о силе притяжения; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Маленькая резиновая игрушка; воздушный шарик на верёвочке. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Беседа Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Ноябрь | 4 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений) |
Объект | Растение | ||
Проблемная ситуация | Педагог рассказывает о том, что за окном стоит поздняя осень, на улице голо, уныло и некрасиво, не хватает ярких красок. Предлагает создать в группе цветущий зелёный сад, чтобы даже в холодное время года он радовал сочной зеленью. | ||
Результат | Проведён опыт по созданию миниоранжереи; установлена зависимость влияния тепла на активный рост растений | ||
Название опыта | Создаём... оранжерею! | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; дать представление о необходимости тепла для роста. | ||
Материалы и оборудование | Пластиковая бутылка (5 л); почва, растения или рассада; ножницы, вода, скотч; инструменты для ухода за растениями. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Труд на прогулке Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Декабрь
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Декабрь | 1 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Вода | ||
Проблемная ситуация | Определить, почему вода в бутылке стала | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания о свойстве воды, льда, снега. | ||
Название опыта | Вода особого рода | ||
Цель опыта | Закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкая - твёрдая); продолжать учить детей устанавливать взаимо-связь между объектами неживой природы; учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; ёмкость с водой, ёмкость со льдом, ёмкость со снегом. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Наблюдение Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Декабрь | 2 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Вода | ||
Проблемная ситуация | Определить, какой получится лёд при замерзании моря (солёный?) | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Опытным путём выявлено, что сладкая/солёная вода при замерзании «изгоняет» из себя соль/сахар и лёд получается пресным. | ||
Название опыта | Вкусный лёд | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей со свойствами льда; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; стаканчики с водой, соль, сахар, ложки, формочки для замораживания льда. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Эксперемент Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Декабрь | 3 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). |
Объект | Молоко | ||
Проблемная ситуация | определить, почему молоко стало густым и кислым. | ||
Результат | Опытным путём выявлено, что молоко, оставшееся в тёплом помещении на долгое время, прокисает. Этому способствуют молочнокислые бактерии, содержащиеся в молоке, которые при увеличении их количества «позволяют» молоку скисать. | ||
Название опыта | Молочная история | ||
Цель опыта | Формировать у детей понятие о развитии и размножении бактерий в питательной среде; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; прозрачные пластиковые стаканчики, молоко, скисшее молоко, кефир (простокваша), пластиковые ложки. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Опыт Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Декабрь | 4 | Раздел | Что мы знаем о себе? (Организм человека.) |
Объект | Сердце | ||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает, что его друг заболел, ходил к доктору, доктор его долго слушал - прикладывал специальную грубочку-«слушалку» к груди. Персонаж удивляется: «Для чего доктору нужна трубочка и как при помощи её можно “слушать”?» | ||
Результат | Создан макет простого прибора по типу стетоскопа, при помощи которого дети слушали дыхание и сердцебиение друг друга; выявлен принцип работы стетоскопа и его назначение. | ||
Название опыта | Слушаем сердце. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. | ||
Материалы и оборудование | Тонкий резиновый шланг (по 30 см на пару детей), две воронки (на пару детей), стетоскоп. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение С/р игра Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Январь
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Январь | 1 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Снег | ||
Проблемная ситуация | опытным путём определить, как краска сможет окрасить снег. | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания о свойстве воды, льда, снега. | ||
Название опыта | Расскрасим зиму! | ||
Цель опыта | Проведён опыт, в ходе которого дети закрепили знания о свойстве снега (тает от воздействия тепла (воды)), узнали о том, что окрашивание - это проникновение частиц краски между частицами того предмета, который окрашивают . | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; пластиковые бутылки (в крышках проделаны отверстия) с подкрашенной гуашью тёплой водой, лопатки. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Наблюдение Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Январь | 2 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ) |
Объект | Воздух и Термометр | ||
Проблемная ситуация | Познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы. | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Опытным путём выявлено, что температура в помещении, на улице и вода, бывает разной | ||
Название опыта | Вот так градусники! | ||
Цель опыта | Дать детям понятие «термометр», показать его значение; | ||
Материалы и оборудование | «Волшебная» коробка, шифры 2-х видов (с усложнением, термометры: водный, воздушный, комнатный, медицинский (электронный и ртутный, карточки с изображением термометров без цифр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот»). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка и помещение Наблюдение Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Январь | 3 | Раздел | Космические путешествия. |
Объект | Планеты и звезды | ||
Проблемная ситуация | Педагог демонстрирует детям слайды с изображением космического пространства, обращает внимание детей на размеры планет. Солнца, интересуется у детей: «Что больше - далёкие маленькие звёзды или большие планеты?» | ||
Результат | Обобщены знания детей о космосе, выявлена взаимосвязь между размерами планет и звёзд. | ||
Название опыта | Космические путешествия. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с понятиями «космос», «космическое пространство»; учить обобщённым способам исследования различ-ных объектов; развивать интерес к исследованиям. | ||
Материалы и оборудование | Несколько мячей контрастных размеров (от большого надувного до маленького теннисного), проектор, экран, слайды с изображением Солнечной системы и космического пространства (или плакаты с аналогичными изображениями). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Часть НОД Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Январь | 4 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений и животных) |
Объект | Растения | ||
Проблемная ситуация | Педагог приглашает «сыщиков» в мир растений для расследования очередного дела; дети должны определить, при каких условиях рас-тения будут лучше расти и развиваться. | ||
Результат | Дети включены в игровую и познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. Опытным путём выявлено, что при отсу-тствии воды (полива) семена растения не смогут прорасти, засохнут. | ||
Название опыта | Расти, вырастай! | ||
Цель опыта | Формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необхо-димых для роста и развития растений: включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия эксперимен-тального характера. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; две прозрачные ёмкости с почвой, 6 семян гороха, лейка с водой; картинки-схемы с изображением роста и развития растений. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Труд в уголке природы Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Февраль
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Февраль | 1 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Лед | ||
Проблемная ситуация | К «сыщикам» приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит фор-му для льда (с замороженными кубиками льда), просит детей разре-шить ему поучаствовать в «расследовании» интересных дел «сыщи-ков», предлагает провести какой-нибудь опыт со льдом и рассказать ему о его свойствах. | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-иселедовательскую дея-тельность; закреплены знания детей о свойствах льда. Опытным путём выявлено, что лёд при замерзании расширяется, увеличивается в раз-мере относительно того же объёма воды. | ||
Название опыта | Тает, тает лёд. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состо-яний воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; формочка для льда (со льдом), несколько прозрач-ных стаканов, тёплая и холодная вода. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Опыт Наблюдение Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Февраль | 2 | Раздел | Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) |
Объект | Почва | ||
Проблемная ситуация | Педагог вносит в группу коробку, сообщает, что «сыщикам» передали для исследования образцы с запиской: «Определить, что находится в этом веществе». Педагог предлагает детям заняться исследованием почвы. | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей о свойствах почвы. Проведены опыты, в ходе которых было выявлено, что почва состоит из пес- | ||
Название опыта | Из чего состоит почва? | ||
Цель опыта | Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (почвы); учить обобщать полученные знания, самостоятельно форму-лировать выводы; развивать интерес к объектам исследования. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; коробка, образцы почвы (из разных мест нахожде-ния), стаканчики, вода, фильтр (любой). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Опыт Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Февраль | 3 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) |
Объект | Магнит | ||
Проблемная ситуация | Педагог вносит «волшебный» предмет (магнит), спрятанный в непроз-рачном мешочке. Прикладывает мешочек к чему-либо металлическо-му, отпускает руку - и чудо! - мешочек не падает. Что же в мешочке? | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей о свойстве магнита притягивать к себе металлические предметы. Опытным путём выявлено, что магнит | ||
Название опыта | Намагничивание. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить дегей с явлением магнетизма; закреплять уме-ние самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Магниты (по количеству детей), маленькие металлические шайбы, пластиковые тарелочки, мелкие металлические детали. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Часть НОД Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Февраль | 4 | Раздел | История воды и воздуха |
Объект | Снежинки (вода) | ||
Проблемная ситуация | Перед прогулкой педагог рассказывает детям про письмо одной сне-жинки, она просит «сыщиков» попытаться раскрыть её секрет. Педагог предлагает «сыщикам» на прогулке узнать, какой секрет скрывает снежинка. | ||
Результат | Дети включены в игровую и познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. Опытным путём выявлено, что при отсу-тствии воды (полива) семена растения не смогут прорасти, засохнут. | ||
Название опыта | Создаём... снежинки! | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды; вклю-чать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; мыльные пузыри, чашка с кипятком, металлическая крышка. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Опыт Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Март
Месяц | № п/п | Наименование | Описание | |
Март | 1 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений и животных). | |
Объект | Лимон | |||
Проблемная ситуация | Педагог вносит в группу ёмкость с водой, лимоны, напоминает детям о том, что весной витаминов в организме не хватает, их запасы надо пополнять; демонстрирует лимоны, интересуется у детей: «Как лимон может помочь восполнить организм витаминами?» Дети поясняют, что в лимонах очень много витаминов. Педагог предлагает детям помыть лимоны в ёмкости с водой, спрашивает: «Почему грязные лимоны нельзя кушать?»; кладёт лимон в ёмкость, замечает, что лимон плавает на поверхности. Разыгрывает удивление и предлагает «сыщикам» расследовать «дело» о плавающем лимоне. | |||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель- | |||
Название опыта | Лимонный пловец. | |||
Цель опыта | Сформировать у детей представление о составе фруктов, их способ-ности тонутъ/не тонуть в воде; продолжать учить детей выявлять свойс-тва исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действи-ям. | |||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; свежие лимоны (нарезанные на дольки и целые); глубокая ёмкость с водой; фрукты для сравнения - яблоко, груша, апельсин; пластиковые стаканчики. | |||
Место проведения/ Форма организ-ии | Помещение Режимный момент | |||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | |||
Март | 2 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | |
Объект | Папье-маше | |||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит поделки, выполненные из тары для упаковки яиц, рассказывает: «Ребята из дру-гой группы сделали эти красивые фигурки из... тары для упаковки яиц, которую все всегда выбрасывают». Педагог просит Персонаж погостить у них в группе, и тогда дети смогут показать ему, для чего ещё может пригодиться тара для упаковки яиц. | |||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель- | |||
Название опыта | Папье-маше. | |||
Цель опыта | Познакомить детей со способом производства особой бумаги - папье-маше; учить обобщать полученные знания в ходе исследовательской деятельности; самостоятельно формулировать выводы; развивать по-знавательный интерес. | |||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; поделки, выполненные из тары для упаковки яиц; клей ПВА, ёмкость для смешивания состава, вода; заранее изготов-ленная масса для папье-маше; неиспользуемые тарелки, полиэтиленовые перчатки | |||
Место проведения/ Форма организац-и | Помещение Часть НОД Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | |||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | |||
Март | 3 | Раздел | Что мы знаем о себе? (Организм человека.) | |
Объект | Части тела | |||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (желательно, чтобы дети в этот момент рисовали или раскрашивали), какое-то время наблюдает за процессом, обращает внимание на то, что ребята рисуют правой рукой (если есть дети - левши, то и левой), рассказывает, что ему удобно всё делать правой рукой (рисовать, писать, кушать, бросать мяч и пр.), Просит «сыщиков» исследовать это явление и рассказать, почему некоторые | |||
Результат | Дети включены в игровую и познавательно-исследовательскую дея-тельность. Проведены опыты, в ходе которых дети определили, какой глаз, какая рука и нога у них являются ведущими, доминирующими. | |||
Название опыта | Доминанты. | |||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, самостоя-тельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспери-ментальной деятельности. | |||
Материалы и оборудование | Альбомные листы или раскраски; маленькие мячи: полые трубки, стаканчики (для каждого ребёнка). | |||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка (Помещение ) Режимный момент (Часть НОД) | |||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | |||
Март | 4 | Раздел | История воды и воздуха | |
Объект | Вода (пресная, соленая) | |||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает, что летом он отдыхал на море и научился плавать, а когда приехал домой, то решил похвастаться перед друзьями своим новым умением и от правился купаться на речку/озеро. Но у него почему-то не получилось так же хорошо плавать, как в море. Персонаж интересуется у детей: «Почему так произошло?» | |||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно- исследовательскую деятель- | |||
Название опыта | Соль - вода, соль - вода... | |||
Цель опыта | Закреплять знания детей о свойствах воды (солёная пресная); продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; | |||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; две пластиковые ёмкости с водой, соль, ложки; иг-рушки из различных материалов, детали металлического конструктора. | |||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Опыт Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | |||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Апрель
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Апрель | 1 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Воздух и яичная скорлупа | ||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит куриное яйцо, спрашивает у детей, кто находится внутри яйца. Педагог совмес-тно с детьми уточняет, что внутри яйца растёт и развивается малыш ку-рочки - цыплёнок. Персонаж интересуется у детей: «Как он там дышит, внутри плотной скорлупы?» | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность. Проведён опыт, в ходе которого дети закрепили знания о том, что воздух при нагревании расширяется в объёме, выяснили, что внутри яичной скорлупы содержится воздух, который проходит наружу через множество маленьких отверстий. | ||
Название опыта | Как «дышит» яйцо? | ||
Цель опыта | Закрепить знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познава-тельный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; пластиковая ёмкость (одна на 4-5 детей), ёмкость с горячей водой; несколько сырых куриных яиц, ложка | ||
Место проведения/ Форма организ-ии | Помещение Опыт | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Апрель | 2 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) |
Объект | Крахмал | ||
Проблемная ситуация | Педагог зачитывает «сыщикам» письмо с просьбой о расследовании от какого-либо Персонажа, в письме тот рассказывает, что ему очень нра-вится играть в песочнице, по на улице ещё прохладно, и спрашивает детей: «Можно ли играть с песком в помещении?» | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания о свойствах песка. Дети ознакомлены с некоторыми свойствами крахмала; проведена опытная деятельность по изготовлению «волшебного» песка из смеси крахмала, воды и песка, выявлены его новые свойства. | ||
Название опыта | «Волшебный» песок. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей со свойствами песка и его «превращени-ями»; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать лю-бознательность. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; ёмкость с чистым песком, сито; картофельный или кукурузный крахмал; вода, мерные стаканы, формочки. | ||
Место проведения/ Форма организац-и | Прогулка Опыт | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Апрель | 3 | Раздел | Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины). |
Объект | Почва | ||
Проблемная ситуация | «Сыщики» получают посылку - материал для исследования - с коммен-тарием: «Необходимо выяснить, каким образом и в каком количестве почва может “выпить” воду». | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Уточнены знания детей о составе и свойствах почвы; в ходе опытной деятельности выявлено, что определённое количество сухой почвы может впитать некоторое количество воды, большее количество воды не впитывается в почву, остаётся на поверхности. Густая жидкость впитывается медленнее, покрывает почву тонким слоем. | ||
Название опыта | Напоим... почву. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с поглотительным свойством почвы: учить обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; пробы почвы (сухой) в пластиковых ёмкостях (по две ёмкости на 4 -5 детей): лейка с водой, клейстер, лопатки, линейки. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка (Помещение ) Режимный момент | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Апрель | 4 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений и животных) |
Объект | Семена | ||
Проблемная ситуация | Педагог напоминает детям о том, что с наступлением весны начинается сезон посадки растений. Предлагает детям посадить семена, чтобы поз-же высадить проросшие растения па клумбу/в огород, и выявить, что же необходимо делать для того, чтобы семена проросли быстрее. | ||
Результат | Дети включены в игровую и познавательно-исследовательскую деяте-льность. Закреплены знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений; опытным путём выявлена зависимость окру-жающей температуры на рост и развитие растений. | ||
Название опыта | Мы посеем и посадим! | ||
Цель опыта | Формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходи-мых для роста и развития растений: включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия эксперименталь-ного характера. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков»; две прозрачные ёмкости, мешок с почвой, совочки, два вида семян цветов или быстро всхожих растений, лейка с водой; карточки-схемы с изображением условий, необходимых для роста и развития растений (и несколько других, не относящихся к растениям). | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Опыт Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Май
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Май | 1 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Дождь (уровень осадков) | ||
Проблемная ситуация | Педагог читает детям объявление в газете: «Метеорологической стан-ции требуются активные и любознательные помощники для проведения исследования определения уровня осадков в виде дождя». Педагог предлагает «сыщикам» откликнуться на объявление - оказать помощь метеорологам и вычислить уровень осадков. | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно- исследовательскую дея-тельность. Уточнены знания детей о метеорологической службе и её значении; дети изготовили прибор, измеряющий уровень дождя; опыт-ным путём определён уровень осадков (дождя). | ||
Название опыта | Уровень дождя. | ||
Цель опыта | Продолжать включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера: развивать лю-бознательность. | ||
Материалы и оборудование | Несколько пластиковых бутылок, скотч, самоклеящаяся бумага, фломастер (маркер), линейка. | ||
Место проведения/ Форма организ-ии | Прогулка Опыт | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Май | 2 | Раздел | Космические путешествия. |
Объект | Солнце. | ||
Проблемная ситуация | Педагог устанавливает экран, включает проектор, предлагает детям от-правиться в космическое путешествие, демонстрирует детям видеосю-жет о затмении Солнца, останавливает кадр на изображении неполного затмения, интересуется у детей: «Какое явление показано и как оно происходит?» | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Рассмотрено понятие «затмение Солнца», проведён опыт, на-глядно демонстрирующий данное явление. | ||
Название опыта | Затмение Солнца. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с небесными явлениями; закреплять уме-ния обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать вы-воды; развивать интерес к объектам исследования. | ||
Материалы и оборудование | Настольная лампа, картонные круги жёлтого цвета (для каждого ребёнка); проектор, экран, видеосюжет о затмении Солнца. | ||
Место проведения/ Форма организац-и | Помещение Часть НОД | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Май | 3 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) |
Объект | Вода | ||
Проблемная ситуация | К «сыщикам» приходит Персонаж, приносит две ёмкости с водой, пред-лагает задачку: «Если эти ёмкости поставить на солнце (на улице в сол-нечное место, на подоконнике в группе), в каком стаканчике вода нагре-ется быстрее?». | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель- | ||
Название опыта | Свет, цвет и тепло. | ||
Цель опыта | Дать представление детям о взаимосвязи света, цвета и тепла; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный инте-рес. | ||
Материалы и оборудование | Две разные по объёму ёмкости (стеклянные) с одинаковым количест-вом воды, мерный стакан; листы белой и чёрной бумаги; термометр. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Опыт | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Май | 4 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). |
Объект | Солнце. | ||
Проблемная ситуация | К «сыщикам» приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит карт-очку с изображением Солнца, просит детей рассказать, что означает эта карточка. Дети перечисляют (свет, тепло), Персонаж интересуется: «А если Солнце спряталось за тучку или наступили холода - откуда может появиться тепло и как тогда можно согреться?» | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель- | ||
Название опыта | Откуда появляется тепло? | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для превращения энергии движения в тепло; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Листы картона или картонные трубочки; карточка с изображением Солнца. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Режминый момент Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Июнь
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Июнь | 1 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений и животных). |
Объект | Понятия «живая» и «неживая» природа. | ||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), просит «сыщиков» рассказать, почему природа называется «живая» и «неживая» и что оз-начают эти понятия. | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательную деятельность. Уточнены зна-ния детей об объектах живой и неживой природы, их отличиях и взаимо-связи. | ||
Название опыта | Основные признаки. | ||
Цель опыта | Сформировать у детей понятие об отличиях живых и неживых объектов природы; продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объекта-ми исследования; учить детей формулировать выводы в ходе совер-шения практических действий. | ||
Материалы и оборудование | Карточки с изображением объектов живой и неживой природы, две коробки зелёного и синего цветов. | ||
Место проведения/ Форма организ-ии | Помещение Игра | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Июнь | 2 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений). |
Объект | Семена и выросшие из них растения. | ||
Проблемная ситуация | Педагог выносит на участок материал для посадки, демонстрирует де-тям семена (подсолнуха, гороха, фасоли), просит рассмотреть их, назвать, интересуется у детей: Для чего нужны семена?» Предлагает посадить семена и вырастить растения. | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Опытным путём выявлено, что для роста и развития растений не-обходима плодородная почва; в песке растут только некоторые расте-ния с особым строением: глина не даёт растениям возможности полно-ценно расти и развиваться из-за своих свойств. | ||
Название опыта | Вырастет - не вырастет... (долговременный). | ||
Цель опыта | Установить влияние качества почвы на рост растения; продолжать учить детей выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков», ёмкости для посадки растений, семена быстро всхо-жих растений, почва, глина, песок, лейки с водой. | ||
Место проведения/ Форма организац-и | Прогулка Трудовая деятельность | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Июнь | 3 | Раздел | Тайны живой природы (мир растений). |
Объект | Цветы | ||
Проблемная ситуация | Педагог подводит детей к клумбе, обращает внимание детей на краси-вые цветы, интересуется: «Знаете ли вы, как вырастают цветы? Откуда они появляются па клумбе, в саду, в поле?» Предлагает «сыщикам» расследовать «дело» о появлении цветов. | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Выяснены способы размножения цветов, осуществлена посадка семян и луковиц цветочных растений. | ||
Название опыта | Цветочные секреты. | ||
Цель опыта | Формировать у детей первоначальное понятие о размножении и росте цветов; закреплять умение самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков», прозрачные пластиковые стаканчики, семена различ-ных цветов (в том числе луковицы), лейки с водой, инструменты для са-довых работ. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Трудовая Деятельность | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Июнь | 4 | Раздел | Тайны живой природы. |
Объект | Воздух, вода, Солнце. | ||
Проблемная ситуация | Педагог рассказывает детям, что по пути в детский сад заметила маши-ну, которая стояла с заведённым мотором. Из выхлопной трубы авто-мобиля вырывался густой, сизый дым, дурно пахнуло, педагогу стало нечем дышать. Интересуется у ребят; «Чем вредил автомобиль? Поче-му стало трудно дышать?» | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательную деятельность. Закреплены знания о значении воздуха, воды и солнца для жизнедеятельности че-ловека, выявлены как полезные, так и вредные воздействия воздуха, воды и солнца на человека. | ||
Название опыта | Это - хорошо, а это - плохо! | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с полезным и вредным влиянием объек-тов неживой природы на жизнедеятельность человека; закреплять уме-ние самостоятельно осуществлять практические действия; развивать по-знавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Карточки с изображением символов воды, воздуха, солнца. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Помещение Режминый момент Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Июль
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Июль | 1 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). |
Объект | Магнит | ||
Проблемная ситуация | Педагог демонстрирует детям коробку с магнитами в форме шара, предлагает «сыщикам» заняться «магнетизмом» на прогулке - провести новые опыты с магнитами на улице. | ||
Результат | Дети включены в игровую и познавательно-исследовательскую деяте-льность. Опытным путём выяснено, что у каждого магнита есть север-ный и южный полюса. Магниты притягиваются разными полюсами (се-верный к южному), а отталкиваются одинаковыми (северный от север- | ||
Название опыта | Летающие магниты. | ||
Цель опыта | Закреплять знания детей о свойствах магнита; продолжать учить устана-вливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать инте-рес к практическим действиям. | ||
Материалы и оборудование | Небольшие круглые магниты (в форме шара), прочная узкая трубка (из плотного картона), маркер для нанесения метки. | ||
Место проведения/ Форма организ-ии | Помещение Опыт | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Июль | 2 | Раздел | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). |
Объект | Электричество (статическое) | ||
Проблемная ситуация | К детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает: «Уз-нал, что существует особое электричество, которое не “живет” в розет-ке, а возникает, когда, например, надеваешь свитер - при этом раздаёт-ся треск, появляется забавная причёска». Просит «сыщиков» отыскать такое электричество. | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Проведён опыт, в ходе которого дети закрепили знания о по-явлении и воздействии статического электричества на различные веще-ства - соль и перец. | ||
Название опыта | «Особое» э-лек-три-чест-во. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей со статическим электричеством; закреп-лять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формули-ровать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной дея-тельности. | ||
Материалы и оборудование | Лупы «сыщиков», разделочная доска, по I чайной ложке соли, моло-того перца (душистый, паприка), воздушные шарики, шерстяная ткань. | ||
Место проведения/ Форма организац-и | Помещение Эксперимент | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Июль | 3 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Воздух. | ||
Проблемная ситуация | Педагог вносит на участок ветряные игрушки (вертушки, ленты и пр.), замечает, что они обрадовались ветру, завертелись, заколыхались. Ин-тересуется у детей: «Что такое ветер и как он “работает”?» | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Выявлен механизм появления ветра, его распространение, особенности. | ||
Название опыта | Ветер, ветер, ты могуч! | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер; учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать любознательность. | ||
Материалы и оборудование | Карточка-схема с изображением ветра, ветряные игрушки. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Наблюдение | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Июль | 4 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Металлический корабль и вода | ||
Проблемная ситуация | «Сыщики» получают посылку: игрушку - кораблик (металлический) и за-писку с просьбой ответить на вопрос: «Почему в воде не тонет боль-шой железный корабль?» Педагог предлагает «сыщикам» провести ис-следование. | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льноегь. Выяснено, какие силы влияют на корабль во время погруже-ния и на его способность удерживаться на поверхности воды. | ||
Название опыта | Большой, а не тонет?! | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с зависимостью параметров объекта и его свойств; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Прозрачная ёмкость с водой, игрушки — кораблики (желательно метал-лические), различные металлические предметы, маркер для нанесения отметки. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Игры с водой Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
Август
Месяц | № п/п | Наименование | Описание |
Август | 1 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Вода. | ||
Проблемная ситуация | Педагог рассказывает, что рано утром, когда она шла в детский сад. трава почему-то была мокрая, хотя дождика не было, ярко светило солнце. Педагог заметила, что на травинках блестят капельки воды. Откуда они появились? | ||
Результат | Сформулирован вывод о причинах образовании росы; обобщён изу-ченный материал, подведены итоги познавательной деятельности. | ||
Название опыта | Роса-росинка. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с разнообразием природных явлений; дать представление о процессе образования росы; развивать мысли-тельные процессы. | ||
Материалы и оборудование | Иллюстрации с изображением росы. | ||
Место проведения/ Форма организ-ии | Прогулка Беседа | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Август | 2 | Раздел | История воды и воздуха. |
Объект | Радуга (Капли дождя и солнечный свет) | ||
Проблемная ситуация | Педагогу «звонит» по телефону Персонаж, рассказывает, что видел вчера после дождя на небе красивую разноцветную радугу. Педагог передаёт «сыщикам» просьбу Персонажа - рассказать, как появляется радуга. | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Дети ознакомлены с механизмом появления радуги, проведён опыт, демонстрирующий образование радуги. | ||
Название опыта | Радуга-дуга. | ||
Цель опыта | Формировать у детей понятие о причинах появления радуги; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные дейс-твия экспериментального характера; закреплять умение обобщать полу-ченные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать по-знавательный интерес. | ||
Материалы и оборудование | Лейки с водой. | ||
Место проведения/ Форма организац-и | Прогулка Опыт | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Август | 3 | Раздел | Что мы знаем о себе? (Организм человека.) |
Объект | Человек | ||
Проблемная ситуация | Педагог рассказывает детям: «Читала одну книгу, в которой автор рас-сказывал о том, что человек - это тоже животное, населяющее нашу Землю». Интересуется у детей: «Можно ли человека назвать живот- ным?» Предлагает «сыщикам» заняться исследованием этого вопроса. | ||
Результат | Дети вовлечены в игровую, познавательную деятельность. | ||
Название опыта | Человек - часть живой природы. | ||
Цель опыта | Сформировать у детей понятие об особенностях человека как объекта живой природы; закреплять умение обобщать полученные знания, са- | ||
Материалы и оборудование | Изображения человека и животных. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Беседа | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 | ||
Август | 4 | Раздел | Космические путешествия. |
Объект | Звезды. | ||
Проблемная ситуация | К «сыщикам» приходит Персонаж, рассказывает, что вчера вечером, когда стемнело, он увидел падающую звезду и даже заметил, куда она упала. Приглашает ребят вместе с ним на поиски. Педагог интересуется у детей: «Можно ли найти упавшую звезду?» | ||
Результат | Дети включены в игровую, познавательную деятельность. | ||
Название опыта | Звездопад. | ||
Цель опыта | Продолжать знакомить детей с космическими объектами и явлениями; закреплять умение самостоятельно формулировать выводы; активизи-ровать мыслительную деятельность. | ||
Материалы и оборудование | Фотографии иди изображения звездопада. | ||
Место проведения/ Форма организации/ Вид деятельности | Прогулка Беседа Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. | ||
Примечание (источники) | Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в подготовительной группе на неделю
Понедельник : 17 декабря 2013 г.Тема недели: «В лес на зимнюю прогулку» Режимные моменты Содержание работы оо Форма работыУтро Утренняя гимнастика. Бесе...
Календарно – тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в подготовительной группе на 2015 – 2016 год
Календарно – тематическое планированиевоспитательно – образовательнойдеятельности в подготовительной группена 2015 – 2016 год...
Календарно-тематический план воспитательно - образовательной деятельности в подготовительной группе 2018 -2019 год
Календарно-тематический план воспитательно - образовательной деятельности в подготовительной группе...
календарно тематический план работы на год в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год по образовательной области "речевое развитие"
Данный материал будет полезен воспитателям для работы в подготовительной в группе....
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в подготовительной группе на неделю . Тема недели: «Транспорт, виды. Безопасность дорожного движения».
Планирование воспитательно-образовательной работы е на неделю . Тема недели: «Транспорт, виды. Безопасность дорожного движения»....