Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Набиуллина Эльвира Гаязтдиновна

Комплексно-тематический  план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_plan_po_starshey_gruppe.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

                       Комплексно-тематический                                             план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема

          Программные задачи

                Содержание  работы

Сентябрь

Мониторинг уровня овладения детьми  экспериментальной  деятельностью.

 Выявить  уровень овладения детьми  экспериментальной деятельностью.

Рассматривание, опыты с песком   и глиной, опыты с водой.

Знакомство продолжается.

. Уточнить представление о способе познания мира – эксперименте, о назначении детской лаборатории; познакомить детей с новым оборудованием уголка экспериментирования.

Побеседовать  о назначении детской лаборатории, рассмотреть оборудование, поиграть  в д/и «Нюхаем, слушаем, видим, ощущаем»

Правила безопасности.

Правила безопасности. Напомнить о культуре поведения в детской лаборатории и правилах безопасности.

Побеседовать с детьми о правилах  безопасности. Рассматривание предметов в мини-лаборатории.

Октябрь

Свойства песка.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка

Рассматривание песка, с помощью лупы,  лепка из мокрого песка,  изготовление рисунка из песка

Песок и глина.

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Сюрпризный момент, рассматривание, опыты с песком   и глиной, зарисовки в тетрадях.

Вода-водичка

Выявить способность воды проходить через грунт, определять зависимость быстроты протекания от вида грунта. Познакомить со способом  очистки воды- фильтрованием.

Сюрпризный момент, рассматривание, опыты с песком, грунтом   и глиной;  показ  способа фильтрования

  Экспериментирование

с водой.

Расширить преставления  о значении воды для жизни человека. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Загадать  загадку о воде,  побеседовать о воде,

 Опыты с водой и растениями.

Ноябрь

 Почему цветы осенью вянут?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Рассматривание, опыты со стаканами с водой и растениями.

Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Сюрпризный момент, рассматривание, опыты с водой и растениями.

Что выделяет растение?

Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Сюрпризный момент, рассматривание, опыты с водой и растениями.

Воздух- невидимка.

 Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Показать  детям фокус  с водой, воздухом, сюрпризный момент, самостоятельное экспериментирование детей

Декабрь

Снег и лёд.

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

Сюрпризный момент,  рассматривание снега и льда ,самостоятельное экспериментирование детей

Как увидеть воздух.

Расширять представление о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха  в зависимости от температуры; о роли в жизни человека.

Загадать  загадки  о, показать  детям фокус  с воздухом, сюрпризный момент , самостоятельное экспериментирование

Замерзшая вода.

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Побеседовать о воде, её свойствах, рассматривание кусочков льда, опыты с водой

Тающий лед.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает и принимает форму емкости, в которой находится.

Сюрпризный момент,  рассматривание льда, проблемная ситуация,  опыты, изготовление цветного льда.

Январь

Внешнее строение человека.

Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы; тренировать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования.

Загадать  загадки  о  человеке,  побеседовать о  строении, экспериментирование.

Зачем человеку нос.

Познакомить детей со значением носа при помощи метода игры и экспериментирования.

Загадать  загадки  о  человеке, о носе ,  побеседовать о  строении, экспериментирование.

Познакомимся со своей кожей

Изучить внешний вид и строение кожи; развивать желание экспериментировать.

Загадать  загадки  о  человеке, о коже ,  побеседовать о  коже, экспериментирование.

Февраль

Мир бумаги.

Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Загадать  загадки  о  бумаге, экспериментирование

С бумагой.

 Мир ткани.

Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Загадать  загадки  о ткани, экспериментирование

С тканью. .

Мир растений.

Помочь установить зависимость роста растений от температуры ,света и поступаемой влаги.

   Загадать загадку, посадка семян злаков, сюрпризный момент , самостоятельное экспериментирование детей

Нужен ли корешкам воздух?

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями.

Загадать загадку, сюрпризный момент , экспериментирование  с растением.

Март

Легкая пластмасса.

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Рассматривание пластмассы,

экспериментирование  

Представления о полюсах магнита.

Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

Загадать загадку , сюрпризный момент , экспериментирование

Путешествие в мир стеклянных вещей.

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Загадать  загадку  о  нем,  побеседовать о нём, рассматривание,

опыты

Апрель

Свет повсюду.

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные, искусственные – изготовленные людьми.

Побеседовать о свете, сюрпризный момент , экспериментирование

Свойства бумаги.

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент.

Загадать загадку, сюрпризный момент , экспериментирование  с  бумагой

Измеряем вес предметов.

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала; подвести к пониманию, что при изменении формы предметы его вес остается неизменным.

Сюрпризный момент ,  рассматривание предметов, проблемная ситуация , игра «Угадайка»

Магнитные силы.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом; определить способность металлических предметов намагничиваться.

Показать фокус с магнитом,   экспериментирование  с магнитами.

Май

Термометр.

Реализовать представления. Сформированные в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой, клеем.

Загадать загадку, сюрпризный момент , изготовление  термометра .

Всё о мыле.

Познакомить со свойствами , с процессом его изготовления, активизировать познавательную деятельность

Загадать загадку, сюрпризный момент , экспериментирование  с  зеркалами, тканью  и  мылом, пузырями.

Мониторинг уровня овладения детьми  экспериментальной деятельностью.

  Выявить  уровень овладения детьми  экспериментальной деятельностью.

Опыты с песком, водой, мылом по

выбору.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...