Конспект занятия учителя-дефектолога по теме "Времена года"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Интегрированное занятие учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_uchitel1.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия учителя-дефектолога в подготовительной группе по теме: «Времена года».
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.
Коррекционно-развивающие
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки «месяцы», картинки-символы, оборудование для игр: "Выложи снеговика"(части снеговика),«Птицы на дереве»(дерево на ковролине, картинки»перелётные птицы»), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», «Кочки»(овалы с цифрами 1-10), «Посади бабочку на цветок»(цветок с разноцветными лепестками, бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (корзинка, картинки «грибы»), “Путаница” (разрезной материал для фланелеграфа «Времена года»).
Ход занятия:
1. Орг. момент:
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
2. Путешествие к зиме.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"
- Мы отправляемся в гости к зиме.
Домик ЗИМЫ
- А вот и домик зимы. (Приклепляет на ковролин синий домик с окошками и фигурку девочки- ЗИМЫ)
- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
- А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра "Выложи снеговика"
- Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)
Упражнение “Снеговик” (речь с движением)
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).
Он превратится в снежный ком
(Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком).
И станет ком снеговиком.
(“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера).
Его улыбка так светла,
(Показывают руками на лице улыбку).
Два глаза,шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка,
(Медленно приседают).
Увы, и нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками).
3. Путешествие к весне.
- В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"
Домик ВЕСНЫ
- А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин зелёный домик с окошками и фигурку девочки- весны)
- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
- А теперь подберите картинки в домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Птицы на дереве»
- Весной к нам возвращаются перелётные птицы. А вы хотите увидеть этих птиц?
Дефектолог прикрепляет поочередно картинки птиц на дерево на ковролине. Дети называют какая птица куда села (Грач сел на ветку справа вверху. и т.д.)
- А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Закройте глазки.
(Дефектолог убирает одну птичку)
- Скажите какая птица улетела? (Играют несколько раз)
Отгадывание загадок о первоцветах.
- Весной появляются первые цветы, как мы их называем (первоцветы). Отгадайте загадки о цветах, они и вырастут.
(Дети отгадывают загадки, дефектолог выставляет картинки – цветы: подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка, ландыш).
5. Путешествие в лето.
“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянешь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
- Как вы думаете, в какое время года мы попали?
-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"
Домик ЛЕТА
- А вот и домик лета (Прикрепляет на ковролин красный домик с окошками и фигурку девочки- лето)
- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)
- А теперь подберите картинки в домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Кочки»
- Летом на лугу цветет много цветов, летает много бабочек. Вы хотите попасть на луг?
Тогда нам нужно перейти по кочкам через болото.
Чтобы не утонуть в болоте и добраться до твердой земли, нужно передвигаться по "кочкам", ловко и осторожно перепрыгивая с одной кочки на другую. (“Кочки” – это овалы из бумаги, на которых написаны цифры от 1 до 10, “кочки” раскиданы “змейкой”).
Перепрыгивая, дети вслух называют номер "кочки".
Игра «Посади бабочку на цветок»
- Вот мы и оказались на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. (Детям раздаются разноцветные бабочки)
- Посадите бочек на цветы такого же цвета. (Дети выбирают цветы, «Сажают» на них бабочек и называют их цвет).
Затем дети возвращаются обратно по кочкам, называя цифры в обратном порядке.
5. Путешествие в осень.
"Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает"
(Осенью.)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"
Домик ОСЕНИ
- А вот и домик осени (Прикрепляет на ковролин желтый домик с окошками и фигурку девочки- осень)
- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А теперь подберите картинки в домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Съедобные – несъедобные»
- Осенью в лесу можно собирать грибы. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. Соберём грибы в корзинку. А кто знает: какие грибы можно собирать? ( Дети называют съедобные и несъедобные грибы)
Игра «С какого дерева, какой лист?»
- Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
Дефектолог разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют.
6. Игра “Путаница”.
Дефектолог обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. (Разрезной материал «Времена года» на ковролине) Дети рассматривают картину.
- Всё ли правильно нарисовал художник?
Дефектолог предлагает исправить ошибки.
7. Итог занятия.
- Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
- Сколько всего времён года? Назовите их .
- А сколько месяцев в году?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Жили - были зайцы" конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе для детей с ЗПР
Развитие элементарных математических представлений (РЭМП), развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики....
Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»
Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...
Конспект занятия учителя-дефектолога по формированию цветовосприятия и форморазличения во второй младшей группе «В некотором царстве в математическом государстве».
Совершенствовать умение соотносить предметы по цвету, размеру, форме, выбирая заданные сенсорные особенности нескольких возможных в условиях продуктивной деятельности.Закреплять умения детей на полисе...
Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы "Зимушка-зима"
Занятие с использованием ИКТ....
Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога Развитие эмоций у детей смешанной парциальной недостаточности компонентов психической деятельности. подготовительной к школе группы. «Бал у Золушки»
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ.Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В нашем детском саду воспитываются дети не только с нарушением речи, но и с...
Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы "Дикие животные"
Конспект интегрированного занятия с детьми с ЗПР подготовительной группы....
Конспект занятия учителя-дефектолога "Птицы весной"
Конспект открытого занятия для родителей занятия учителя-дефектолога с детьми старшей группы по лексической теме "Перелетные птицы"...