Конспект занятия учителя-дефектолога "Птицы весной"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект открытого занятия для родителей занятия учителя-дефектолога с детьми старшей группы по лексической теме "Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_ptitsy.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Конспект
занятия учителя-дефектолога
с детьми с ЗПР старшей группы
Лексическая тема: «Птицы весной».
Провела учитель-дефектолог
ГБДОУ д/с №17 - Гудкова О.В.
Санкт-Петербург,
Апрель 2018 г
Цель:
Закрепить знания детей о характерных признаках весны, о перелётных птицах и научить их применять в предметно-практической и игровой деятельности.
Задачи
1. Образовательные: расширение представлений детей о весне, о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни; закрепление навыков прямого и обратного счета, пересчета предметов в пределах 5, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов, закрепление цифрового ряда до 5.
2. Коррекционно-развивающие: развитие мышления (умение отгадывать загадки и объяснять их смысл, умение исключать предмет из ряда и объяснять свой выбор, умение сравнивать объекты и находить признаки сходства и отличия, умение сравнивать), развитие зрительной и слуховой памяти и произвольного внимания (игра «Кто улетел?»), развитие речи (активизация словаря по теме, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи (игры «Чье гнездо?», «У кого кто?»).
3. Воспитательные: воспитание у детей интереса к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: набор для ковролина «Весна», картинки с изображением перелётных птиц на ковролине, мяч, карточки с заданием «Кто лишний?», фонограмма записи «Голоса птиц», карточки к игре «Сосчитай-ка».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Послушайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Назовите, какое время года было перед весной?
- Какое время года будет после весны?
- Сегодня мы будем говорить о весне и пойдем на прогулку в весенний лес.
- Весной солнышко пригревает, снег тает, бегут ручейки. На нашем пути – ручейки и лужи. Пройдем по кочкам, чтобы не промочить ноги. Наступать на кочки нужно по порядку. (Дети проходят по кочкам, считая от 1 до 5).
2.Составление предложений о приметах весны.
- Мы вышли на лесную полянку. Присядем на пенёчки.
- Скажите, наступила ли в лесу весна? Назовите приметы весны.
Дети называют приметы весны.
- Верно, ребята. Весной всё оживает, просыпается вокруг. А теперь послушаем, чем нас встречает весенний лес. Закрывайте глаза и слушайте.
(Звучит музыкальная запись «Голоса птиц»)
- Что вы услышали?
- Верно, дети. Мы слышим пение птиц. Они радуются приходу весны.
3. Игра «Отгадай-ка».
- Весной в лесу очень много птиц. А вы хотите их увидеть? Чтобы увидеть птиц, нужно отгадать загадки. И тогда они прилетят к нам на полянку.
Чёрный, проворный
Кричит «Крак»,
Червям враг.
- Кто это? (грач)
На шесте дворец.
Во дворце певец,
А зовут его….( Скворец).
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (Ворона)
Угадайте, что за птичка
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Ходит вразвалку, плывет утюжком.
В пруду поныряет и снова – пешком.
Лапы широкие, сплющенный нос…
Что это за птица? Ответь на вопрос. (утка)
Длинноногий, длинношеий.
Длинноклювый, телом серый.
А затылок – голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек –
Бестолковых попрыгушек. (Журавль).
(После того, как дети отгадали загадку, педагог прикрепляет картинки-отгадки на ковролине.)
- Ребята, посмотрите на птиц и скажите, что есть общего у всех этих птиц? (Одинаковые части тела, тело покрыто перьями, они умеют летать. )
-А чем они отличаются? (Цветом оперенья, по разному поют, это зимующие и перелётные птицы)
- Назовите перелётных птиц (Грач, скворец, ласточка, кукушка, утка, журавль)
4. Стихи о птицах.
- Расскажите стихи о перелетных птицах.
Дети рассказывают стихи (предварительная работа)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Журавль серый по болоту
Идет отважно на охоту.
На нем беретик черно-красный.
Лягушкам рядом быть опасно.
Лебедь белоснежный плавает в пруду,
Посмотреть на лебедя поутру пойду.
Лебедь, словно в сказке, по воде плывет.
Красота такая на Земле живет.
Что, кукушка, ты кукуешь,
Наводя на всех тоску.
Или по птенцам тоскуешь,
Ищешь их: Ку-ку, ку-ку!
5.Игра « Кто улетел?»
Дефектолог уточняет у детей пространственное расположение птиц на дереве (вверху, внизу, посередине, справа, слева).
Например:
- Кто сидит на правой верхней ветке? Где сидит ласточка? и т.д.
- А теперь мы поиграем с птицами в игру, «Кто улетел?» Будьте внимательны. Закройте глаза.
Дети закрывают глаза, дефектолог убирает одну птицу.
- Посмотрите, кто из птиц улетел? Дети называют.
Игра проводится несколько раз.
6. Игра «Запомни, повтори»
- Запомните и повторите названия птиц.
Аист-ласточка-грач
Скворец-кукушка-журавль
Лебедь-аист-кукушка
Ласточка-грач-скворец
Лебедь-аист-журавль
7. Физминутка
- Что-то мы засиделись, сделаем весеннюю зарядку.
Очнулись деревья от зимнего сна. (Дети поднимают руки вверх, покачиваются)
В апреле по лесу гуляет весна. (Дети кружатся на месте)
В овраге ручьи звонко звенят, (Дети хлопают в ладоши)
И птицы на родину с юга летят. (Разводят руки в сторону, бегут врассыпную)
8. Игры с мячом «Чье гнездо?», «Кто у кого?»
- Что делают птицы весной? (Птицы вьют гнезда.)
- Назовите, птичьи гнёзда:
У грача гнездо - …(грачиное)
У журавля - …(журавлиное)
У лебедя - …(лебединое)
У утки - … (утиное)
У ласточки - …(ласточкино)
— Где скворец вьёт свое гнездо? (Скворец построил свое гнездо в скворечнике.)
- Птицы построили гнёзда, теперь будут выводить птенцов. Давайте назовём их:
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У вороны…(воронята)
У журавля….(журавлята)
9. Игра «Кто лишний?»
- У птиц для вас есть еще задания. Посмотрите на картинки и найдите лишнюю. Кто не подходит к остальным и почему?
Детям раздаются карточки с заданиями «Кто лишний?»
Скворец, собака, грач.
Петух, индюк, ласточка.
Снегирь, синица, аист.
Журавль, ласточка, голубь.
Кукушка, утка, лебедь.
Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
10. Игра «Сосчитай-ка»
- А теперь сосчитайте, сколько птиц на каждой картинке и покажите нужную цифру.
Дети считают птиц и называют и показывают соответствующую цифру.
11. «Найди птичку»
- Ребята, у птиц есть еще для вас задание. Найдите птичек по цвету и форме.
Детям раздаются карточки с символами свойств (цвет и форма). Дети по карточкам находят свою птичку.
12. Итог занятия.
- Как хорошо мы с вами погуляли по весеннему лесу, но нам пора возвращаться. Пройдем обратно по кочкам. Считаем кочки в обратном порядке – от 5 до 1.
Дети проходят по кочкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия учителя-дефектолога по теме "Времена года"
Интегрированное занятие учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы....
"Жили - были зайцы" конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе для детей с ЗПР
Развитие элементарных математических представлений (РЭМП), развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики....
Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»
Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...
Конспект занятия учителя-дефектолога по формированию цветовосприятия и форморазличения во второй младшей группе «В некотором царстве в математическом государстве».
Совершенствовать умение соотносить предметы по цвету, размеру, форме, выбирая заданные сенсорные особенности нескольких возможных в условиях продуктивной деятельности.Закреплять умения детей на полисе...
Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы "Зимушка-зима"
Занятие с использованием ИКТ....
Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога Развитие эмоций у детей смешанной парциальной недостаточности компонентов психической деятельности. подготовительной к школе группы. «Бал у Золушки»
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ.Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В нашем детском саду воспитываются дети не только с нарушением речи, но и с...
Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы "Дикие животные"
Конспект интегрированного занятия с детьми с ЗПР подготовительной группы....