Конспект занятия учителя-дефектолога "Птицы весной"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гудкова Ольга Валериевна

Конспект открытого занятия для родителей занятия учителя-дефектолога с детьми старшей группы по лексической теме "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_ptitsy.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект  

занятия  учителя-дефектолога

с детьми с ЗПР старшей группы

Лексическая тема: «Птицы весной».

Провела учитель-дефектолог

ГБДОУ д/с №17 - Гудкова О.В.

Санкт-Петербург,

Апрель 2018 г

Цель:

Закрепить знания детей о характерных признаках весны, о перелётных птицах и научить их применять в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи

 1. Образовательные: расширение представлений детей о весне, о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни; закрепление навыков прямого и обратного счета, пересчета предметов в пределах 5, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов, закрепление цифрового ряда до 5.

2. Коррекционно-развивающие: развитие мышления (умение отгадывать загадки и  объяснять их смысл, умение исключать предмет из ряда и  объяснять свой выбор, умение сравнивать объекты и находить признаки сходства и отличия, умение сравнивать), развитие зрительной и слуховой памяти и произвольного внимания (игра «Кто улетел?»), развитие речи (активизация словаря по теме, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи (игры «Чье гнездо?», «У кого кто?»).

 3. Воспитательные: воспитание у детей интереса к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

 Оборудование:  набор для ковролина «Весна», картинки с изображением перелётных птиц на ковролине,  мяч,  карточки с заданием «Кто лишний?», фонограмма записи «Голоса птиц», карточки к игре «Сосчитай-ка».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Послушайте загадку:  

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?  (Весной)

- Назовите, какое время года было перед весной?

- Какое время года будет после весны?

- Сегодня мы будем говорить о весне и пойдем на прогулку в весенний лес.

- Весной солнышко пригревает, снег тает, бегут ручейки. На нашем пути – ручейки и лужи. Пройдем по кочкам, чтобы не промочить ноги. Наступать на кочки нужно по порядку. (Дети проходят по кочкам, считая от 1 до 5).

2.Составление предложений о приметах весны.        

-  Мы вышли на лесную полянку. Присядем на пенёчки.

- Скажите, наступила ли в лесу весна? Назовите приметы весны.

Дети называют приметы весны.

- Верно, ребята. Весной всё  оживает, просыпается вокруг. А теперь послушаем, чем нас встречает весенний лес. Закрывайте глаза и слушайте.

(Звучит музыкальная запись «Голоса птиц»)

- Что вы услышали?

- Верно, дети. Мы слышим пение птиц. Они радуются приходу весны.

3. Игра «Отгадай-ка».

- Весной в лесу очень много птиц. А вы хотите их увидеть?  Чтобы увидеть птиц, нужно отгадать загадки. И тогда они прилетят к нам на полянку.

Чёрный, проворный

 Кричит «Крак»,

 Червям враг.

- Кто это? (грач)

На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его….( Скворец).

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона.

Кто это?   (Ворона)

Угадайте, что за птичка

 Тёмненькая невеличка,

 Беленькая с живота

 Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

Всё время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.   (дятел)

 

Ходит вразвалку, плывет утюжком.

В пруду поныряет и снова – пешком.

Лапы широкие, сплющенный нос…

Что это за птица? Ответь на вопрос.  (утка)

Длинноногий, длинношеий.

Длинноклювый, телом серый.

А затылок – голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек –

Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

(После того, как дети отгадали загадку, педагог прикрепляет картинки-отгадки  на ковролине.)

- Ребята, посмотрите на птиц и скажите, что есть общего у всех этих птиц?   (Одинаковые части тела, тело покрыто перьями, они умеют летать. )

чем они отличаются? (Цветом оперенья, по разному поют, это зимующие и перелётные птицы)

- Назовите перелётных птиц  (Грач, скворец, ласточка, кукушка, утка, журавль)

4. Стихи о птицах.

- Расскажите стихи о перелетных птицах.

Дети рассказывают стихи (предварительная работа)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Журавль серый по болоту

Идет отважно на охоту.

На нем беретик черно-красный.

Лягушкам рядом быть опасно.

Лебедь белоснежный плавает в пруду,

Посмотреть на лебедя поутру пойду.

Лебедь, словно в сказке, по воде плывет.

Красота такая на Земле живет.

Что, кукушка, ты кукуешь,

Наводя на всех тоску.

Или по птенцам тоскуешь,

Ищешь их:  Ку-ку, ку-ку!

5.Игра « Кто улетел?»

Дефектолог уточняет у детей пространственное расположение птиц на дереве (вверху, внизу, посередине, справа, слева).

Например:

- Кто сидит на правой верхней ветке? Где сидит ласточка? и т.д.

- А теперь мы поиграем с птицами в игру, «Кто улетел?»  Будьте внимательны. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза, дефектолог убирает одну птицу.

- Посмотрите, кто из птиц улетел? Дети называют.

Игра проводится несколько раз.

6. Игра «Запомни, повтори»

-  Запомните и повторите названия птиц.

Аист-ласточка-грач

Скворец-кукушка-журавль

Лебедь-аист-кукушка

Ласточка-грач-скворец

Лебедь-аист-журавль

7. Физминутка

- Что-то мы засиделись,  сделаем весеннюю зарядку.

Очнулись деревья от зимнего сна.    (Дети поднимают руки вверх, покачиваются)

В апреле по лесу гуляет весна.         (Дети кружатся на месте)

В овраге ручьи звонко звенят,         (Дети хлопают в ладоши)

И птицы на родину с юга летят.       (Разводят руки в сторону, бегут врассыпную)    

8. Игры с мячом  «Чье гнездо?», «Кто у кого?»

- Что делают птицы весной? (Птицы вьют гнезда.)

- Назовите, птичьи гнёзда:

У грача гнездо - …(грачиное)

У журавля - …(журавлиное)

У лебедя - …(лебединое)

У утки - … (утиное)

У ласточки - …(ласточкино)

— Где  скворец вьёт свое гнездо? (Скворец построил свое гнездо в скворечнике.)  

- Птицы построили гнёзда, теперь будут выводить птенцов. Давайте назовём их:

У грача…(грачата)

У скворца….(скворчата)

У ласточки   ….(ласточата)

У вороны…(воронята)

У журавля….(журавлята)

9. Игра «Кто лишний?»        

- У птиц для вас есть еще задания. Посмотрите на картинки и найдите лишнюю. Кто не подходит к остальным и почему?

Детям раздаются карточки с заданиями «Кто лишний?»

Скворец, собака, грач.

Петух, индюк, ласточка.

Снегирь, синица, аист.

Журавль, ласточка, голубь.

Кукушка, утка, лебедь.

Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор.

10. Игра «Сосчитай-ка»

- А теперь сосчитайте, сколько птиц на каждой картинке и покажите нужную цифру.

Дети считают птиц и называют и показывают соответствующую цифру.

11. «Найди птичку»

- Ребята, у птиц есть еще для вас задание. Найдите  птичек по цвету и форме.

Детям раздаются карточки с символами свойств (цвет и форма). Дети по карточкам находят свою птичку.

12. Итог занятия.

-  Как хорошо мы с вами погуляли по весеннему лесу, но нам пора возвращаться. Пройдем обратно по кочкам. Считаем кочки в обратном порядке – от 5 до 1.

Дети проходят по кочкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия учителя-дефектолога по теме "Времена года"

Интегрированное занятие учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы....

"Жили - были зайцы" конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе для детей с ЗПР

Развитие элементарных математических представлений (РЭМП), развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики....

Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»

Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...

Конспект занятия учителя-дефектолога по формированию цветовосприятия и форморазличения во второй младшей группе «В некотором царстве в математическом государстве».

Совершенствовать умение соотносить предметы по цвету, размеру, форме, выбирая заданные сенсорные особенности нескольких возможных в условиях продуктивной деятельности.Закреплять умения детей на полисе...

Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога Развитие эмоций у детей смешанной парциальной недостаточности компонентов психической деятельности. подготовительной к школе группы. «Бал у Золушки»

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ.Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В нашем детском саду  воспитываются дети не только с нарушением речи, но и с...

Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы "Дикие животные"

Конспект интегрированного занятия с детьми с ЗПР подготовительной группы....