Конспект игрового познавательного занятия "Ухо орган слуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ТОПЧИЕВА ТАМАРА ФЕДОРОВНА

 

Конспект игрового познавательного занятия

«Ухо – это орган слуха»

 

 

Программное содержание: расширять знания детей об ушах как важном  органе, познакомить детей со строением уха и основными правилами ухода за ушами, расширять и активизировать словарь детей по данной теме, развивать память, слуховое внимание, воспитывать  бережное отношение к своему здоровью.

 

Подвижная игра «Ау»

 -Ребята, давайте  поиграем в игру «Ау», будьте внимательны, тогда обязательно угадаете голоса друг друга.

 

Дети встают в круг, водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау, Саша!». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау»

 

- Ребятки смотрите,  а к нам в гости кто то пришел, проходите на стульчики посмотрим, что это за гости.

 

Сценка (за ширмой две куклы)

-  Здравствуй, тетя Катерина!

 

- У меня  яиц корзина.

 

- Как поживают домашние?

 

- Яйца свежие, вчерашние.

 

- Ничего себе вышла беседа.

 

- Авось распродам до обеда.

 

 

 

Вопросы к детям

- Как вы думаете, поняли друг друга эти бабушки?

-А почему  они не смогли друг друга понять ?

-Да, если не слышать друг друга, то и не поймешь друг друга.

-Зачем человеку  слух?

-Да, нам помогает слышать речь друг друга, музыку, разные звуки которыми наполнен наш мир, очень важный для человека орган  – уши.

-И сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного об этом органе.

А я знаю, что  …  приготовила стихотворение.

 

Стих  «Уши»

Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов «Тик – так»

Соловья в саду весеннем

На лугу шмеля гуденье

Звонкую в лесу кукушку

Новогоднюю хлопушку

И помимо звуков прочих

Мамино: «спокойной ночи!»

Вопросы к детям

 

- А что еще можно услышать с помощью ушей?

-Вот видите, какие разные звуки можно услышать с помощью ушей.

-Сколько ушей у человека?

-Уши - это орган слуха, и самый интересный инструмент нашего тела, уши могут  воспринимать как тихое тиканье часов, как ласковую песенку котенка, так и громкий звук автомобиля (презентация)

-Давайте рассмотрим, как же устроено наше ухо,

- посмотрите на уши друг друга,

-потрогайте их,

- то что вы видите  называется ушная раковина, она находиться по бокам головы, повторите…..

  она собирает звук и направляет его в слуховой проход …

-он похож на что?   узкий  коридорчик, дальше звук бежит по нему и ударяется о тонкую плёночку, натянутую как  на барабане, она и называется барабанная перепонка

Вот какое сложное слово, звуковые волны ударяются об нее как о барабан и передают сообщение в наш мозг, а там все поступающие сигналы, превращаются в понятные для человека слова и звуки

 

Я вам сейчас покажу, как это происходит:

 ОПЫТ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ, С ТРУБОЧКОЙ И ШАРИКОМ

 

ОПЫТ С МУЗЫКОЙ

-Ребятки, послушайте что это звучит?

-Вам хорошо слышно как звучит колокольчик?

-А сейчас закройте уши ладошкой

-Вам  хорошо слышно музыку?

-Почему?

- Да, когда уши закрыты руками, то звук слышится хуже, это происходит, потому что звук встречает препятствие на пути и не может пройти к барабанной перепонке.

 Так вот когда человек теряет слух, то становится глухим,

 Слух -  большая ценность для  человека.

 

Давайте мы сейчас проверим как ваши уши слышат и поиграем в игру «Что услышишь то и выполнишь»

Сделаем разминку

Держим ровно спинку

Голову назад вперед

Вправо влево поворот

Вот высокие какие

Еще выше потянитесь

Вправо, влево повернитесь

А теперь танцует таз

Посмотрите –ка на нас

Этим славным упражненьем

Поднимаем настроенье

Дальше будем приседать

 Дружно сесть и дружно встать

Прыгать нам совсем не лень

Словно мячик целый день.

 

 

Ребятки команды хорошо выполняли, а сейчас давайте проверим какие у вас ушки- послушки и как они слышат разные звуки окружающего мира, нужно быть очень внимательными 

Дидактическая игра « Угадай звук? »

(за ширмой разные звуки окружающего мира )

 

 

 На ушной раковине находится много волшебных, лечебных  точек, (показываю картинку) и если на них бережно надавливать, то улучшается работа наших ушей, это называется массаж, давайте попробуем 

Массаж «похлопаем» ушами

 

Подходи ко мне дружок

и садись скорей в кружок

 

Чтобы уши не болели,

Разомнем мы их скорее.

 

Вот сгибаем, отпускаем

 

И опять все повторяем.

(пальцами сгибают ухо и отпускают его)

 

Козелок мы разомнем,

(большим и указательным пальцами растирают козелок)

 

По уху пальчиком ведем

(проводят указательным пальцами по краю ушной раковины)

 

И ладошкой прижимаем,

Сильно – сильно растираем.

(ладонями энергично растирают уши)

-Вам понравился массаж?

-Этот  массаж  нужно делать каждый день,и тогда наши уши будут хорошо слышать, а еще вы защитите себя от простуды.

 

 

Сценка

(Входит лисенок с перевязанным ухом, он морщится от боли, раскачивает головой)

 

РЕБ.1–      Лисенок однажды к нам в садик пришел,

                  было лисенку нехорошо

 

РЕБ.2 -    Что случилось с тобой  лисенок?

 

 Лис.  -      Без шапки ходил, советов  не слушал,

                   И вот простудил свои рыжие уши ( плачет )

              

РЕБ 1 –     Вот какая, лисенка настигла беда

                  Советы друзей ты послушай тогда

 

   РЕБ.2     Ушки свои ты всегда береги

                  без шапки на улицу -  не выходи.

 

   РЕБ.2      Острым предметом в них  - не ковыряй. 

                   Музыку громко ты не включай.

 

РЕБ.2–       Плачет лисенок, не знает к кому

                  нужно теперь обратиться ему?

 

 РЕБ .1-     Если заболело ухо, если в ухе стало глухо

                   не волнуйся и не плачь – тебе всегда поможет врач

ВХОДИТ ВРАЧ   

       Здравствуй милый мой больной, знаю, знаю,  что с тобой

       Лисенку конечно на помощь приду и ушкам больным я сейчас помогу

       Инструментов у меня, очень много разных

       И бояться их нельзя - это безопасно

       Попал на прием и запомни с тех пор

       Что уши больные лечил доктор ЛОР!

 

ЛИС - Ну спасибо добрый доктор, мои уши не болят

            Могу снова веселиться

            Бегать, прыгать и играть

            О том, что нужно беречь уши  - никогда не забывать

 

 

 

 

Вопросы к детям

 

-Что случилось с лисенком?

-Почему это произошло?

- Кто помог лисенку?

-Кто запомнил, как называют доктора который вылечил лисенка?

-ЛОР   (повторите)

 

Вопросы к детям

 

-Ребята, а вы знаете, как нужно беречь свои уши,

-что нужно делать,

- какие правила соблюдать что бы наши уши не болели , а слух всегда оставался хорошим?

Игра «Кто самый внимательный»(  На столе разложены разные картинки)

Выберите тепредметы, которые вредны для ушей,

- Почему?

-Кожа внутри уха очень нежная ее легко повредить,

- ни в коем случае нельзя ковырять острыми предметами, чистить надо осторожно мягкими ватными палочками с  мамой

-Защищай уши от ветра

-Не допускай попадания воды в уши

-Не ковыряй в ушах

 -Не заталкивай предметы в уши

-Не кричи громко

-Если заболят уши, иди к врачу.

 

Вопросы к детям

-О чем мы сегодня с вами говорили?

-С какими новыми словами  я вас познакомила?

- Почему нужно беречь свои  уши?

-Кто из докторов лечит уши?

Потеря слуха – большое несчастье, поэтому слух надо беречь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Бабушкины помощники». Конспект игровой познавательной деятельности с использованием элементарного экспериментирования в практике с детьми раннего возраста.

«Бабушкины помощники»Конспект игровой познавательной деятельности с использованием элементарного экспериментирования  в практике с детьми раннего возраста.Задачи:Формирование элементарных предста...

Конспект игрового познавательно – коммуникативного занятия «Поможем кукле Андрюше».

Цель:Образовательная область «Коммуникация».1.Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей:существительными, обозначающими предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, зубная паст...

Конспект игрового познавательного занятии по математике для детей 4-5 лет Тема «Путешествие в сказочный лес»

Конспект игрового познавательного занятии по математике для детей 4-5 летТема «Путешествие в сказочный лес»...

Конспект игровой познавательной деятельности для детей средней группы «Лесная прогулка»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, испытывать положительные эмоции от своей причастности к доброму делу....

Конспект игровой познавательной деятельности «Волшебный песок» (для детей младшей группы).

Конспект игровой познавательной деятельности «Волшебный песок» (для детей младшей группы)....

Конспект игровой познавательной деятельности "Секреты песка"

Задачи:Образовательные: обобщать и закреплять знания детей о свойствах песка, продолжать учить называть и различать геометрические фигуры и цвет предметов, закреплять понятия количества: один- м...

Конспект игрового познавательного занятия по ФЭМП в средней группе.

Цель: Развитие математических представлений через игровую деятельность.Задачи: Закреплять представление детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг)Учить детей отгадывать (з...


 

Комментарии

Юркина Галина Владимировна

Я тоже сторонник того, чтобы с дошкольного возраста давать детям валеологические знания и прививать валеологическую культуру. Мне очень понравилось, как построено ваше занятие. Много игровых приёмов и это прекрасно, ведь игровая деятельность - ведущая в этом возрасте. Как жаль, когда некоторые об этом забывают...