Мамина школа (гость группы)
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васехо Татьяна Антоновна

 

Описывается опыт использования такой формы сотрудничества с родителями, как «Гость группы» , у нас она называется «Мамина школа». Основная цель «Маминой школы» - включение родителей (мам, пап, бабушек, дедушек) в образовательный педагогический процесс группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mamina_shkola.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мамина школа (гость группы).

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в детском образовательном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Детский сад – это открытая система, предполагающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». При этом «открытость детского сада внутрь» предполагает вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Вот уже несколько лет в нашей группе используется такая форма сотрудничества с родителями, как «Гость группы», у нас она называется «Мамина школа», так как чаще всего у мам есть свободное время, чтобы прийти в детский сад. Основная цель «маминой школы» - включение родителей (мам, пап, бабушек, дедушек) в образовательный педагогический процесс группы.

В начале учебного года, когда приходят новые дети – мы знакомимся с родителями и проводим анкетирование, позволяющее узнать: у кого из родителей есть возможность провести «урок» в течение недели, в рабочее время; профессии родителей, их хобби, наличие в семье домашних животных, наличие у детей братьев или сестёр школьного возраста.

Учитывается и социальная активность родителей. Т.е. желание взаимодействовать с окружающими (как детьми, так и взрослыми), выступать в активной роли.

В соответствии с планом лексических тем на год и полученной информацией о личности планируемого ведущего (его желания, профессиональные знания, интересы, активность) намечается работа с родителями: кто, на какую тему и в какой форме может провести «урок» для детей (в целом 3-4 урока в год даже при невысокой активности родителей).

Когда подходит время «урока», т.е. подходящая лексическая тема в календарном учебном плане – мы договариваемся с родителем, когда прийти в группу (утром или после полдника), обсуждаем основную идею «урока», приблизительную структуру занятия. Остальное - на усмотрение ведущего (мамы, папы, бабушки и т.д.). Родители стараются, подходят очень ответственно к предстоящему событию, некоторые даже составляют настоящий конспект! Дети узнают о приходе гостя в группу за несколько дней - делается пометка в календаре, с нетерпением ждут его.

Основные правила проведения мероприятия можно сформулировать как «Недолго! Наглядно! Интересно!!!» Поэтому обязательно учитываются и разрабатываются элементы активизации внимания детей, наглядность – посмотреть, потрогать (посуду, ткани, водительские права, корм для животных), поиграть. Желательно постараться превратить «урок» в игру.

Например, после рассказа мамы о профессии медсестры, она «полечила», перевязала всех детей, и они забинтованные пошли на прогулку. А во время знакомства с сервизом мама «разливала» детям по чашкам  чай, «накладывала» сахар.

В конце «урока» некоторые мамы радуют детей небольшими подарками, призами.

За прошедшие годы у нас были следующие уроки в «Маминой школе»:

  • Печем булочки (тема «Хлеб»). Цель: знакомство с технологией изготовления булочек – ингредиенты, тесто.
  • «Знакомство с прялкой» («Одежда»). Цель: знакомство с народной культурой, расширение представлений о видах ткани, материалах (лён, шерсть).
  • «Домашние питомцы – морская свинка» («Домашние животные). Цель: знакомство с внешним видом, потребностями и повадками грызунов на примере морской свинки.
  • «Знакомство с сервизом» («Посуда»). Цель: закрепление знаний детей о сервизе, видах и назначении посуды.
  • «Игрушка из того, что под рукой» («Русская народная игрушка»). Цель: развитие творческих способностей детей и фантазии.
  • «Мама-медсестра» («Женские профессии»). Цель: расширение представлений детей о труде медсестры.
  • «Правила дорожного движения». Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
  • «Знакомство с кошкой» («Домашние животные»). Цель: расширение представлений детей о повадках кошек, их внешнем виде.
  • «Школьная жизнь» («Школа» - старшая сестра). Цель: закрепление знаний детей о школьных уроках, расширение представлений о школьной жизни.
  • «Вспоминая о Великой Отечественной войне» («День Победы»). Цель: обогащение эмоционального опыта детей, патриотическое воспитание.
  • «Сок из соковыжималки» («Фрукты»). Цель: расширение представлений детей об использовании фруктов в пищу, знакомство с процессом изготовления сока с помощью соковыжималки.

В перспективе мы планируем привлекать в нашу «школу» пап, дедушек (знакомство с инструментами, изготовление скворечника) и бабушек. Хочется также расширить диапазон тематической направленности «уроков» - урок природы, урок математики, урок рисования и т.д.

Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс. Например, дети узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т.к. «урок» не похож на обычное занятие, его ведёт новый человек. Новый человек вызывает интерес; активизирует внимание, память, – многое из сказанного или показанного этим человеком запоминается.

  • Дети учатся слушать, слышать, задавать вопросы.
  • Ребёнок видит свою маму в новой роли - «мама-учитель».
  • Видит образец, наглядный пример социальной активности.
  • Испытывает гордость, что именно его мама ведёт «урок», её слушают другие дети. Повышается самооценка ребёнка.
  • Родители (мамы), понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога.
  • Родители (мамы) лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в новой, нетрадиционной для ролевой модели «мама-ребенок» обстановке.
  • Воспитатель также может чему-то поучиться у родителей, посмотреть на ситуацию по-новому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб семейной группы "Мамина школа"

Для оптимизации процесса взаимодействия с родителями в семейной дошкольной группе создан родительский клуб...

КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ с детьми и родителями в «Маминой школе» Тема: «В гости к бабушке»

Содействовие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций...

Программа встреч с родителями детей второй младшей группы с элементами тренинга «Мамина школа»

Программа встреч с родителями детей второй младшей группы  с элементами тренинга   «Мамина школа»...

Программа встреч с родителями детей средней группы с элементами тренинга «Мамина школа»

Программа встреч с родителями детей средней группы  с элементами тренинга   «Мамина школа»...

Программа встреч с родителями детей средней группы с элементами тренинга «Мамина школа»

Программа встреч с родителями детей старшей группы  с элементами тренинга   «Мамина школа»...

Программа встреч с родителями детей подготовительной группы с элементами тренинга «Мамина школа»

Программа встреч с родителями детей подготовительной группы  с элементами тренинга   «Мамина школа»...

Программа встреч с родителями детей адаптирующейся группы с элементами тренинга «Мамина школа»

Программа встреч с родителями детей адаптирующейся группы  с элементами тренинга   «Мамина школа»...