январь 2025. Уроки грамоты.
план-конспект занятия по обучению грамоте (младшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Знакомство детей со звуком и буквой "Т"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gr.docx36.46 КБ
Файл yanvar_uroki_gramoty_2.docx179.64 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки грамоты Конспект-сценарий. Январь 1

Звук и буква Т.

Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой Т.

Задачи:

1.        Продолжать учить различать гласный и согласный звук.

2.        Учить определять характеристики согласного звука.

3.        Развивать фонематический слух.

4.        Учить определять позицию звука в слове.

5.        Учить находить кубик с заданной буквой.

6.        Развивать мелкую моторику и графические навыки.

7.        Формировать навыки чтения.

Оборудование:

1.        Кубики и таблица Зайцева

2.        Приложение 1

3.        Карандаши. (Синие)

4.        Знакомлюсь с буквами ч.2 буква Т

Ход занятия.

Приветствие. Вводная часть

Воспитатель:

Встаньте, детки, встаньте в круг! Каждый каждому здесь друг!

Вправо, влево повернитесь И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь, дети поскорей,

Будет в нашей группе веселей!

- Поиграем с нашими пальчиками.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. (сжимать, разжимать пальцы)

Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.

(прижать пальчики друг к другу, поворачивать ладошки перед собой) Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.

фонарики»)

Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

(скрестить запястья рук, пальчики раздвинуть в разные стороны)

Воспитатель: Звук В похож на песенку ветра. В-в-в-в-вПомните, наши друзья Слыш и

Буковка знакомились со звуком В и его подружкой буквой В. Найдите букву В на кубиках.

 

Молодцы! Споём песенки кубика по таблице. Дети пропевают песенки кубиков В и ВЬ по таблице. Не успели Слыш и Буковка поиграть с новым звуком и буквой, как Слыш

расправил уши и начал прислушиваться.

—        Буковка, по-моему, кто-то чинит крышу твоего домика. Я слышу тихий стук. Наверное, сильный ветер оторвал доски, а добрый сосед прибивает их на место.

—        Пойдем посмотрим! — предложила Буковка.

Они обошли домик Буковки и посмотрели на крышу. На самой верхней доске сидел грустный дятел-малыш и тихонечко стучал маленьким клювиком по крыше: т-т-т, т-т-т.

—        Эй, малыш, — крикнул Слыш, — как ты оказался на крыше? И почему ты стучишь?

—        Я живу в лесу с мамой и папой. Еще недавно мы все сидели на большом дереве и долбили кору, искали червячков. Но тут поднялся сильный ветер, подхватил меня, и я не удержался на дереве. Ветер унес меня далеко-далеко от родного дома. Наверное, я зацепился крылом за крышу этого дома, и ветер не смог утащить меня дальше. А стучу я для того, чтобы папа с мамой услышали меня и прилетели за мной, ведь я еще не умею хорошо летать.

—        Бедный малыш, — сказала Буковка, — твои папа с мамой не смогут найти тебя, ведь ты очень тихо стучишь.

—        Не печалься, — сказал Слыш, — сейчас мы снимем тебя с крыши, пойдем в лес и отыщем твоих родителей. Мне очень понравилась твоя песенка, она звучит, как будто стучит маленький молоточек.

И Слыш решил потренировать свой язычок.

Воспитатель: Потренируем язычок вместе со Слышем. Улыбнитесь, откройте ротик. Постучите язычком за верхними зубами: т-т-т

Игра «Хлопни в ладошки»

Воспитатель: Хлопните в ладошки, если услышите звук Т. Воспитатель сначала произносит звуки: А, М, В, Т, У, О, Т и т.д. Затем произносит слоги: Ма, Ву, Ту, Аф, От и т.д. Дети хлопают, когда слышат звук Т.

Дидактическая игра "Где спрятался звук "Т"?"

(определение позиции звука "Т" в словах).

Воспитатель: Звук Т хочет поиграть с нами в прятки. Он спрятался в словах, которые я сейчас буду произносить. Вам надо услышать его и определить, где он находится в начале слова, в конце или в середине. Следите внимательно за моей рукой и слушайте внимательно. Во время произнесения слова, я буду двигать рукой. Моя рука даст знак, когда произносится звук Т в слове. Если этот знак я сделаю сразу, значит звук стоит в начале слова. Он самый первый. Если моя рука сделает другое движение в конце слова, значит звук стоит в конце слова. Он самый последний. Если я сделаю знак в середине, значит звук Т находится в середине. (Воспитатель произношения каждого слова сопровождает движением кисти руки слева направо, произнесение звука Т выделяет голосом и выдвигает кисть вперёд. После каждого слова, определяют место звука в слове. При необходимости повторить ещё раз)

Слова: Туча, рот, каток, терем, кот.

Воспитатель: Пока мы играли со звуком Т, Слыш достал с крыши маленького дятла, а Буковка, написала букву «Т». (показать изображение буквы Т) Слыш посмотрел на рисунок и сказал:

 

- Т в антенну превратилась И на крыше очутилась.

Воспитатель: Чтобы найти буковку Т на кубиках, надо определить, какая она. Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (Стучит по бугоркам.) Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звук т. (Он не поется.)

«Потяните» ниточку. (Ниточка рвется.) Положите ладошку на горло и произнесите звук т. Голосок поёт или спит? (Спит.) Вы догадались, какой это звук? (Согласный, глухой.) На каких кубиках живут у нас глухие, согласные? Правильно, на коричневых. Найдите среди коричневых кубиков кубик с буквой Т. Дети находят среди кубиков кубики с Т и ТЬ. После этого воспитатель пропевает песенки на найденных кубиках и обращает внимание детей на то, что песенки на большом кубике поются твёрдо, строго, а песенки на маленьком кубике ласково, нежно, мягко. Это потому, что на большом кубике главная песенка Т, а на маленьком ТЬ. После этого дети пропевают песенки по таблице.

Физкультминутка

Имитация детьми действий при произношении чистоговорок.

Ор-ор-ор, держим мы в руках топор. Ом-ом-ом, дрова мы рубим топором. Ток-ток-ток, взяли в руки молоток

Ток-ток-ток-ток, бьет по шляпке молоток Часто, не редко, не мимо, а метко.

Ту-ту-ту-ту, дам сметаны я коту. То-то-то-то, надеваем мы пальто. Ит-ит-ит-ит, плывет огромный кит.

Лёт-лёт-лёт-лёт, приземлился самолёт.

Обус-обус-обус-обус, все уселись мы в автобус.

Воспитатель предлагает детям составить и прочитать слова (пример см. в конспектах 1,2) Воспитатель просит детей найти заданные песенки, затем

составляет слова и вместе с детьми читают. После того, как прочитают на кубиках, воспитатель предлагает детям подойти и прочитать слова по таблице, показывая указкой склады.

Слова: вата, фото, это, эти, Тима, маты.

Воспитатель: А теперь разомнём наши пальчики и напишем букву Т.

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

-        Тик. Тик. Тик.

(руки - «стрелочки») У птички - синички - такая:

-        Пик. Пик. Пик.

(руки - «клювики») У поросенка - такая:

-        Рюх. Рюх. Рюх. (ладошки - «пятачки») У ежика песня такая:

-        Плюх. Плюх. Плюх.(пальчики - «колючки») У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.(ладошки гладят шерстку) .

- А у рыбешки - какая?

- Пы. Пы. Пы.(руки движутся сверху вниз) .

Слова

Раз и два, раз и два!(сжимают и разжимают пальцы) Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики) Кошка - слово пушистое.

(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и

мизинец - «ушки») Корова - слово рогатое.

(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога») А слово «арбуз» - полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

Затем воспитатель предлагает детям соединить точки (Приложение 1), а затем закрасить получившиеся буквы.

Уроки грамоты Конспект-сценарий. Январь 2

Звук и буква Д.

Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой Д.

Задачи:

1.        Продолжать учить различать гласный и согласный звук.

2.        Учить определять характеристики согласного звука.

3.        Развивать фонематический слух.

4.        Учить выделять заданный звук на слух среди других звуков, слог с заданным звуком, среди других слогов.

5.        Учить находить кубик с заданной буквой.

6.        Развивать мелкую моторику и графические навыки.

7.        Формировать навыки чтения.

8.        Повторить буквы и звуки У, Э, Ы.

Оборудование:

1.        Кубики и таблица Зайцева 2.Приложение 1

3.        Карандаш (1 на 1 реб.)

4.        Карточки с буквами Ы, У, Э, Д

5.        Знакомлюсь с буквами ч.2 буква Д

Ход занятия

Приветствие. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

Ток-ток-ток, взяли в руки молоток.

Ток-ток-ток-ток, бьет по шляпке молоток (стучат кулачками друг о друга) Часто, не редко, не мимо, а метко.

Ту-ту-ту-ту, дам сметаны я коту.

(делают из ладошек чашечку)

То-то-то-то, надеваем мы пальто.

(вытягивают правую руку в сторону, затем левую)

Ит-ит-ит-ит, плывет огромный кит.

(прижимают ладошки друг к другу, делают волнообразные движения вперёд)

Лёт-лёт-лёт-лёт, приземлился самолёт.

(разводят руки в стороны, показывают, как летит самолёт)

Воспитатель: Ребята на прошлом занятии мы с вами знакомились со звуком и буквой Т. Помните, как дятел-малыш стучал по крыше домика Слыша и Буковки? Т-т-т-т-тСлыш снял малыша-дятла с крыши, а Буковка бережно положила его в кармашек своего платья, и они отправились в лес на поиски родителей крохи дятла. Пройдя по всем своим любимым

дорожкам, они вышли на зеленый лужок. Слыш остановился, развернул свои большие уши в разные стороны и начал прислушиваться. В лесу раздавалось много разнообразных звуков: вот завыл маленький волчонок, а вот дядюшка Э вышел на прогулку, а где-то далеко послышалась песенка медвежонка.

Игра - «Назови гласные звуки».

Воспитатель: Давайте вспомним песенку маленького волчонка (звук [у]), дядюшки Э (звук [э]), медвежонка (звук [ы]). У-у-у-у-у, э-э-э-э-э,

ы-ы-ы.. Какие это звуки? Гласные или согласные? Вспомним, что гласные звуки, те которые долго тянутся, в согласные обрываются, словно ниточки. (Гласные.) А теперь, я буду показывать букву, а вы называйте звук, с которым дружит эта буква. (воспитатель показывает карточки с буквами: У,Э,Ы)

Воспитатель: Много разных звуков слышалось в лесу. Только больших дятлов не было слышно...

Малыш, постучи по коре этого дуба, — предложила Буковка, — может, твои мама и папа услышат тебя.

Слыш посадил маленького дятла на ствол дерева, и малыш начал тихонечко стучать клювом.

Вдруг справа донеслось: д-д. А слева — д-д-д. Это большие дятлы услыхали своего сыночка. С правой стороны прилетела мама, а с левой — папа дятла. Они так обрадовались встрече, что сразу даже не заметили Слыша и Буковку.

«— Мама, папа», — сказал обрадованный малыш, — вот мои спасители! — И дятел рассказал про все свои приключения. Большие дятлы сердечно поблагодарили наших друзей, подхватили своего сына и полетели к высокому старому дубу, где был их дом. А Довольный Слыш размял свой веселый язычок.

Упражнение для язычка - «Большой дятел».

Воспитатель: Давайте потренируем язычок вместе со Слышем.

Улыбнитесь, откройте ротик, постучите кончиком язычка по бугорочкам за верхними зубами: д-д, д-д-д. Выполните упражнение перед зеркалом 5—7 раз. Игра «Хлопни в ладошки»

Воспитатель: Хлопните в ладошки, если услышите звук Т. Воспитатель сначала произносит звуки: А, М, В, Д, У, О, Д и т.д. Затем произносит слоги: Ма, Ву, Ду, Аф, Да и т.д. Дети хлопают, когда слышат звук Д.

Игра - «Есть ли в начале слова заданный звук».

Воспитатель: Слыш начал перечислять имена своих друзей и слушать, в начале какого имени стоит звук [д].

Если вы услышите звук Д, то хлопните в ладошки. Предлагаемые имена: Даня, Игорь, Даша, Дарина, Аня, Оля, Дуня, Дина, Уля, Дима.

Воспитатель: Буковка не забыла захватить в лес волшебный карандаш и кусочек бумаги, она решила написать букву «Д» (показать карточку с буквой Д). Посмотрев на свой рисунок, Буковка рассмеялась и сказала: Буква Д — как дом на ножках, А живет в нем Бабка Ёжка.

Воспитатель: Чтобы найти буковку Д на кубиках, надо определить, какая она. Что делает наш язык, когда мы произносим звук Д? (Стучит по бугоркам.) Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звук д. (Он не поется.) «Потяните»ниточку. (Ниточка рвётся.) Положите ладошку на горло и произнесите звук д. Голосок звенит или молчит? (Звенит) Вы догадались, какой это звук? (Согласный, звонкий.) Звонкие согласные живут у нас на серых кубиках. Найдите среди серых кубиков кубик с буквой Д. Дети находят среди кубиков кубики с Д и ДЬ. После этого воспитатель пропевает песенки на найденных кубиках и обращает внимание детей на то, что песенки на большом кубике поются твёрдо, строго, а песенки на маленьком кубике ласково, нежно, мягко. После этого дети пропевают песенки по таблице.

Воспитатель предлагает детям составить и прочитать слова (пример см. в

конспектах 1,2 Декабрь) Воспитатель просит детей найти заданные песенки, затем составляет слова и вместе с детьми читают. После того, как прочитают на кубиках, воспитатель предлагает детям подойти и прочитать слова по таблице, показывая указкой склады.

Слова: дом, дуб, Дима, вода, мода, иди.

Воспитатель: Поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дятел дуб долбил, Да не до долбил.

(стучат кулачками друг о друга)

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору долбит. (ставят один кулачок на другой и стучат)

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

(поглаживают одну ладошку другой)

Повторить 2-3 раза.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить задания Приложения 1, 2 Приложение 1 , к.2

Задание 1

Заштрихуй букву и обведите листики дуба по точкам.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задание 2

Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как поддержать иммунитет ребенка зимой" январь 2025 год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32131369","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

"Активизация речи детей младшего дошкольного возраста" январь 2025 год

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы....

Планирование образовательной работы за январь 2025

План образовательной работы за январь 2025...

Беседа о важном тема: важном «День государственного герба Российской федерации» Январь 2025 год

Цель: формировать нравственные качества личности дошкольника как важный аспект патриотического воспитания....

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ЯНВАРЬ 2025

Ежедневное планирование  учебной деятельности...