"Активизация речи детей младшего дошкольного возраста" январь 2025 год
консультация по развитию речи (младшая группа)

Старкова Марина Петровна

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

«Рука – это своего рода внешний мозг»

И. Кант

  Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

       Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

        Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать. Функция кисти уникальна и универсальна. Она основной орган труда во всем его многообразии.

        Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. На развитие речи ребенка оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является использование игровых упражнений, пальчиковой гимнастики и включение их в занятия по развитию речи во всех дошкольных учреждениях.

     Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5–10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности мелкой моторики, очень важной для ее становления.

        В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

     С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем.

    В дошкольном возрасте основной вид деятельности — это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

       Выдающийся ученый И. П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, доказывая, что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Тренировка мелкой моторики пальцев рук не только оказывает стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но также способствует преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.                                                                                                                                

Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук?

        Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.              Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.         Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "

Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития»

В представленном материале приведены приемы, позволяющие повысить речевую активность детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни....

Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родит...

Мастер-класс для родителей «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»

мастер-класс для родителей "Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста"...

Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» за 2018-2019 учебный годhttps://cloud.mail.ru/public/SofN/Go8mjtWBq

Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста  посредством ознакомления  с окружающим  миром» за 2018-2019 учебный год....

Мастер-класс «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»...

Самообразование "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений" 2024-2025 г.

Самообразование "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений" 2024-2025 г....