Программа дополнительного образования "Обучение грамоте"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Программа содержит практический материал по подготовке детей 5 - 7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Преедназначено воспитателям старших и подготовительных к школе групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Лажъяльский детский сад «Ший онгыр»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Обучение грамоте»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Категория и возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок освоения программы: 2 года
Объем часов: 72 часа
Программу разработала: Чемекова Э. В.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение грамоте» составлена на основе законов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября
2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 06 июля 2021 г. № 656 «Об утверждении требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы)в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл».
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении родного языка в целом.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы: В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Отличительные особенности программы: Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов.
Адресат программы: Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Объем и срок освоения: 2 года (1- й год - дети 5–6 лет; 2-ой год - дети 6–7 лет). 66 часов.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: стартовый.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса: В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Ельцовой О.М. по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте.
Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в школе, развить механизмы, необходимые для овладения письмом и чтением.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с буквами русского и марийского алфавита;
- закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;
- учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
- учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
- расширять словарный запас детей;
- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинке.
Развивающие:
- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;
- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;
- развивать мелкую моторику;
- приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
-воспитывать культуру речи;
-воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
1.3 Объем программы
- I (первый) год обучения - старшая группа (1 занятие в неделю, длительность – 25 минут, 32 занятия - в год);
- 2 (второй) год обучения - подготовительная группа (1 занятие в неделю, длительность – 30-35 минут, 34 занятия - в год).
1.4 Содержание программы
Программа содержит практический материал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.
Занятие строится по трем структурным компонентам:
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению чтению;
- подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.
Формирование связности речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз.
Самые распространенные способы соединения предложений – это цепная и параллельная связи.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Одной из важнейших задач является выбор наиболее точного слова при формулировании мысли и правильное его употребление в любом контексте.
Развитие связной речи происходит также путем совершенствования грамматического строя речи. Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.
Подготовка к обучению чтению. Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Практически обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.
Сначала дети овладевают навыками звукового анализа трехзвуковых слов, потом четырехзвуковых слов. Самое пристальное внимание педагогу необходимо сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.
На занятиях по обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении. Работа с предложением идет на протяжении всего года как часть занятия по подготовке к обучению грамоте.
В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:
- продолжается работа по звуковому анализу слов;
детей учат вычленять и обозначать словесное ударение;
- проходит знакомство со всеми буквами русского алфавита;
- дети усваивают некоторые правила орфографии;
- учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции.
Таким образом, с детьми седьмого года жизни на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.
Ведущей задачей на этих занятиях остается формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.
В подготовительной группе обращают внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения). Старших дошкольников учат также красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа.
В течение года в подготовительной к школе группе ставится задача познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы.
Подготовка к обучению письму. Письмо - сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и часто без учета возрастных особенностей дошкольников.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий.
Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по четырем основным направлениям:
-развитие руки;
- подготовка к технике письма;
- аналитико-синтетическая деятельность;
- формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
1. Развитие руки .
1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами - большим, указательным и средним (щепоть) .
1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки .
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа "Мозаика", "Лего", "Конструктор", при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
1.3. Развивать мелкую моторику рук. Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети .
2. Подготовка к технике письма .
2.1. Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.
2.2. Развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их .
2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием "разлиновка", с разлиновкой "линейка", с дополнительными опорными линиями.
2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.
Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные - сверху вниз.
3. Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:
- количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
- характеристику элементов (какие это элементы?);
- пространственное расположение элементов в букве.
Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.
4. Формирование элементарных графических умений.
Это направление работы включает в себя:
- упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее);
- упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта ("Клубочки", "Волны").
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в каждое занятие по подготовки к обучению грамоте.
1.5 Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– строить сложные предложения разных видов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевать сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения;
– осваивать общий темп записи;
– уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдать пробел между словами;
– уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Учебный план
5-6 лет (1-й год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, модуля, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля | ||
Всего | В том числе | ||||
теоретические занятия | практические занятия | ||||
1 | Введение понятия «мут (слово)». Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью в клетку | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Слова как выражение наших мыслей, Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
3 | «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в тетради |
4 | Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная беседа |
5 | Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
6 | Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое упражнение |
7 | Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
8 | Деление слов на слоги и составление слов из слогов | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое упражнение |
9 | Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «йӱк (звук)» | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговая беседа |
10 | Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
11 | Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в тетради |
12 | Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое упражнение |
13 | Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
14 | Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровая ситуация |
15 | Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау» | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ занятия |
16 | Звуковой анализ слова «мак» | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ занятия |
17 | Звуковой анализ слова «кол (рыба)». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое упражнение |
18 | Звуковой анализ слова «пыл». Составление предложений с соединительным союзом «ден» («и») | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в тетрадях |
19 | Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
20 | Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из 2, 3, 4 слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
21 | Звуковой анализ слов «кож» и «вож». Словоизменение | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
22 | Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое упражнение |
23 | Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук» | 1 | 0,5 | 0,5 | Загадки |
24 | Звуковой анализ слов «кем» и «тер». Закрепление понятия «согласный звук» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра-упражнение |
25 | Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кол» и «кит» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
26 | Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Загадки |
27 | Звуковой анализ слова «име» | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в тетрадях |
28 | Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
29 | «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «кече» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра с счетными палочками |
30 | Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «лудо» и «лыве» | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговое упражнение |
31 | Звуковой анализ слова «каза». Поисковая деятельность в области грамматики | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальные беседы |
32 | Звуковой анализ слова «тумо». Поисковая деятельность в области грамматики | 1 | 0,5 | 0,5 | Игры |
Итого объем программы | 32 | 16 | 16 |
6-7 лет (2-й год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, модуля, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля | ||
Всего | В том числе | ||||
теоретические занятия | практические занятия | ||||
1 | Азбука — к мудрости ступенька. Звук и буква «А» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Аз да буки — вот и все науки. Знакомство со звуками и буквами «О» и «Ö» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
3 | Ученье — путь к уменью. Звуки и буквы «У» и «Ӱ» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление буквенного конструктора |
4 | Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «имне» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление буквенного конструктора |
5 | Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «тигр» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление буквенного конструктора |
6 | Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление буквенного конструктора |
7 | Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «корак» | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в тетрадях |
8 | Согласный звук [м] ([м]), буква «М». Звуковой анализ слова «модыш» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
9 | Согласный звук [н] ([н]), буква «Н». Звуковой анализ слова «насос» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
10 | Согласный звук [р] ([р]), буква «Р». Введение понятия «ударение» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
11 | Согласный звук [с] ([с]), буква «С». Ударение | 1 | 0,5 | 0,5 | Слоговый анализ слов |
12 | Согласный звук [л] ([л]), буква «Л». Предложение. Звуковой анализ слова «лампа» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
13 | Согласный звук [х] ([х]), буква «Х». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление буквенного конструктора |
14 | Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
15 | Многозначные слова. Согласный звук [к] ([к]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
16 | Составление предложений с заданными словами. Согласный звук [п] ([п]), буква «П». Закрепление понятия «глухой» согласный звук | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление буквенного конструктора |
17 | Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т] ([т]), буква «Т». Закрепление понятия «глухой» согласный звук | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление буквенного конструктора |
18 | Согласный звук [з] ([з]), буква «З». Введение понятия «звонкий» согласный звук | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
19 | Согласный звук [в] ([в]), буква «В». Закрепление понятия «звонкий» согласный звук. Звуковой анализ слова «веник» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
20 | «Летит пулей» - что бы это значило? Согласный звук [ж], бука «Ж». Схемы предложений | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальные беседы |
21 | Согласный звук [б] ([б]), буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
22 | Согласный звук [г] ([г]), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби» | 1 | 0,5 | 0,5 | Пальчиковая игра |
23 | Согласный звук [д] ([д]), буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
24 | Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
25 | Согласный звук [ч], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
26 | Согласный звук [щ], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровое задание |
27 | Согласный звук [ф] ([ф]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа с карточками |
28 | Согласный звук [й], буква «Й», Звуковой анализ слова «чайник» | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальные беседы |
29 | Сочетание звуков [jэ], буква «Е». | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа с карточками |
30 | Сочетание звуков [jа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня» | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа с карточками |
31 | Сочетание звуков [jу], буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа с карточками |
32 | Сочетание звуков [jо], буква «Ё». Звуковой анализ слова «звезды» | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа с карточками |
33 | Буквы «Ь» и «Ъ» (мягки и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день» | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа с карточками |
34 | Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа с карточками |
Итого объем программы | 34 | 17 | 17 |
2.2.Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Введение понятия «мут (слово)». Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью в клетку | Групповая комната | Беседа | |
2 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Слова как выражение наших мыслей, Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение» | Групповая комната | Беседа | |
3 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки | Групповая комната | Работа в тетради | |
4 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур | Групповая комната | Индивидуальная беседа | |
5 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов | Групповая комната | Опрос | |
6 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов | Групповая комната | Игровое упражнение | |
7 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами | Групповая комната | Беседа | |
8 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Деление слов на слоги и составление слов из слогов | Групповая комната | Игровое упражнение | |
9 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «йӱк (звук)» | Групповая комната | Итоговая беседа | |
10 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука | Групповая комната | Игра | |
11 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий | Групповая комната | Работа в тетради | |
12 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове | Групповая комната | Игровое упражнение | |
13 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений | Групповая комната | Беседа | |
14 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию | Групповая комната | Игровая ситуация | |
15 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау» | Групповая комната | Анализ занятия | |
16 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «мак» | Групповая комната | Анализ занятия | |
17 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «кол (рыба)». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию | Групповая комната | Игровое упражнение | |
18 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «пыл». Составление предложений с соединительным союзом «ден» («и») | Групповая комната | Работа в тетрадях | |
19 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук» | Групповая комната | Опрос | |
20 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из 2, 3, 4 слов | Групповая комната | Игра | |
21 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слов «кож» и «вож». Словоизменение | Групповая комната | Игра | |
22 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами | Групповая комната | Игровое упражнение | |
23 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук» | Групповая комната | Загадки | |
24 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слов «кем» и «тер». Закрепление понятия «согласный звук» | Групповая комната | Игра-упражнение | |
25 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кол» и «кит» | Групповая комната | Беседа | |
26 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов | Групповая комната | Загадки | |
27 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «име» | Групповая комната | Работа в тетрадях | |
28 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков | Групповая комната | Беседа | |
29 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «кече» | Групповая комната | Игра с счетными палочками | |
30 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «лудо» и «лыве» | Групповая комната | Итоговое упражнение | |
31 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «каза». Поисковая деятельность в области грамматики | Групповая комната | Индивидуальные беседы | |
32 | 15.40 -16.05 | Фронтальная Индивидуальная | 1 | Звуковой анализ слова «тумо». Поисковая деятельность в области грамматики | Групповая комната | Игры |
2-й год обучения (6-7 лет)
№ п/п | Дата | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 15.40 | Групповая | 1 | Азбука — к мудрости ступенька. Звук и буква «А» | Групповая комната | Беседа | |
2 | 15.40 | Групповая | 1 | Аз да буки — вот и все науки. Знакомство со звуками и буквами «О» и «Ö» | Групповая комната | Беседа | |
3 | 15.40 | Групповая | 1 | Ученье — путь к уменью. Звуки и буквы «У» и «Ӱ» | Групповая комната | Изготовление буквенного конструктора | |
4 | 15.40 | Групповая | 1 | Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «имне» | Групповая комната | Изготовление буквенного конструктора | |
5 | 15.40 | Групповая | 1 | Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «тигр» | Групповая комната | Изготовление буквенного конструктора | |
6 | 15.40 | Групповая | 1 | Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых» | Групповая комната | Изготовление буквенного конструктора | |
7 | 15.40 | Групповая | 1 | Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «корак» | Групповая комната | Работа в тетрадях | |
8 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [м] ([м]), буква «М». Звуковой анализ слова «модыш» | Групповая комната | Игровое задание | |
9 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [н] ([н]), буква «Н». Звуковой анализ слова «насос» | Групповая комната | Игровое задание | |
10 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [р] ([р]), буква «Р». Введение понятия «ударение» | Групповая комната | Игровое задание | |
11 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [с] ([с]), буква «С». Ударение | Групповая комната | Слоговый анализ слов | |
12 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [л] ([л]), буква «Л». Предложение. Звуковой анализ слова «лампа» | Групповая комната | Игровое задание | |
13 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [х] ([х]), буква «Х». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар» | Групповая комната | Изготовление буквенного конструктора | |
14 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами | Групповая комната | Беседа | |
15 | 15.40 | Групповая | 1 | Многозначные слова. Согласный звук [к] ([к]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук | Групповая комната | Беседа | |
16 | 15.40 | Групповая | 1 | Составление предложений с заданными словами. Согласный звук [п] ([п]), буква «П». Закрепление понятия «глухой» согласный звук | Групповая комната | Изготовление буквенного конструктора | |
17 | 15.40 | Групповая | 1 | Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т] ([т]), буква «Т». Закрепление понятия «глухой» согласный звук | Групповая комната | Изготовление буквенного конструктора | |
18 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [з] ([з]), буква «З». Введение понятия «звонкий» согласный звук | Групповая комната | Игровое задание | |
19 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [в] ([в]), буква «В». Закрепление понятия «звонкий» согласный звук. Звуковой анализ слова «веник» | Групповая комната | Игровое задание | |
20 | 15.40 | Групповая | 1 | «Летит пулей» - что бы это значило? Согласный звук [ж], бука «Ж». Схемы предложений | Групповая комната | Индивидуальные беседы | |
21 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [б] ([б]), буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» | Групповая комната | Беседа | |
22 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [г] ([г]), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби» | Групповая комната | Пальчиковая игра | |
23 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [д] ([д]), буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» | Групповая комната | Игра | |
24 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения | Групповая комната | Игровое задание | |
25 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [ч], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки | Групповая комната | Игровое задание | |
26 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [щ], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом | Групповая комната | Игровое задание | |
27 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [ф] ([ф]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки» | Групповая комната | Индивидуальная работа с карточками | |
28 | 15.40 | Групповая | 1 | Согласный звук [й], буква «Й», Звуковой анализ слова «чайник» | Групповая комната | Индивидуальные беседы | |
29 | 15.40 | Групповая | 1 | Сочетание звуков [jэ], буква «Е». | Групповая комната | Индивидуальная работа с карточками | |
30 | 15.40 | Групповая | 1 | Сочетание звуков [jа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня» | Групповая комната | Индивидуальная работа с карточками | |
31 | 15.40 | Групповая | 1 | Сочетание звуков [jу], буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка» | Групповая комната | Индивидуальная работа с карточками | |
32 | 15.40 | Групповая | 1 | Сочетание звуков [jо], буква «Ё». Звуковой анализ слова «звезды» | Групповая комната | Индивидуальная работа с карточками | |
33 | 15.40 | Групповая | 1 | Буквы «Ь» и «Ъ» (мягки и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день» | Групповая комната | Индивидуальная работа с карточками | |
34 | 15.40 | Групповая | 1 | Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению | Групповая комната | Индивидуальная работа с карточками |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
-групповая комната, удовлетворяющая санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек;
Оборудование:
-детские столы;
-детские стулья;
-доска, мел, указки;
-стеллажи для хранения методических и наглядных материалов, раздаточных образцов;
-зеркало;
-магнитофон;
-демонстрационный стол;
-переносной экран;
-ноутбук.
Художественные материалы и канцелярские принадлежности:
-восковые мелки;
-цветные карандаши;
-цветная бумага,
-цветной картон;
-альбомы для рисования;
-бумага для рисования;
-простые карандаши;
-ножницы, клей ПВА;
-рабочие листы (индивидуальные)
-ручка, простой карандаш;
-тетради;
-кассы букв и слогов;
-индивидуальные наборные полотна.
Кадровое обеспечение программы:
Образовательную деятельность по программе осуществляет воспитатель детского сада, имеющий высшее педагогическое образование.
2.4. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Формы контроля результативности включают следующие этапы:
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года
(сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – тестовые задания в игровой форме
Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения.
Итоговый контроль (итоговая диагностика) проводится в конце учебного года (май)
2.5. Оценочные материалы
Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Развитие связной речи и подготовка к обучению чтению
Старшая группа
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Формирование словаря, связная речь 1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной кар- тине, по набору картинок. 2. Умение сочинять концовки к сказкам. 3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать не- большие литературные произведения |
2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». 3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку | 1. Вопросы по содержанию картинки: -Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники? - Как можно назвать их вместе, одним словом? - Назови членов семьи, изображенных на картинке. - Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает? Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи. 2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки. 3. Ребенок слушает и пересказывает сказку | 3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью. 2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью. 1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды |
Грамматический строй речи 1 . Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных. 2. Умение заменять слово другим со сходным значением | 1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Материал: предметные картинки лимон, яблоко, елка и другие. 2. Игра «Как сказать по-другому?» | Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы : Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.) Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.) Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.) Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
| 3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением. 2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов. 1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам |
Звуковая культура речи Умение определять место звука в слове |
| 1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова. - Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.) Задание: Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м]. Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова | 3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове. 2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок |
Высокий уровень - 8-9 баллов; средний уровень - 5-7 баллов; низкий уровень – 3-4 балла
Подготовительная к школе группа
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы | Беседа по вопросам | Вопросы: -Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
| 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы |
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения | Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака | Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:
Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям | 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл — делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды |
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия | Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):
тянется вверх;
| Задания:
Примерные вопросы и задания: -Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. -Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? | 3 балла — ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл — ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден |
Умение быть доброжелательным собеседником | Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности | 3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив. 2балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает 1 балл - ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует | |
Знания ребенка о синонимах и антонимах | 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови» 2. Игра «Скажи наоборот» | Задания: 1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: - дом, солдат, боец; , б) среди имен прилагательных: - храбрый, звонкий, смелый; -большой, красивый, огромный; в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др. 2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться) | 3 балла — ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово. 2 балла — ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя. 1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок |
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов | Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) | Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:
| 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя |
Знания о звуке, слоге, слове, предложении | 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.
| Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.
Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п. | 3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок |
Высокий уровень - 18-21 балл; средний уровень - 11-17 баллов; низкий уровень — 7-10 баллов.
Подготовка руки к письму
Старшая группа
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием:
- методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 5-6 лет»
- графических диктантов Д.Б.Эльконина,
- монометрического теста «Вырезание круга»
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены
(комбинацию из пальцев выполняет по показу),
- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка);
- Завязывание шнурков разной величины
- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
- Продолжить узор по клеточкам
- Д/И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
- задания на листе бумаги в клетку, в линейку
- дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления,
соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
- графический диктант по словесной инструкции
6.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа
должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка ( за каждое правильное задание ставится 5 баллов):
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 50-60 баллов.
Средний уровень - есть 2- 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 26 до 49 балла.
Низкий уровень - задание не выполнено, сумма баллов от 15 до 25 баллов.
Подготовительная к школе группа
Диагностика по подготовке руки к письму по следующим тестам:
Тест 1 «Развитие тонкой моторики и умения работать по образцу» (И.В.Дубровина, Т.В.Вохмянина, Е.Е.Данилова)
Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами (или любое прописное слово).
1 уровень (высокий) – выполняет задание без ошибок или с одной незначительной ошибкой;
2 уровень (средний) – выполняет с 2-3 ошибками;
3 уровень (низкий) – не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.
Тест 2 «Пробы моторной одаренности» (Н.И.Озерецкого)
Определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
Проба 1.
Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.
Проба 2.
Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см x 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается: 1) если ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики.
Проба 3.
Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4.
Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать и оно не засчитывается.
Проба 5.
Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом – левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается: 1) если движения обеих рук разновременные; 2) уложено меньше чем по 5 спичек с каждой стороны.
За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл
1 уровень (высокий) – 5 баллов
2 уровень (средний) – 4 балла
3 уровень (низкий) – 1-3 балла
Тест 3 «Графический диктант» (Д.Б.Эльконина)
На тетрадном листе (каждому ребенку выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставится одна под другой 3 точки (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток). После объяснения, сказав ставить ручку на первую точку, под диктовку воспитателя, не отрывая руки от листочка, двигать по клеточкам (Первая строка 1 клетка вниз, 1 клетка направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, дальше продолжайте рисовать такой же узор сами; вторая строка: 1 клетка вверх, 1 направо, 1вверх,1 направо,1клетка вниз,1 направо, а теперь сами продолжайте рисовать этот узор; третья строка: 3 клетки вниз, 1 клетка направо, 2 вверх, 1 направо,2 вниз,1 направо,3 вверх, 1 направо, дальше рисуем узор сами.
1уровень (высокий) – узоры в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;
2 уровень (средний) – все узоры частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или только один узор сделан безошибочно, а другие не соответствуют диктуемым.
3 уровень (низкий) – ни один узор не соответствует диктуемым.
Тест 4 «Штриховка прямоугольника» (Е.А.Солнцева)
Инструкция: выполнить штриховку по образцу: вертикально (сверху вниз),
расстояние между линиями одинаковое
Критерии оценки:
1 уровень (высокий) – следует точному выполнению задания по образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; выдерживает одинаковое расстояние между линиями (2 балла)
2 уровень (средний) – придерживается при выполнении задания образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; не всегда выдерживает одинаковое расстояние между линиями (1 балла)
3 уровень (низкий) – часто смотрит на образец; линия не ровная отрывистая;
путается с направлением штриховки; не выдерживает одинакового расстояния между линиями (0 баллов).
2.6. Методические материалы
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность. Обучение по данной программе предполагает использование различных форм, методов и средств, с помощью которых реализуется программа.
Приемы и методы
- игровые ( использование игр, и игровых персонажей)
- наглядные ( показ способа написания буквы)
- словесные ( объяснение, беседа, использование художественной литературы)
- практические ( выполнение заданий)
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультурные минутки; дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики; гимнастика для глаз; релаксация);
- исследовательской деятельности : эвристические беседы, постановка и решение вопроса проблемного характера; моделирование, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться практическим действиям с ними; игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- информационно-коммуникационные: используется при подготовке и проведении занятий; оформления консультаций для родителей; подбора дополнительного познавательного материала; создания презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Форма организации учебного занятия:
- совместная деятельность с педагогом;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Алгоритм учебного занятия:
Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
Длительность занятий составляет
- в старшей группе - 25 минут,
- в подготовительной группе - 30 минут.
I. Организационный момент.
1. приветствие.
2. Упражнение – разминка: (пальчиковая игра).
3. игры и упражнения на повторение ранее изученного материала
II. Основная часть.
1.Игры и упражнения (развитие внимания, памяти и т.д)
2.Ознакомление с новым материалом в занимательной форме (презентации, игровые задачи, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, и т.п.)
3.Самостоятельная деятельность детей (раздаточный материал, индивидуальные печатные листы и.т.п)
4.Индивидуальная и дифференцированная работа
5.Игры на закрепление материала
III. Заключительная часть.
1.Рефлексия
Дидактический материал:
Дидактический материал представлен в пособии «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» под ред. О.М. Ельцовой.
Дополнительный дидактический материал:
Игровая ситуация "Магазин"
"Продавец" отпускает товар только в том случае, если " покупатель" правильно называет первый звук в слове, которое обозначает "покупку".
ПРОДАВЕЦ: Миша, ты выбрал ложку? За неё надо заплатить первым звуком этого слова. Произнеси его!
ПОКУПАТЕЛЬ: ЛЛЛ.
ПРОДАВЕЦ: Правильно, молодец, можешь забрать ложку.
Возможные варианты игры «МАГАЗИН».
На доске выкладываются предметные картинки с изображением игрушек. Педагог - продавец, дети - покупатели. Чтобы купить игрушку, выполняется задание:
1) Продается игрушка, в названии которой 2 слога, ударный второй слог. (Например: юла.)
2) В названии которой 2 слога, ударный первый слог. (Кукла.)
3) В названии которой один слог. (Мяч.)
Игра "Бабочки на полянке"
Цель: обучение составлению и чтению слогов.
Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными - на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог. Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.
Игра «Самый зоркий», или «Кто быстрее».
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три - внимательно смотри!» - показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.
Возможны варианты: аналогичная работа может производиться со слогами.
Задание:
• Найти, показать и прочитать нужный слог.
• Найти слог с такой же согласной, но чтобы согласный звук был мягким. (Например: слог «НА» - находим «НЯ».)
Игра «К кому пойти в гости»
Цель: развитие внутреннего планирования.
Не доске прикрепляется несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того чтобы узнать, кто пойдет первым, дети выполняют задание.
1) Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.
2) Он пойдет в гости к тому, у кого в названии 2 слога и первый звук согласный мягкий.
3) Они пойдут в гости к другу, в названии которого 3 слога.
Игра "Придумай слово"
На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.
Игра "Хлопушка"
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» — хлопни два раза».
Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука, догнал, толкнул.
Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.
Игра "Магический квадрат"
Внимательно посмотри на картинки и скажи, на какой звук начинаются картинки в каждом ряду. А названия каких картинок оканчиваются на звук «а», «к»? Этот квадрат можно использовать для развития зрительной памяти. (1 таблица) Внимательно посмотри на картинки, запомни их расположение, а потом вспомни, какие из них расположены в первом ряду, во втором, в третьем, в четвертом. А сколько всего картинок ты можешь вспомнить? (2 таблица)
Игра "Первый — последний"
Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых он называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки.
Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук.
Игра "Волшебные превращения"
Для усвоения темы звуковой анализ слова, надо научить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.
Играющие выбирают слово, заменяют в нем первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова. Выигрывает тот, кто больше получит новых слов. Новые слова можно обозначать фантами. У кого больше фантов наберется, тот и выиграл. Слово «дом». Замените в нем первый звук: Дом — Сом — Ком — Лом — Ром. У кого больше получилось слов? Замените второй звук в этом слове: дом — дАм. А теперь замените третий звук: доМ — доЛ — ДоН. Для игры можно подобрать слова из 4 — 5 букв: Точка — Бочка — Кочка и т. д.
Игра «Разрезные буквы»
Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать так, чтобы получалось 3—5 деталей). Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами: части одной буквы, части одной буквы + одну часть от другой буквы, части 2—3 букв одновременно. Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух букв и более. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П. Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!
Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники. Игра способствует и развитию наглядно-образного мышления.
Игра «Узор из букв»
Увлекательным занятием могут стать «пространственные загадки» из букв. Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги (желательно окрашенной с двух сторон). Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните. Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. Сложите лист вчетверо — покажите отгадку.
ШГА
Можно поручить проверку отгадки самому ребенку. В этом случае у него появится возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве. Игра развивает пространственное и образное мышление.
Игра «Найди и подчеркни»
Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, реклама из почтового ящика). Предложите ребенку, просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую вы с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз ее можно зачеркивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку...
Если ребенок успешно выполняет задания, предложите ему поискать две буквы одновременно и подчеркнуть их. Наиболее сложный вариант упражнения —найти две буквы одновременно, отмечая их разными знаками (например, Н — зачеркнуть, И — обвести в кружочек). Начинать поиск двух букв одновременно лучше с букв, явно различающихся по внешнему виду (например, 3 и К), чтобы ребенок сначала освоил принцип работы. Затем можно предложить варианты поиска схожих по внешнему виду букв (например, Н/П, И/Н, У/Ч, Б/В). Это задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как тренирует еще и внимательность.
Игра «Какая буква выглянула в окошко?»
Используйте любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в окошке». Игра развивает пространственное мышление и внимание.
Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались на картинках. Если выполнить задания на отдельных листах, ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. В случае, когда ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша. Это поможет ему выделить букву на общем фоне. Задание развивает зрительное восприятие.
Игра "Корзина со звуками"
Пособие составляется из отдельных корзин, каждая из которых наклеивается на бумагу формата А4. К корзине двусторонним скотчем прикрепляется прозрачный кармашек размером 6x6 см. В него вставляются карточки размером 5x5 см с изображением определенного звука. В верхней части корзины сделаны прорези (2,5 см), в которые вставляются силуэты грибов на длинной ножке (5—7 см).
Это пособие можно использовать на разных занятиях. В занятии-сказке «Маша и Медведь» детям, например, нужно в корзинки со звуками «С», «3», «Ш», «Ж» разложить грибы, в названии которых есть эти звуки (подберезовик, лисичка, сыроежка, подосиновик, свинушка, груздь, шампиньон, волнушка). А в сказке «Три медведя» в корзинки аналогично раскладываются ягоды.
Игра "Блины со слогами"
Это пособие изготавливается из поролонового круга радиусом 8 см. На одну его сторону с помощью клея ПВА приклеиваются карточки со слогами (10x5,5 см), которые легко снимаются. Дети участвуют в эстафете «Принеси блины в сковороде» и читают слоги. В сказке «Маша и медведь» они помогают бабушке перенести блины с одними слогами, а в сказке «Колобок» - с другими.
Игра «Кто в домике живет»
Данная игра преследует 3 цели: развитие звуко-буквенного анализа; автоматизация звуков в словах; пополнение словарного запаса у детей. В окошке звук (буква) зовет гостей: «З-з-з», «К-к-к»
Игра «Соберем урожай»
Педагог предлагает Незнайке помочь собрать урожай, но выбрать нужно только те овощи, в названиях которых есть звук «р» (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами петрушка, огурцы, перцы, чеснок, кабачок, свекла, помидор.
Игра «Каких животных ты знаешь со звуком «Л», «Ль»?»
Педагог предлагает детям пригласить животных в гости, в названиях которых есть звук «л» или «ль». (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами белка, лиса, крокодил, лошадь, лев, лиса, слон и т.п.
Игра «Веселые скоморохи»
Данная игра многофункциональна. Скоморохи живут в красивом разноцветном сундучке и приходят в гости к детям. У них различные имена, состоящие из одного звука, либо из одного слога. Возможны варианты игры:
у педагога на столе стопкой лежат картинки изображением вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картинку, называют изображенный на ней предмет, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку соответствующему скомороху. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревнование.
Игра «Собери пазлы»
В данной игре детям предлагается собрать пазлы. Ребенку предлагается соотнести картинку с звуковой схемой, либо со слоговой схемой слова.
Игры «Слоги рассыпались», «Лото»
Детям предлагается из слогов составить слова из данных слогов. Слова могут быть на разную тему. Например, в канун нового года могут быть «новогодние» слова.
Игра «Звуковая пирамидка»
Оборудование: рисунок пирамиды из схем. В нижней части каждой схемы — кармашек для вкладывания картинок; в основании пирамиды — схема из 3 слогов, выше — из двух, потом — один слог; заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки тех же размеров, что и схемы пирамиды. Педагог предлагает детям построить из картинок пирамиду. Он объясняет, что в ее основании должны быть картинки, названия которых состоят из трех слогов, следующий ряд пирамиды — картинки, названия которых имеют два слога, и т.д.
Игра "Поваренок"
Цель: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире, развитие техники осмысленного чтения.
Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюль с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками с сыпучими продуктами: вермишелью, крупами, горохом, фасолью, карточки со словами.
Ход игры. Педагог раздает «кастрюли», дети рассматривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох — от фасоли и т. Д. Затем образуют прилагательные, например: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т. П. Дети читают названия круп, каш, написанных на карточках и определяют к какой кастрюльке подходит.
2.7. Список литературы
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997.
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, - автор-составитель О.М.Ельцова.
Интернет ресурсы:
- http:www.Nachalka.com
- http:www.viku.rdf.ru
- http:www.rusedu.ru
- http://school-collection.edu.ru/
- http://bcetyt.ru/
- http://www.lychik.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образовательного кружка «Компьютерная грамота» (познавательное развитие детей 4-5 лет)
Цель программы данного кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей путем применения компьютера....

Программа дополнительной деятельности «Домисолька» (Обучение нотной грамоте)
Программа кружка «Домисолька»-обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет...

Программа дополнительного образования по обучению грамоте "Кот Ученый"
Дополнительная программа «Ученый Кот» направлена на обучение чтению детей дошкольного возраста. Важен не только объем полученных знаний ребенком до школы, но и готовност...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КРУЖОК « АБВГДей-ка»
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредствам которого создается прочная основа для успешного изучения рус...

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...