Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Паневина Татьяна Сергеевна

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно - двигательной координации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_abvgdeyka.docx54.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                     «Утверждаю»

  Председатель РК                                                                  Заведующий МДОУ

МДОУ «Детский сад                                                             «Детский сад

комбинированного вида №199                                              комбинированного вида№199»  

___________                                                                             __________ Л. А, Абаакумоваа  

«___» ___________ 2015г.                                                     «____» __________ 2015г.

                                                                                                   Приказ №___ «___» _____2015г.      

                                                                                                               

                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»

Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 2 «РАДУГА»

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»

Принята на заседании                                      Составитель рабочей программы:

Педагогического совета                                   воспитатель Паневина Т. С.

Протокол №_______

«____» _________ 2015г.

Г. САРАТОВ

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской программы

Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется

системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное   речевое развитие детей.

Актуальность программы.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы

осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и

подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи программы

Образовательные:

-  Формирование и развитие фонематического слуха

-  Развитие произносительных умений

-  Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

-  Знакомство со слоговой структурой слова

-  Формирование умения правильно строить предложение, использовать

предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

-  Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по

картинкам, используя простые предложения

-  Расширение словарного запаса детей

-  Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

-  Подготовка руки ребёнка к письму

Развивающие:

-  Развитие слухового восприятия

-  Развитие графических навыков

-  Развитие мелкой моторики

-  Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

-  Воспитание умения работать

-  Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

-  Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Принципы и подходы к формированию Программы

За основу формирования Программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чистозвуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка,строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется  на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возраастных особенностей , построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет

Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.

В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь;

стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

2. Планируемые результаты

освоения Программы

Ребёнок  знает и умеет:

-  буквы русского алфавита;

-  понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

-  правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

-  определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

-  различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-  делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

-  пользоваться графическим обозначением звуков;

-  произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

-  записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами

-  составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта

-  пересказывать простые сказки;

-  отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых

предложений

-  заучивать стихотворения

- понимать и выполнять учебную задачу

- формирование волевых  и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Содержательный раздел

  1. Психолого – педагогические условия

реализации Программы

Особенности программы

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы  включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие

звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьми

- Дидактические игры

-  Фонематические упражнения

-  Работа с текстами

-  Театрализация

-  Рисование

Способы и направления поддержки детской инициативы

Технология проведения:           

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Основные применяемые технологии:

-  Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

-  Здоровье сберегающие технологии

-  Компьютерные (новые информационные) технологии

-  Личностно-ориентированное обучение

Структура организованной образовательной деятельности детей:

Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

  1. Содержание

психолого – педагогической работы по развитию звуко – буквенного анализа

Образовательная облсть «Речевое развитие»

Развитие речи .

- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

- Закреплять умение делить слова на слоги.

- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).

- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

- Учить писать слова с помощью графических изображений.

- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

- Учить соотносить звук и букву.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

- Познакомить с термином «предложение».

- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

- Способствовать развитию графических навыков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3.Комплексно – тематическое планирование

содержания организованной образовательной           деятельности  в старшей группе №2

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №199»

I квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1 неделя. «Звук и буква А»

- Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике ) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук А.

- Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А.

- Учить писать печатную букву А , используя образец.

- Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа

у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.13. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.2)

2 неделя. Звук и буква О

- Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике ) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук О.

- Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О.

- Учить писать печатную букву О , используя образец.

- Учить писать на схеме букву О в месте где слышится звук О

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.16. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.4)

3 неделя «Звук и буква У»

- Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике ) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук У.

- Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У.

- Учить писать печатную букву У , используя образец.

- Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.18. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.6)

4 неделя «Звук и буква Ы»

- Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике ) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы.

- Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы.

- Учить писать печатную букву Ы , используя образец.

- Учить писать на схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.20. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.8)

        

1 неделя «Звук и буква Э»

- Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике ) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук Э.

- Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э.

- Учить писать печатную букву Э , используя образец.

- Учить писать на схеме букву Э в месте где слышится звук Э.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.22. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.10)

2 неделя «Чтение слогов из пройденных букв – АУ, УА»

- Формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА.

- Закрепить знания о глансных звуках и буквах А,О,У,Ы,Э.

- закрепить умение определять первый звукв названиях предметов и находить сооветствующую букву.

- закреплять умение называть слова с заданным звуком.

- Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова.

- Закрепить умение писать печатные  гласные буквы.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.24. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.12)

3 неделя «Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ»

- Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука Л в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук Л в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы Л.

- Учить писать печатную букву Л, используя образец.

-Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

- Продолжать учить делить слова на слоги.

- Учить писать слоги в схемах слова. 

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.26. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.14)

4 неделя «Звук и буква М. Чтение слогов и слов. Ударение».

 - Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука М в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук М в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы М.

- Учить писать печатную букву М, используя образец.

-Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

- Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом.

- Учить читать слова из пройденных букв- мама. Мыло.

- Познакомить с ударным слогом, ударными гласными.

- Учить проводить звуковой анализ слов ; дифференцировать гласные, согласные.

- Познакомить с ударением и его обозначением.

- Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.

 (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.28. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.16)

1 неделя «Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов

- Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука Н в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук Н в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы Н.

- Учить писать печатную букву Н, используя образец.

-Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ.

- Учить писать слова  луна, мыло с помощью условных обозначений и букв.

- Учить проводить фонематический разбор этих слов.

 (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.30. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.18)

2 неделя «Звук и букваР. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

- Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука Р в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук Р в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы Р.

- Учить писать печатную букву Р, используя образец.

-Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

- Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов  и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан.

- Учить читать предложение.

- Познакомить со словесным составом предложения.

 (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.32. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.20)

3 неделя «Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала»

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить читать написанное слово Рома.

- закреплять умение читать слоги из пройденных букв.

- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.

- Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.

- Закреплять умение определять место звук в слове.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.34. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.22)

4 неделя «БукваЯ. Чтение слогов, слов, предложений»

- Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву Я.

- Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ.

- Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Учить читать слова и предложения .

- Учить записывать предложения схематически, определять порядок следования слов в предложении.

  (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.36. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.24)

II квартал

Декабрь

Январь

Февраль

1 неделя «Буква Ю.. Чтение слогов, слов, предложений»

- Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву ю.

- Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ.

- Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

- Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными гласными, обозначением ударения

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.38. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.26)

2 неделя «Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений»

- Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву Е.

-  Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить читать слоги и слова.

- Учить соотносить схему с написанным словом.

- Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.40. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.28)

3 неделя «Буква Ё. Чтение слогов, слов»

- Познакомить с гласной буквой Ё и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву Ё.

-  Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить читать слоги и слова.

- Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные, Твердые и мягкие согласные звуки.  

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.42. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.30)

4 неделя« Звук и буква И . Чтение слогов, слов»

- Познакомить с гласным звуком И и ее условным обозначением- красный квадрат.

- закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение.

- Продолжать знакомить с буквой И как письменным обозначением звука И

- Учить писать  печатную букву И.

-  Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить выполнять фонетический разбор слов.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.44. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.32)

3 неделя «Закрепление пройденного материала»

- Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И.

- Продолжать учить читать слоги , различать твердость и мягкость согласных.

- Учить писать и читать слова мяу, му, юла, лимон.

- Учить читать предложение , определять 1, 2, 3 слово в нем

- Закрееплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.46. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.34)

4 неделя «Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’ . Буквы Г, К.. Чтение слогов, составление и условная запись предложения»

- Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками Г-ГЬ,

 К- КЬ .

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

- Познакомить с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы К-Г сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с Г + 10 гласных, с К + 10 гласных. Продолжать учить составлять предложение из 3 слов по сюжетной картине.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.48. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.36)

1 неделя «Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т.. Чтение слогов,предложений»

- Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками Д-ДЬ,

 Т- ТЬ .

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

- Познакомить с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.

- Совершенствовать навык чтения.

- Закрепить умение определять ударный слог и ударные гласные ,обозначать ударение значком.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.50. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.38)

2 неделя «Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов,предложений»

- Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками В-ВЬ,

 Ф- ФЬ .

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

- Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных.

- Совершенствовать навык чтения.

- Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.52. Рабочая тетрадь  для детей

 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.40)

3 неделя«Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов,предложений»

- Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками З-ЗЬ,

 С- СЬ .

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

- Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с З+ 10 гласных, с С + 10 гласных.

- Совершенствовать навык чтения.

 (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.54. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.42)

 4 неделя«Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов,предложений»

- Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками Б-БЬ,

 П- ПЬ .

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

- Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных.

- Совершенствовать навык чтения.

 (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.56. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.44)

III квартал

Март

Апрель

Май

2 неделя «Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений»

- Познакомить с печатной буквой Х и звукамиХ-ХЬ

- Учить писать печатную букву Х

- Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных.

 Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений.

- Учить подбирать к картине (предложение)

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.58. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.46)

3 неделя «Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов»

- Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими.

- Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые.

- Познакомить с печатными буквами Ж-Ш.

- Учить писать печатные буквы Ж-Ш.

- Учить писать слова.

- Совершенствовать навык чтения слогов, слов .

- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.60. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.48)

4 неделя «Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений»

- Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными.

- Закреплять умение  определять место звука в слове.

- Познакомить сусловным обозначением  звуков Ч-Щ – зеленый квадрат.

- Познакомить спечатными буквами Ч-Щ.

- Учить писать печатные буквы Ч-Щ.

- Учить читать слоги, небольшие тексты.

- Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.62. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.50)

1 неделя «Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов».

- Познакомить с согласным звуком Ц.

- Учить интонационно выделять звук Ц в словах.

- Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц.

- Учить писать печатную букву Ц.

- Совершенствовать навык чтения.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.64. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.52)

2 неделя «Буква и звук  Й. Чтение слогов, стихотворных текстов»

- Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат.

 - Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й.

- Учить писать печатную букву Й

- Закреплять умение  записывать слово знаками и буквами.                                                        

- Совершенствовать навык чтения.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.66. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.54)

3 неделя «Буква Ь.Чтение слогов и стихотворных текстов»

- Познакомить  с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь.

- Совершенствовать навык чтения.

- Учить писать слова.

- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.68. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.56)

4 неделя. «Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов.»

- Познакомить  с буквой Ъ и его разделительной функцией.

- Учить писать печатную букву Ъ.

- Совершенствовать навык чтения.

- Учить писать слова.

- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.70. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.58)

2 неделя.  «Чтение слогов, слов, предложений»

- Способствовать развитию  звуко-буквенного анализа .

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Продолжать учить писать названия предметов.

- Учить читать слова  и дописывать  подходящее по смыслу слово.

- Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово.

- Закреплять умение  проводить фонематический разбор слов.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.72. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.62)

3 неделя. «Чтение слогов, слов Составление предложений по сюжетным картинкам»

- Способствовать развитию  звуко-буквенного анализа .

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Продолжать учить писать названия предметов.

- Учить читать слова  и дописывать  подходящее по смыслу слово.

- Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово.

- Закреплять умение  проводить фонематический разбор слов.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.74. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.62)

4 неделя. «Алфавит. Чтение стихотворения.»

- Познакомить с алфавитом.

- Закрепить кмение писать пройденные буквы.

- Совершенствовать навык чтения.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.76. Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет«От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.64)

Организационный раздел

1.Режим и формы реализации Программы

Условия реализации Программы:

Программа реализуется через кружковую деятельность для детей 5-6 лет.

Название кружка «АБВГДЕЙКА». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате, музыкальном зале с наполняемостью до 15 детей.

Организация реализации Программы:

Руководитель кружка – воспитатель Паневина Т.С.

Список детей, посещающих кружок «АБВГДЕЙКА»

1.Агеев Саша

2. Бурякова варя

3. Бянкина Ульяна

4. Гурьянова Варя

5. Загребин Максим

6.Кандалов Киррил

7. Кобелев Платон

8. Костина Маша

9. Кудинов Егор

10. Кузнецова Саша

11. Модина Вероника

12. Муратова Лера

13. Огренич Денис

14. Погорелов Дима

15. Халимова Кира

Сроки и время:

Срок реализации Программы – 1 год.

Кружок «АБВГДЕЙКА» организуется и проводится:

-  4-5 раз в месяц;

- 1 раз в неделю;

- день недели – четверг;

- продолжительность – 25 минут.

Формы реализации Программы:

Кружковая деятельность  проводится в форме:

- игровых упражнений;

- системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами;

- упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

2.Особенности организации

 предметно – пространственной среды

 кружка «АБВГДЕЙКА»

Образовательная область «Социаально – личностное развитие»

Центр «Игровая деятельность»

В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие звуко - буквенного анализа, плакаты с буквами  и алфавитом.

Образовательная область «Речевое развитие»

Центр «Словеснаая игралочка»

Здесь размещаются магнитная азбука, касса букв и слогов ,таблицы и схемы звуко – буквенного анализа.

Центр «Приобщение к художественной литературе»

Здесь размещаются детские книги из серий: «Читаем по слогам», «Азбука».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Центр «Изобразительная деятельность»

Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Азбука», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».

3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

Обрудоваание кружковой деятельности:

- карточки с печатными заглавными и прописными буквами;

- касса букв и слогов;

- наборное полотно;

- карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов;

- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы

- карточки и схемы составления предложений;

- магнитная азбука;

- символические обозначения звуков.

Методическое обеспечение кружковой деятельности:

- Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»

 Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.

- Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.

- Рабочая тетрадь «Запоминаю буквы». Е. В. Колесникова. Москва.

«Ювента» 2009г.

- Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.

- Практическое пособие «Буквы и слоги». Т. В. Чупина. Ярославль. «Академия

   развития». 2009г.

- Практическое пособие «Буквы в раскрасках» . Е. В. Соловьева. Москва

   «Просвещение» 2010г.

- Практическое пособие «Учимся читать». ». С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"

Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»

Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»

Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Программа соответствует ФГОС ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 15 МБДОУ 72 г.ХОТЬКОВО

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовател...

Учебная Программа дополнительного образования по курсу "Учим звуки и буквы" для детей подготовительной к школе группы

Основной целью данной программы является работа над звуковой культурой речи, над развитием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Основное содержание - обучение дошкольников...