Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования социальной готовности к процессу обучения в школе через развитие коммуникативной зрелости.
Актуальность программы подтверждается тем, что статистические данные и данные результатов психолого-педагогического обследования детей пред дошкольного возраста специалистами Центра «Гармония», свидетельствуют о большом количестве нарушений в сфере общения и о недостаточной коммуникативной зрелости будущих первоклассников, которая рассматривается рядом специалистов в качестве ведущего компонента психологической готовности детей 6-7 лет к началу школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_poyasnitelnaya_zapiska.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Вяземский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«ГАРМОНИЯ»
✉ 215110, Смоленская обл., г. Вязьма, ул. 25 Октября, д.1- а Т/ф (48131) 2 – 38 – 27; 4 – 21-35
ПРИНЯТА на заседании методического совета протокол от 30.05.2016 № 5 | УТВЕРЖДЕНА приказом СОГБУ СРЦН «Гармония» от 02.06.2016 № 65 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Обучение детей грамоте и формирование навыков письма»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 3 месяца
Авторы-составители:
Реброва Веста Александровна,
учитель-логопед,
Евсеенкова Светлана Владимировна,
педагог-психолог,
Молодцова Юлия Викторовна,
воспитатель
г. Вязьма
2016 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.
Анализ реальной ситуации показывает, что большинство детей предшкольного возраста имеют низкий уровень речевого развития, недостаточную функциональную зрелость, несформированность коммуникативных навыков.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования социальной готовности к процессу обучения в школе через развитие коммуникативной зрелости.
Актуальность программы подтверждается тем, что статистические данные и данные результатов психолого-педагогического обследования детей пред дошкольного возраста специалистами Центра «Гармония», свидетельствуют о большом количестве нарушений в сфере общения и о недостаточной коммуникативной зрелости будущих первоклассников, которая рассматривается рядом специалистов в качестве ведущего компонента психологической готовности детей 6-7 лет к началу школьного обучения.
Для обучения детей грамоте и формированию навыка письма, учитывая конкретные условия учреждения, на базе которого реализуется программа (кратковременность пребывания ребенка), педагогически целесообразным считаем построение работы по следующим разделам:
- «Обучение детей грамоте».
- «Формирование навыка письма».
- «Формирование коммуникативной позиции ребенка по отношению к сверстникам».
Это продиктовано тем, что обучение грамоте, развитие руки находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, а уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей готовности к овладению чтением и письмом.
Однако перенос сформированных навыков чтения, письма (равно как и счета) в ситуацию школьного обучения не будет успешным без социальной готовности к процессу обучения, выражающейся в коммуникативной зрелости. Именно коммуникативный компонент позволяет ребенку уточнить и сформировать набор знаний и представлений об окружающем мире, и выработать собственную позицию по отношению к учителю, сверстникам и деятельности, тем самым обеспечить относительно легкое вхождение в новую деятельностную среду. Формирование коммуникативных способностей на этапе подготовки к школе необходимо для адекватного восприятия социальной реальности в рамках учебной деятельности.
Основная цель программы: развитие предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования социальной готовности к процессу обучения в школе через развитие коммуникативной зрелости.
Задачи программы:
Обучающие:
- учить сложению слогов и чтению небольших слов;
- учить соблюдать правильную позу, держать карандаш и располагать тетрадь (лист бумаги) при письме;
- обучать детей этически ценным формам и способам поведения.
Развивающие:
- развивать навыки конструктивного взаимодействия;
- развивать способность к сопереживанию.
Воспитывающие:
- воспитывать способность к взаимовыручке и взаимопомощи;
- воспитывать культуру поведения на уроке.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 6-7 лет, предполагаемый состав группы – 12 человек.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 месяца.
Форма организации занятий – групповые, подгрупповые.
Режим занятий – продолжительность академического часа изменена и составляет 30 минут, согласно возрастным особенностям и требованиям санитарных норм и правил для детей дошкольного возраста.
Методы обучения
Словесные | Наглядные | Практические |
Устное изложение | Показ видеоматериалов, иллюстраций | Тренинг |
Беседа, объяснение | Показ приёмов выполнения заданий, упражнений, работа по образцу и т.п. | Тренировочные упражнения, тестовые задания |
Анализ текста | Наблюдение | Самостоятельное выполнение заданий |
Форма проведения занятий:
- игра – путешествие;
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- игры;
- беседы;
- сказки, этюды и др.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат:
- складывает слоги, слова и небольшие предложения;
- соблюдает правильную позу, держит карандаш и располагает тетрадь (лист бумаги) при письме;
- ориентируется на нелинованном листе бумаги, в тетради в косую линейку;
- выполняет простейшие графические упражнения (обводка, штриховка, рисование различных линий);
- самостоятельно регулирует своё поведение и эмоции;
- конструктивно договаривается со сверстниками.
Аттестация обучающихся по программе
«Обучение детей грамоте и формирование навыков письма»
Входная аттестация
Срок проведения: в течение 10 дней со дня зачисления несовершеннолетнего в объединение.
Цель: оценка уровня уже сформированных навыков обучающегося в основах грамоты, письма и коммуникативных умений.
Форма проведения: игра - путешествие «Приключение Колобка».
Содержание аттестации:
Упражнения «Поймай звук» - обучающимся предлагается хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук;
Задание «Соедини картинки и прочитай» - предлагается соединить картинки с буквой, на которые начинаются их названия.
Задание «Дорисуй карту» - обучающимся предлагается нарисовать линии, заштриховать фигуры и др.
Игра-задание «Раскрась рукавичку» - обучающимся предлагается, работая в паре, одинаково раскрасить варежки (чтобы получилась пара).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки
№ п/п | Сформированность обучения грамоте в рамках входной аттестации | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Сформированность фонематического слуха и восприятия | Нарушений в фонематическом строе речи нет | Владеет навыками определения звука в слове, с помощью взрослого подбирает пары слов-паронимов | Слабо владеет навыками определения звука в слове, с помощью взрослого подбирает пары слов-паронимов |
2 | Способ чтения | Знает буквы, умеет складывать слоги, читать слова и предложения | Знает буквы, складывает слоги, читает слова с помощью взрослого | Знает некоторые буквы, затрудняется складывать слоги и читать слова |
3 | Умение выполнять простейшие графические упражнения и задания | Самостоятельно выполняет простейшие графические упражнения и задания | Выполняет простейшие графические упражнения и задания с помощью взрослого | Затрудняется в выполнении простейших графических упражнений и заданий |
4 | Умение ориентироваться на нелинованном листе бумаги | Достаточно хорошо ориентируется на ограниченной поверхности | Отмечаются отдельные признаки умения ориентироваться | Слабо владеет навыком ориентации на ограниченной поверхности |
5 | Умение договариваться со сверстниками, приходить к общему решению. | Ребенок активно обсуждает со сверстниками возможный вариант выполнения задания: принимает позицию сверстника, выдвигает свою версию, сравнивает способы действия свои и партнера, координируют их, следит за реализацией принятого замысла | Ребенок частично может договориться о едином способе действия. | Ребенок не пытается договориться, действует по своему усмотрению. |
6 | Реакция на неудачу | Ребенок адекватно реагирует на ситуацию неудачи, продолжает участие в процессе. | Ребенок может расстроиться в случаи неудачи, но продолжает участвовать в деятельности | Ребенок отказывается от дальнейшего участия в деятельности, проявляет агрессию по отношению к сверстникам |
7 | Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действие | Активно откликается на выполнение заданий, эмоционально положительно реагирует на участие в заданиях. | Периодическое повышение активности, фон настроения – изменчивый. | Пассивная позиция, эмоционально негативный фон настроения |
Промежуточная аттестация
Срок проведения: по окончании образовательного раздела программы.
Цель: оценка уровня учащимися умений, заявленных в образовательной программе, по завершении образовательного раздела.
Форма проведения: беседа-опрос, контрольные игровые задания и упражнения, тестовые игровые задания и упражнения.
Содержание аттестации:
Беседа – опрос: обучающимся предлагается ответить на вопросы.
- Что обычно делают люди при встрече друг с другом?
- Какие эмоции, мимика, жесты помогают устанавливать доброжелательные отношения с другим человеком?
- Как ты поступишь, если твой друг столкнулся с трудностью, расстроен (например, получил двойку или забыл краски для урока рисования)?
- Твой друг (одноклассник) стал победителем на соревнованиях или выполнил красивую аппликацию и его похвалил учитель. Что будешь делать ты?
- Как ты поступишь, если друг зовет тебя кататься на велосипеде, а ты хочешь играть в мяч?
Контрольные игровые задания и упражнения: упражнение «Веселые прищепки» (обучающимся предлагается выполнить фонематический разбор слова); задание «Собери домик» (обучающимся предлагается соотнести звук с буквой и прочитать слово).
Тестовые игровые задания и упражнения: упражнение «Геометрическая мозаика» (обучающимся предлагается нарисовать узор из геометрических фигур, продолжите его, выполнить штриховку по образцу); задание «Графический диктант» (обучающимся предлагается, используя устные указания воспитателя, выполнить задание на ориентировку по клеточкам и в линейке).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки
№ п/п | Сформированность обучения грамоте в рамках входной аттестации | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Сформированность навыка анализа и синтеза слова | Правильно определяет количество слогов, звуков в слове, характеризует звуки | Владеет навыками определения количества слогов в слове, с помощью взрослого характеризует звуки | Слабо владеет навыками определения количества слогов в слове, с помощью взрослого характеризует звуки |
2 | Способ чтения | Знает буквы, умеет складывать слоги, читать слова и предложения | Знает буквы, складывает слоги, читает слова с помощью взрослого | Знает некоторые буквы, затрудняется складывать слоги и читать слова |
3 | Умение штриховать геометрические фигуры и силуэты предметов | Аккуратно заштриховывает карандашом, не выходя за контур предметов | Не аккуратно заштриховывает карандашом, частично выходя за контур предметов | Не владеет навыком штриховки |
4 | Умение свободно ориентироваться в тетради и на листе бумаги, обводить рабочую строку, рисовать в её пределах элементы букв | Свободно ориентируется в тетради, обводит рабочую строку, аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Ориентируется в тетради, находит рабочую строку, не аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Плохо ориентируется в тетради, допускает грубые искажения при переносе графического образа |
5 | Знание правил, конструктивного взаимодействия со сверстниками | Знает правила конструктивного взаимодействия. Ответы ребенка могут быть следующего содержания: «при встрече люди приветствуют друг друга, радуются, улыбаются, смотрят друг на друга, могут обниматься» и др.; «поддержу друга, скажу, чтобы не расстраивался, предложу помощь, поделюсь красками» и т.п.; «поздравлю друга, скажу, что мне тоже нравиться его работа» и т.п.; «попробую договориться: сначала в одну игру играем, потом в другую, если не получиться – не обижусь». | Частично знает правила конструктивного взаимодействия со сверстниками. | Не знает правила конструктивного взаимодействия. Враждебная позиция в отношении сверстника, эгоцентризм («скажу, что сам виноват, что получил двойку», «что так тебе и надо», «не буду делиться красками», «скажу, что я тоже могу стать победителем», «что аппликацию он не сам делал, а его мама», «скажу, что хочу в мяч играть, а если он не согласится – не буду с ним дружить» и т.п.) |
Итоговая аттестация
Срок проведения: проводится на заключительном занятии программы.
Цель: определение динамики сформированности основ грамоты, письма и коммуникативных умений.
Форма проведения: развлечение.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Форма фиксации результата: протокол результатов аттестации обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма».
Содержание аттестации и критерии оценки
№ п/п | Сформированность наблюдаемого параметра | Критерии оценки | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1 | Способ чтения | Знает буквы, умеет складывать слоги, читать слова и предложения | Знает буквы, складывает слоги, читает слова с помощью взрослого | Знает некоторые буквы, затрудняется складывать слоги и читать слова |
2 | Умение свободно ориентироваться в тетради и на листе бумаги, обводить рабочую строку, рисовать в её пределах элементы букв | Свободно ориентируется в тетради, обводит рабочую строку, аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Ориентируется в тетради, находит рабочую строку, не аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Плохо ориентируется в тетради, допускает грубые искажения при переносе графического образа |
4 | Умение договариваться со сверстниками, приходить к общему решению. | Ребенок активно обсуждает со сверстниками возможный вариант выполнения задания: принимает позицию сверстника, выдвигает свою версию, сравнивает способы действия свои и партнера, координируют их, следит за реализацией принятого замысла | Ребенок частично может договориться о едином способе действия. | Ребенок не пытается договориться, действует по своему усмотрению. |
5 | Реакция на неудачу | Ребенок адекватно реагирует на ситуацию неудачи, продолжает участие в процессе. | Ребенок может расстроиться в случаи неудачи, но продолжает участвовать в деятельности | Ребенок отказывается от дальнейшего участия в деятельности, проявляет агрессию по отношению к сверстникам |
6 | Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действие | Активно откликается на выполнение заданий, эмоционально положительно реагирует на участие в заданиях. | Периодическое повышение активности, фон настроения – изменчивый. | Пассивная позиция, эмоционально негативный фон настроения |
7. | Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику | Радостное принятие положительной оценки действий сверстника со стороны взрослого и несогласие с отрицательной оценкой. | Негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается). | Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. |
Уровни освоения программы
Низкий уровень. Освоение теоретической и практической подготовленности по программе - менее 50% содержания образовательной программы (1 балл).
Средний уровень. Освоение теоретической и практической подготовленности по программе – от 50% до 70% содержания образовательной программы (2 балла).
Высокий уровень. Освоение теоретической и практической подготовленности по программе - более 70% содержания образовательной программы (3 балла).
На основании результатов итоговой аттестации обучающихся отслеживается:
- количество обучающихся (%), полностью освоивших дополнительную общеобразовательную программу, частично освоивших (%), не освоивших (%);
- причины невыполнения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы;
- необходимость коррекции содержания программы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем, разделов | Всего часов | В том числе | Форма аттестации/контроль | ||
Теория | Практика | |||||
1 | «Приключение Колобка» | 1 | - | 1 | Игра - путешествие | |
Раздел «Формирование коммуникативной позиции обучающихся по отношению к сверстникам» | ||||||
«Кто Я?» | ||||||
10 | - | 10 | ||||
2 | Знакомство | 1 | - | 1 | ||
3 | Кто Я такой? | 1 | - | 1 | ||
«Я и другие». | ||||||
4 | Я, ты, он, она… | 1 | - | 1 | ||
5 | Я считаю тебя хорошим | 1 | - | 1 | ||
6 | Что такое дружба | 1 | - | 1 | ||
«Мы вместе». | ||||||
7 | Дружба – это помощь | 1 | - | 1 | ||
8 | Кто такой настоящий друг? | 1 | - | 1 | ||
9 | С кем я хочу дружить? | 1 | - | 1 | ||
10 | Какие чувства мешают дружить? | 1 | - | 1 | ||
11 | Промежуточная аттестация «Мы изменились». | 1 | - | 1 | Беседа - опрос | |
Раздел «Обучение детей грамоте» | ||||||
24 | 2 | 22 | ||||
12 | Формирование представления о звуках. «В мире звуков» | 1 | 1 | - | - | |
13 | Знакомство со словом и предложением. «Сад. Лес» | 1 | 1 | - | - | |
14 | Звук и буква У. Образование множественного числа имён существительных | 1 | - | 1 | - | |
15 | Звук и буква А. Образование множественного числа имён существительных | 1 | - | 1 | - | |
16 | Звук и буква О. Работа над предложением, знакомство с понятием «предлог» | 1 | - | 1 | - | |
17 | Звук и буква И. Выделение ударного гласного звука, анализа и синтеза слогов | 1 | - | 1 | - | |
18 | Звуки П, Пь и буква П. Анализа и синтеза слогов | 1 | - | 1 | - | |
19 | Звук и буква Э. Образование формы родительного падежа единственного числа имён существительных, согласование притяжательных местоимений с существительными | 1 | - | 1 | - | |
20 | Звуки Т, Ть и буква Т. Образование формы родительного падежа имён существительных | 1 | - | 1 | - | |
21 | Звуки К, КЬ и буква К. Работа над предложением | 1 | - | 1 | - | |
22 | Звуки М, Мь и буква М.Подбор антонимов, понимание и правильное объяснение крылатых выражений | 1 | - | 1 | - | |
23 | Звуки Х, Хь и буква Х. Работа над предложением | 1 | - | 1 | - | |
24 | Звук и буква Ы. Различение окончаний существительных в единственном и множественном числе | 1 | - | 1 | - | |
25 | Звук С, Сь и буква С. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными | 1 | - | 1 | - | |
26 | Звуки З, Зь и буква З. Образование формы множественного числа родительного падежа существительных, согласование прилагательные с существительными | 1 | - | 1 | - | |
27 | Звуки Н, Нь и буква Н. Подбор слов противоположных по смыслу | 1 | - | 1 | - | |
28 | Звуки Б, Бь и буква Б. Подбор антонимов | 1 | - | 1 | - | |
29 | Звуки В, Вь и буква В. Подбор антонимов | 1 | - | 1 | - |
30 | Звуки Д, Дь и буква Д. Звуко-слоговой анализ слова | 1 | - | 1 | - |
31 | Звуки Г, Гь и буква Г. Согласование прилагательных с существительными | 1 | - | 1 | - |
32 | Звук и буква Ш. Правило правописание «ши» | 1 | - | 1 | - |
33 | Звук и буква Ж. Правописание «жи», подбор слов к схемам | 1 | - | 1 | - |
34 | Звуки Л, Ль и буква Л. Образование притяжательных прилагательных | 1 | - | 1 | - |
35 | Промежуточная аттестация. «В сказочной стране звуков и букв» | 1 | - | 1 | Контрольные игровые задания и упражнения |
Раздел «Формирование навыков письма» | |||||
24 | 2 | 22 | |||
36 | Правила посадки, расположение тетради при письме, правильное держание карандаша, ручки | 2 | - | 2 | - |
37 | Ориентировка на нелинованной бумаге. Формирование пространственных представлений | 2 | - | 2 | - |
38 | Ритмичные круговые линии, имеющие широкий размах. Обводка контура (линии внутри контура): «Улитка», «Клубок», «Шланг», «Полет бабочки» | 3 | - | 3 | - |
39 | Ритмичные круговые линии небольшого размаха. Обводка контура (линии внутри него): «Мороженое», «Шары», «Полет стрекозы» | 3 | - | 3 | - |
40 | Полуовалы. Проведение линий по пунктиру и самостоятельно: «Салют», «Прыжки лягушки, кузнечика» | 2 | - | 2 | - |
41 | Полуовалы. Обводка по пунктиру: «Волны», «Чешуя рыбы», «Огурцы и помидоры» | 3 | - | 3 | - |
42 | «Умелые пальчики» | 1 | - | 1 | - |
43 | Линии прямые и наклонные: «Горизонтальные и вертикальные линии», «Наклонные линии», «Дождь» | 3 | 1 | 2 | - |
44 | Ознакомление со штриховкой. Штриховка слева направо, сверху вниз. Наклонная штриховка | 2 | 1 | 1 | - |
45 | Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой. Горизонтальные прямые «Дорожки ежика, черепашки, мышки» | 1 | - | 1 | - |
46 | Петлеобразные линии разного размера | 1 | - | 1 | - |
47 | Промежуточная аттестация. «Волшебные фигуры» | 1 | - | 1 | Тестовые игровые задания и упражнения |
Итоговая аттестация по результатам программы. | |||||
48 | «Лесная школа» | 1 | - | 1 | Развлечение |
Итого занятий | 60 | 4 | 56 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» имеет три раздела:
- обучение детей грамоте (реализуется учителем-логопедом);
- формирование коммуникативной позиции обучающихся по отношению к сверстникам (реализуется педагогом-психологом);
- формирование навыков письма (реализуется воспитателем).
Содержание программы раздела
«Формирование коммуникативной позиции обучающихся по отношению к сверстникам»
1. «Знакомство».
Практика. Игры «Волшебный клубочек», «Зоопарк», «Художник», «Всем до свидания», релаксация «Улыбка».
2. «Кто я такой».
Практика. Игры «Ладонь в ладонь», «Всем до свидания», тематическое рисование, упражнение «Улыбка».
3. «Я ты, он, она».
Практика. Игры «Лисонька, где ты?», «Что во мне изменилось», «Скучно так сидеть», этюд «Факир», упражнение «Солнечный лучик».
4. «Я считаю тебя хорошим».
Практика. Игры – упражнения «Приветствие», «Комплимент», «Ракета», «Тень», «Порхание бабочки», тематическое рисование.
5. «Что такое дружба».
Практика. Игры – упражнения «Доброе животное», «Волшебник», «Золотые капельки», сказка «Незабудка не смогла подружиться».
6. «Дружба – это помощь».
Практика. Игры – упражнения «Передай по кругу», «Помоги другу», «Воздушный шарик», «Пересядьте те, кто…», «Доброе тепло», тематическое рисование «Моя доброта», релаксация «Комарик».
7. «Кто такой настоящий друг».
Практика. Игры – упражнения «От спины к спине», «Встреча друга», «Отдых на море с друзьями», «Настоящий друг».
8. «С кем я хочу дружить».
Практика. Игры упражнения «Комплемент», «Передай апельсин», «Тихое озеро», работа со сказкой «Смелый Бобердук».
9. «Какие чувства мешают дружить».
Практика. Игры-упражнения «Коровы, кошки, собаки», «Ветер дует на…», пантомима «Сердитый мальчик – веселая девочка», этюды «Цветы дружбы», «Облака».
10. Тема «Рефлексия изменений».
Практика. Беседа – опрос. Рефлексия группового опыта. Игры – упражнения «4 стихии», «Всем до свидания», проективное рисование.
Содержание программы раздела «Обучение детей грамоте»
1. Формирование представлений о звуках. «В мире звуков».
Теория. Познакомить с понятием «речевой звук», ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
2. Знакомство со словом и предложением «Сад. Лес».
Теория. Закрепление понятия «речевой звук», знакомство с понятием «Слово», различение вопросов «Кто?», «Что?», закрепление частей тела человека.
3. Звук и буква У. Образование множественного числа имён существительных.
Практика. Игры и упражнения: «Поймай звук», «Один-много», «Соедини правильно», «Прорисуй букву в воздухе», «Напечатай букву У», физкультминутка «Остановись на звук У».
4. Звук и буква А. Образование множественного числа имён существительных.
Практика. Игры и упражнения: «Поймай звук», «Определи место звука в слове», «Один-много», «Пишем букву А», физкультминутка «Пожалуйста».
5. Звук и буква О. Работа над предложением, понятие «Предлог».
Практика. Игры и упражнения: «Запомни, назови», «Определи место звука в слове», «Один-много», «Телефон», «Пишем букву О», физкультминутка «Слушай, делай».
6. Звук и буква И. Выделение ударного гласного звука, анализа и синтеза слогов.
Практика. Игры и упражнения: «Живые звуки», «Посмотри, назови», «Пишем букву И», физкультминутка «будь внимательным!»,
7. Звуки П, Пь и буква П. Анализ и синтез слогов.
Практика. Игры и упражнения: «Отгадай загадку», «Речевая зарядка», «Дополни предложение», Физкультминутка «Зайчата». Упражнение «Пишем букву П».
8. Звук и буква Э. Образование формы родительного падежа единственного числа имён существительных, согласование притяжательных местоимений с существительными.
Практика. Игры и упражнения: «Живые звуки», «Чего не стало?». Игры «Волшебный мешочек»,упражнение «Пишем букву Э», физкультминутка «Мы ногами топаем».
9. Звуки Т, Ть и буква Т. Образование формы родительного падежа имён существительных.
Практика. Игры и упражнения: речевая зарядка, проговаривание чистоговорок, игра «Светофор», «Какое слово я загадала?»,«Пишем букву Т и читаем слоги», физкультминутка «Топали да топали».
10. Звуки К, Кь и буква К. Работа над предложением.
Практика. Игры и упражнения: «Поймай звук», «Угадай слово», «Измени слово», «Закончи предложение», пересказ рассказа «Котята», «Пишем букву К», «Читаем первые слова», физкультминутка «Кузнечики».
11. Звуки М, Мь и буква М. Подбор антонимов, понимание и правильное объяснение крылатых выражений.
Практика. Игры и упражнения: «Кто больше», «Камень-вата», «Наоборот», «Учимся читать предложение», «Пишем букву М», физкультминутка «Мы топаем ногами».
12. Звуки Х, Хь и буква Х. Работа над предложением.
Практика. Игры и упражнения: «Замени звук», «Определи предмет по описанию», «Запомни, назови», «Пишем букву Н», физкультминутка по желанию детей.
13. Звук и буква Ы. Различение окончаний существительных в единственном и множественном числе. Контрольные задания.
Практика. Игры и упражнения: «Послушай, повтори», «Светофор», «Один-много», «Составь предложение со словом - «малышкой»», «Подбери слово».
14. Звуки С, Сь и буква С. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными.
Практика. Игры и упражнения: звуковая чистоговорка, «Подбери слово», «Составь предложение», физкультминутка по желанию обучающихся.
15. Звуки З, Зь и буква З. Образование формы множественного числа родительного падежа существительных, согласование прилагательных с существительными.
Практика. Игры и упражнения: речевая зарядка, «Что, чего?», «Измени слово», «Подбери слово-предмет», «Пишем букву З», физкультминутка «Весёлые ребята».
16. Звуки Н, Нь и буква Н. Подбор слов противоположных по смыслу.
Практика. Игры и упражнения: «Послушай, повтори», «Наоборот», «Составь предложение», «Пишем букву Н», физкультминутка «Хлопаем в ладоши».
17. Звуки Б, Бь и буква Б. Подбор антонимов.
Практика. Игры и упражнения: «Назови первый слог в словах», «Звук заблудился», «Бом и Бим», «Пишем букву Н», физкультминутка «Буратино».
18. Звуки В, Вь и буква В. Подбор антонимов.
Практика. Игры и упражнения: речевая зарядка, «Камень-вата», «Скажи наоборот», «Измени слово», «Составь предложение», «Пишем букву В», физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».
19. Звуки Д, Дь и буква Д. Звуко-слоговой анализ слова.
Практика. Игры и упражнения: «Найди букву», «Напечатай букву Д», «Составь слог и слово», преобразование слогов и слов с буквой Д.
20. Звуки Г, Гь и буква Г. Согласование прилагательных с существительными.
Практика. Игры и упражнения: «Послушай, повтори», «Поймай звук», «Наоборот», «Один-много», «Подбери слово», «Напечатай букву Г».
21. Звук и буква Ш. Правило правописания «ши».
Практика. Игры и упражнения: «Определи звук в слове», «Собери слово», преобразование слогов и слов.
22. Звук Ж. Буква Ж. Правописание «жи», подбор слов к схемам.
Практика. Дидактические игры «Эхо», «Рассыпалось слово», «Составь рассказ», «Подбери слова-родственники», «Подбери слово к схеме».
23. Звуки Л, Ль и буква Л. Образование притяжательных прилагательных.
Практика. Игры и упражнения: речевая зарядка, «Чей? Чья? Чьё?», «Светофор», «Измени слово», «Подбери слова-признаки к предметам», «Подбери слова-родственников», «Продолжи предложение».
24. «В сказочной стране звуков и букв».
Практика. «Собери слово», «Подбери словечки», «Объясни выражение», физкультминутка «Незнайкина зарядка».
Содержание программы раздела
«Формирование навыков письма»
1. Правила посадки, расположение тетради при письме, правильное держание карандаша, ручки.
Практика. Игровое задание «Дорожки». Штриховка «Заштрихуй предмет». Ориентирование на ограниченной поверхности нелинованного листа бумаги «Едет, плавает, летает», «Полянка в лесу», «Графический диктант». Обводка картинки и линии в строке «Обведи картинки». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры: «Моем руки», «Шарик». Физкультминутка «Согласен – не согласен», «Повороты». Дидактическая игра «Разминка-шутка».
2. Ориентировка на нелинованном листе бумаги. Формирование пространственных представлений.
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Две сороконожки», «Совушка - сова». Разгадывание загадок «Школьные принадлежности». Дидактические игры «Справа – слева», «Найди одинаковые картинки», «Машины едут по дороге». Викторина «Хочу все знать». Физкультминутка «Люблю – не люблю», «Начинается разминка». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Ориентирование на ограниченной поверхности «Справа, слева, между».
3. Ритмичные круговые линии, имеющие широкий размах. Обводка контура (линии внутри контура): «Улитка», «Клубок», «Шланг», «Полет бабочки».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Мышонок», «Гуси-гуси», «Опята и ребята». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Вот так!», «Гимнастика», «Бабочка». Дидактические игры «Закончи предложение», «Умная переменка», «Много – мало», «Сочини потешку», «Закончи предложения», «Парочки». Отгадывание загадок. Работа в прописи «Улитка», «Шланг», «Клубок», «Полет бабочки».
4. Ритмичные круговые линии небольшого размаха. Обводка контура (линии внутри него): «Мороженое», «Шары», «Полет стрекозы».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Про бабку», «Сорока-белобока», «Царев двор». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Пожалуйста», «Новогодний хоровод», «Страус Куки» Отгадывание загадок. Работа в прописи «Мороженое», «Шары», «Полет стрекозы». Дидактические игры «Назови противоположности», «Собери картинку», «Парочка» (насекомые).
5. Полуовалы. Проведение линий по пунктиру и самостоятельно: «Салют», «Прыжки лягушки, кузнечика».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик», «Кулачок», «Два медведя». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «А часы идут, идут», «Вышли уточки на луг». Работа в прописи «Салют», «Прыжки лягушки, кузнечика». Дидактические игры «Части и целое», «Найди лишнее слово», «Много – мало». Отгадывание загадок.
6. Полуовалы. Обводка по пунктиру: «Волны», «Чешуя рыбы», «Огурцы и помидоры».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Тук-тук», «Муха», «Цыплятки». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Гимнастика для глаз. Физкультминутка «Ветер, воздух, вода, земля», «Зарядка». Отгадывание загадок. Дидактические игры «Рыбы, птицы, звери», «Будь внимателен!», «Что изменилось?». Работа в прописи «Волны», «Чешуя рыбы», «Огурцы и помидоры».
7. «Умелые пальчики».
Практика. Формирование пространственных представлений «Котята разбежались», ориентирование на ограниченной поверхности нелинованного листа бумаги «Что вверху? Что внизу?», обводка и рисование линий в картинках «Силуэт», «Дорожки». Дидактическая игра «Волшебные палочки». Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «Засыпалочка». Физкультминутка «Встретились Бука и Бяка».
8. Линии прямые и наклонные: «Горизонтальные и вертикальные линии», «Наклонные линии», «Дождь».
Теория. Понятия «прямая линия», «кривая линия», «точка». Горизонтальные прямые линии. Вертикальные прямые линии. Наклонные прямые линии. Параллельные горизонтальные линии. Тетрадь в клетку. Тетрадь в косую линейку.
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Указочка», «Трик-трак», «Улитка». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Ветерок», «Чудаки», «Дом Джека». Дидактические игры «Математический планшет», «Назови одним словом». Отгадывание загадок. Работа в прописи «Горизонтальные и вертикальные линии», «Наклонные линии», «Дождь». Раскрашивание с использованием оттенков одного и того же цвета.
9. Ознакомление со штриховкой. Штриховка слева направо, сверху вниз. Наклонная штриховка.
Теория. Правила дорожного движения. Работа светофора. Штриховка. Параллельные линии. Линия контура. Штриховка сверху вниз, снизу вверх. Штриховка справа налево, слева направо. Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, трапеция, ромб, прямоугольник. Направление штриховки. Правила штриховки. Прямые наклонные линии. Штриховка наклонная.
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Боровичок», «Пальчики». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Пешеходы». Дидактические игры «Светофор», «Читаем карту города», «Умная переменка», «Конструктор», «Закончи предложение». Отгадывание загадок. Работа в прописи «Штриховка слева направо, сверху вниз», «Наклонная штриховка».
10. Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой. Горизонтальные прямые «Дорожки ежика, черепашки, мышки».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «Зайка и ежик». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Танец неваляшек». Дидактические игры «Назови, чего нет у вас дома», «Договори фразу». Работа в тетради в косую линейку «Дорожки ежика, черепашки, мышки».
11. Петлеобразные линии разного размера.
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «Моя семья». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Дом Джека». Отгадывание загадок. Работа в тетради в косую линейку «Петли», «Узор из петель».
12. «Волшебные фигуры».
Практика. Рисование различных линий «Поставь точку в центр круга», «Проведи прямые линии, не отрывая руки», « Проведи путь по лабиринту», «Заштрихуй фигуру», «Скопируй фигуры», «Дорисуй рисунки», штриховка «Грузовик», «Домик с садом», формирование пространственных представлений «Дрессированные котята», «Что изменилось?», ориентирование на ограниченной поверхности нелинованного листа бумаги «Геометрическая мозаика», обводка картинки и линии в строке «Графический диктант», обводка и рисование различных линий в картинках «Силуэт», «Ковер». Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «В гости на блины». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Дидактические игры «Волшебные палочка», «Дотронься до …».
Взаимодействие с семьями обучающихся
Вопросам взаимосвязи с семьей в нашем Центре уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В Центре создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в жизни и деятельности детей, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, семейных кругах, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские встречи и круглые столы, профилактические беседы, круги общения, семинары, ликбезы, консультации, игротренинги, мастер-классы, организуются диспуты, круглые столы. Специалисты различной направленности пытаются привлечь родителей к воспитательной и образовательной работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной и письменной форме (памятки-рекомендации, буклеты) и пр.
Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, подготовят руку к письму, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Педагоги и родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители и специалисты Центра «Гармония» стимулируют познавательную активность детей, создают творческие игровые ситуации. Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создает предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Методическое обеспечение программы
- Материалы по аттестации обучающихся (приложение 1).
- Конспекты занятий (приложения 2, 3, 4).
Раздел «Формирование коммуникативной позиции обучающихся по отношению к сверстникам»:
- Методика…
Раздел «Обучение детей грамоте»:
- Диагностический материал «Альбом для логопеда» О.Б.Иншаковой.
- Дидактический материал по обследованию речи О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова.
- Диагностический материал «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В.Батяева, Е.В.Савостьянова.
- Наглядный, картинный и демонстрационный материал для развития грамматического строя, связной речи, словарного запаса по различным лексическим темам.
- Настольно-печатные игры, направленные на обучение детей грамоте.
- Памятки для родителей.
Раздел «Формирование навыков письма»:
- Диагностический материал
- Памятки для родителей.
Материально-техническое обеспечение программы
Учебный класс:
- классная доска,
- конторки Базарного для обучающихся,
- стол и стул для педагога,
- магнитная доска,
- музыкальный центр,
- зрительно-вестибулярный тренажер,
- учебный комплект для обучающегося (индивидуальная магнитная доска, подставка под карандаши, мяч-массажер, шарик су-джок, индивидуальное зеркало, счетные палочки).
Кабинет для индивидуальных занятий учителя-логопеда:
- стол и стул для обучающегося,
- зеркало,
- доска школьная магнитная,
- стол и стул для педагога,
- компьютер,
- принтер,
- материал для обследования устрой и письменной речи,
- картинный и демонстрационный материал.
Список литературы
- «Тесты для дошкольников. Мамина школа» М.АСТ. 2000.
- 1000 упражнений для подготовки к школе. Учебное пособие для подготовки детей к школе./Авторы—составители О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.— М.: Астрель, 2007.—415 с .
- Программа подготовительного курса в субботней школе развития для детей 6-7-летнего возраста/ Автор- составитель С. И. Сайкова.— Ирбит: МОУ “Школа— интернат № 5”, 2009.
- Ильина М.В. Тренируем внимание и память, М., «АРКТИ», 2005.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников, М. «Акалис»,1996.
- Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе, Волгоград, «Учитель», 2003.
- Хухлаева О.В, ХухлаевО.Е.,.Первушина И.М «Тропинка к своему Я».
- Алямовская В.Г ''Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей''.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003.
- Бабаева Т.И. У школьного порога, М. «Просвещение», 1993.
- Белинская Е.В. «Сказочные тренинги». СПб. Речь 2006.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе, М. «Просвещение», 1987.
- Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». Педагогическое общество России М 2005.
- Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Педагогич.общество России. М. 2006.
- Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
- Венгер Л.А, Венгер А.Л. Домашняя школа, М., «Знание», 1994.
- Волина В. Праздник букваря, М. «Аст-Пресс», 1995.
- Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации /Составитель Т.С. Комарова.— М.: Мозаика – Синтез, 2008.—224 с.
- Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествие по стране слов, М., «Просвещение», 1992.
- Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.
- Дубина Л.А «Коммуникативная компетентность дошкольников»: Сборник игр и упражнений. М. 2006.
- Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004.
- Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». ЦГЛ. М. 2005.
- Котова Е.В.. «В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей». М. Творческий Центр. 2007.
- Кумарина Г.Ф. «Методика педагогической диагностики готовности детей к обучению на этапе школьного старта» журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4, стр. 15. М.
- Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе (часть I, II), Волгоград «Учитель»,2002.
- Настольно-обучающая игра «Что я делаю хорошо, что плохо». Умка. М , 2007.
- Нефедова Е.А, Узорова О.В. Готовимся к школе, Киров, «Аквариум», 1998.
- Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду, Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания, М., «Сфера», 2001.
- Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие/Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.— СПб: Речь, 2006.—688 с.
- Программа групповых занятий с дошкольниками. М. «Генезис». 2007.
- Развитие руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
- С.В. Крюкова «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет М. «Генезис». 2007.
- С.В. Крюкова ''Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь''. Программа эмоционального развития дошкольников. М. «Генезис». 2007
- Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет, М., «Сфера»,2005.
- Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». Творческий центр. М. 2007.
- Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления детей, Ярославль. «Академия развития», 1998.
- Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений» Метод.руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
- Уханова А.В. «Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2.
- Фесюкова Л.Б.. «Уроки доброты», «Уроки этики», «Воспитание сказкой». Комплекты наглядных пособий для дошкольных учреждений. «Ранос», 2008.
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.
- Фопель К. «Привет, ручки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: М.: Генезис, 2005.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей, Ярославль, «Академия развития», 1997.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика», М.1990.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В БАССЕЙНЕ
В нашем дошкольном учреждении работает бассейн. Воспитанники вторых младших, средних, старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в бассейне один раз в неделю. У нас созданы условия для ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря». Предлагаемая программа расс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по легоконструированию
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по LEGO - конструированию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Каблучок» Танцевально-ритмические движения
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Каблучок» является приложением к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования, относитс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»
Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Обучение чтению"
Представлена программа кружка "Обучение чтению"...