Ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. «Приключение змейки Шуши»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Голубцова Надежда Васильевна

Занятие по обучению грамоте, знакомство с новой буквой и звуком вместе с удивительной змейкой Шушой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Тальменская средняя общеобразовательная школа № 3»

Тальменского района Алтайского края

Открытое занятия по обучению грамоте.

Тема: Ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш.

«Приключение змейки Шуши»

для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель:

Голубцова Н.В.

Тальменка 2024 год.

Тема: Ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш.

«Приключение змейки Шуши»

Образовательные задачи. Ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование

навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Шш. Профилактика

нарушений письменной речи.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки на что похожа буква,  буквы, магнитная доска, буквари и рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши, ручки

 светофорчики, мягкая игрушка змея, сундук, наклейки.

Этап занятия

Действия педагога

Действия детей

примечание

  1. Орг.момент

Закрепление пройденного

-Доброе утро, ребята. сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

-Ребята, сегодня для вас приготовила необычную загадку.

-Вот послушайте.

-Как вы думаете, что это за звук?

-Где вы такой звук могли услышать?

-На что похож этот звук?

-А вы умеете так шипеть?

-Да, звук похож на шипение змеи.

И сегодня к нам в гости приползла змея Шушу, да еще и принесла с собой сундучок с секретом, а чтобы узнать, что за секрет скрыт в сундучке, нужно поиграть с Шушой.

-дети слушают

-Ответы детей

-дети произносят звук [ш]

Со звуков [ш]

включается аудиозапись шипения змея

игрушка змея и сундук

Значок на доску

Значок крепим на доску

сигнальные карточки

Фишки

иллюстрации

2.Основная часть

Упражнение «Кто быстрее?»

Физминутка

Работа в учебниках

Пальчиковая гимнастика

Работа в тетради

3.Итог занятия

 

-Как вы думаете о каком звуке мы свами сегодня будем говорить

-Давайте произнесем звук [ш] все вместе.

- Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда.

- Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный.

- Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать

этот звук?

- закройте ушки, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

- Твердый или мягкий?

- Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем он всегда

твердый.

-Давайте поиграем с новым звуком. Вы будете показывать карточку с синим кружком, как толькоу слышите звук [ш]

-  ш, с, ш, з, д, ж, ш, с, т, ш;

ша, жу, шо, су, за, ши, зо; санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой.

- Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.

-Рябята, Шуша очень любит соревнования, и я вам предлагаю игру «Кто быстрее»

-Я прочитаю вам стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете по столько фишек, сколько слов со звуком [ш] услышите. Победит тот, кто будет слушать внимательно.

Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.

Кошка устала, и мышка устала.

Рядышком тихо сели зверюшки —

Острые ушки и круглые ушки.

- Давайте определим, кто же стал победителем. Сколько фишек

нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш].

-А теперь встаньте возле своих стульев и представьте , что вы надуваете воздушный шар 

Повторяем за мной:

Надувает кошка шар ш-ш-ш

А котенок ей мешал цап царап

Сдулся шар ш ш ш ш ш

-Садитесь на свои места, пришло время познакомиться с буквой Ш,ш

-А теперь откройте учебник, там, где лежит закладка.

- Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки.

Это большая и маленькая буквы Ш ш. Под ними вы видите один синий кружок.

-Что это значит?

- Верно, в русском языке есть такие согласные буквы, которые

обозначают только один звук. Буква Ш обозначает только твердый согласный звук [ш].

-Скажите ,на что похожа буква Ш

(иллюстрации в стихотворной форме)

-Посмотрите в учебник

Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, в названиях которых есть звук [ш].

 -Сначала назовите предметы или объекты, названия которых начинаются с этого звука

-Теперь найдите предметы, в середине которых есть этот звук

- И наконец, найдите предметы или объекты, названия которых

заканчиваются звуком [ш].

- А теперь закрываем учебники, отложили на край стола , мы сейчас с вами почитаем. Все глазки подняли на доску.

Ша, шо, шу, ши.

Уши, душ, шут.

Шуба, каша, Маша.

-Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы!

-Теперь откройте тетради на стр.27

-но прежде чем писать, нужно пальчики размять:

Я называю звуки – а вы слог  ,и на каждый слог загибаете пальчик

Начинаем с левой руки

Ш-а, ш-о, ш-у, ш-и, ш – а

(аналогично с левой рукой)

 Давайте напишем букву

Шш в тетради. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз три вертикальных палочки, а потом слева направо внизу пишу горизонтальную палочку-основу.

Приготовились к письму, ставим руку на локоток, чтобы я видела, что вы взяли карандаш правильно. Выпрямили спинки, ножки возле стульев стоят прямо, напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

-Оценка работы детей.

Ребята, Шуше очень понравилось с вами играть ,читать, читать да и сундучок готов показать вам свой секрет(открывается сундук и раздаются наклейки детям»

По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

-Звук  {ш}

-Дети вместе с педагогом произносят звук [ш].

- Согласный.

-Синим

-он глухой

-твердый

Дети слушают и показывают сигнальную карточку услышав звук [ш]

-Дети берут из контейнеров фишки. Педагог проверяет, по сколько фишек у каждого из детей.

-Кошка, мышкой, вприпрыжку, кошка, мышка, рядышком, зверюшки, ушки, ушки. Девять слов. Нужно было взять девять фише

- По предложению педагога все аплодируют победителю

Дети выполняют движение за воспитателем

-Дети открывают учебники на заданной странице

-Значит, буква Шш обозначает только твердый звук [ш].

-ответы детей

-ответы детей

-Шиповник, шмель.

-каштан, ромашка

-камыш, ерш

-Дети читают слоги и односложные слова

- Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.

-дети открывают тетради

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети печатают в тетрадях

Работа по букварю. Знакомство с буквой Шш. Формирование навыка

осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи

3.Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука-Ш, "В гостях у змейки Шуши"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "В гостях у змейки Шуши"Цель: автоматизация звука –ШЗадачи:Закрепить артикуляцию звука –Ш.Продолжить развивать ...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Конспект НОД по грамоте по теме: "Звук ш и буква Ш. Путешествие со змейкой"

Конспект НОД по грамоте по теме: "Звук и буква Ш. Путешествие со змейкой"...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Ознакомление со звуком [j] и буквой Йй.»

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группеТема: «Ознакомление со звуком [j] и буквой Йй.»...

Алгоритм ознакомления со звуком и буквой в старшей группе детского сада. ( На примере звука и буквы «Л»).

познакомить со звуком и буквой «Л», учить придумывать слова,начинающиесяна заданный звук, отрабатывать правильную артикуляцию при произношении звука, учить определять место звука в слове,о...