Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Задачи:
- Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
- Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
- Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_zvukats_i_bukvy_ts.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте
Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц.
Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Задачи:
- Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
- Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
- Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы и приёмы:
- словесный – беседа, стихи;
- наглядный – картинки по теме занятия, слайды;
- игровой – игры: дидактические, словесные, подвижные, артикуляционная гимнастика.
Словарная работа:
Оборудование: Магнитная доска, контейнер с палочками Кюизенера, материалы для определения места звука в слове, синие флажки, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, контейнер с песком, предметные картинки, мяч.
Предварительная работа:
ХОД НОД
- Вводная часть (Организационный момент)
Психогимнастика.
- Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, (дети улыбаются);
Мы умеем удивляться (дети удивляются);
Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;
Мы умеем жмуриться (дети жмурятся).
- Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня умными глазками. Ну вот, глазки приготовились. Глазки готовы, а ушки готовы внимательно слушать?
Характеристика звука "ц» ЗВУК «Ц» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой.
-Как вы думаете, это какой звук? Докажите.
- Каким цветом его обозначим? Почему?
Педагог встречает детей, здоровается с ними и предлагает подойти к «сухому» бассейну.
Воспитатель: Опустите руки в бассейн и найдите среди мячиков по одной игрушке.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Назовите свои игрушки.
1-й ребенок: Чебурашка.
2-й ребенок: Черепаха.
3-й ребенок: Часы.
4-й ребенок: Чайник.
Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?
Дети: Со звука [ч].
Воспитатель: Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и будем говорить сегодня.
Игровое упражнение «Найди место звука». Развитие навыков звуково го анализа (определение места звука в слове).
Педагог приглашает детей за столы и раздает им материалы для звукового анализа.
Воспитатель: Поставьте игрушки перед собой. Еще раз произнесите название своей игрушки и фишкой обозначьте на полоске место этого звука в слове. Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает пособия.
3. Знакомство с буквой Чч. Cовершенствование навыка чтения. Совершенствование слогового анализа слов.
Вы видите букву Чч. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок?
Дети: Значит буква Чч обозначает только один мягкий согласный звук [ч].
Воспитатель: Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [ч].
Дети: Звук [ч] — глухой.
Воспитатель: Верно. Звук [ч] — согласный глухой и всегда мягкий.
Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает.
Воспитатель: в каких словах встречается звук Чч.
Воспитатель: Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Кто спрятался среди цветов?
Дети: Среди цветов спряталась бабочка.
Воспитатель: Разделите слово бабочка на слоги.
Дети: Ба-боч-ка. В этом слове три слога.
Воспитатель: Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й ребенок. Чудо. 5-й ребенок. Чашка
2-й ребенок. Туча. 6-й ребенок. Точка.
3 - й ребенок. Куча. 7-й ребенок. Бочка.
4-й ребено к. Чудак.
Воспитатель: И наконец, прочитайте предложение все вместе, хором.
Дети: Вовочка чистит ботинки.
Воспитатель: Вы хорошо читали сегодня. Обратите внимание, во всех словах, которые вы прочитали, после буквы Ч пишется буква А. Есть такое правило: ЧА пиши с А. Повторите его.
Дети: ЧА пиши с А.
4. Упражнение «Светофорчики». Совершенствование фонематических представлений (определение места звука в слове).
Педагог привлекает внимание детей к картинкам в нижней части страницы.
Воспитатель: Произнесите названия картинок, которые вы видите в нижней части страницы.
Дети: Бочка, ключ, чайник.
Воспитатель: Определите место звука [ч] в этих словах. Раскрасьте соответствующие квадратики в светофорчиках.
Дети выполняют задание. При необходимости педагога предлагает детям прокомментировать его. Затем педагог убирает буквари и контейнеры с карандашами.
Физминутка.
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения, как будто дают что-то.)
Как берешь? – Вот так! ( Показывают, как будто что-то берут.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
5. Гимнастика для глаз:
«Белка»
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
(Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза на счет до пяти)
6. Печатание буквы Чч в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
7. Упражнение «Веселый круг». Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком) и ловкости.
Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
Воспитатель: Последняя игра сегодня называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу и вспоминать слова, содержащие звук [ч]. Чайка.
1-й реб ено к. Бочка. 2-й реб ено к. Елочка. 3-й реб ено к. Ключ.
4-й реб ено к. Наволочка. 1-й реб ено к. Строчка.
2-й реб ено к. Пеночка. 3-й реб ено к. Врач.
4-й реб ено к. Выскочка.
Воспитатель: Вот так молодцы! Поаплодируйте себе.
Дети аплодируют. Педагог убирает мяч.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук О, буква О.» (для детей 6-7лет)
Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О. 3) Продолжать учить дет...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)
Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...