Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Ознакомление со звуком [j] и буквой Йй.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

Конспект занятия по «Обучению грамоте»

 в подготовительной к школе группе

Тема: «Ознакомление со звуком [j] и буквой Йй.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_obuch.gr_._podg.gr_._bukva_yy.docx220.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Обучению грамоте»

 в подготовительной к школе группе

Тема: «Ознакомление со звуком [j] и буквой Йй.»

Доминирующая ОО: Речевое развитие.

Интеграция ОО: Познавательное развитие, Художественно- эстетическое, Социально-коммуникативное, Физическое развитие.

Цель: Ознакомление со звуком [j] и буквой Йй.

Программное содержание: Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. «Мой букварь» по числу детей, цветные карандаши, предметные картинки с изображениями майки, зайки, лейки, чайки. Листья - на каждого ребенка по 1 шт.

Предварительная работа. Игра «поймай звук», игра «Слоговой паровозик»

Структура занятия

1.Водная часть

Психологический настрой

3мин

2.Основная часть

Игра «Листопад».

Упражнение «Кто скорее?»

Подвижная игра «В лесу».

Работа по книге «Мой букварь».

25 мин

3.Заключительная часть

2 мин

Длительность занятия 30 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

- И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!

2. Основная часть.

Педагог. Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.

Дети называют картинки.

Педагог. Какой звук слышится в середине всех этих слов?

Дети. Звук [j].

Педагог. Верно. И сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.

Игра «Листопад».

Педагог. Теперь мы будем играть в игру «Листопад». Но сначала послушайте стихотворение. Педагог читает стихотворение, акцентированно произнося звук [j].

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

Дети. Во всех этих словах есть звук [j].

Педагог. Давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [j].

Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к нёбу. Как вы думаете, звук [j] —  гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Педагог. Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.

Дети произносят звук, приложив руку к горлышку.

Дети. Он звонкий.

Педагог. Верно. Кроме того, этот звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Зеленым.

Педагог. Правильно. Возьмите в руки по одному кленовому листочку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [j].

Для игры используется следующий материал: й, и, а, й, у, э, й, л’, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать.

Дети слушают и поднимают листья, услышав звук [j].

Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

Упражнение «Кто скорее?» 

Педагог. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. [М], [а], [й]. Что получилось?

1-й ребенок. Май.

Педагог. Верно. Что такое май?

1-й ребенок. Это название весеннего месяца.

Педагог. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слов пой, дай, дуй.

Подвижная игра «В лесу». Дети встают в круг и выполняют знакомое упражнение.

С кочки на кочку скачет лягушка, Передвигаются прыжками по кругу друг за другом на корточках. Заяц петляет в кустах на опушке, Передвигаются, стоя, совершая прыжки на обеих ногах и петляя. Следом за зайцем крадется лиса, Крадутся на цыпочках.

Мишка вразвалку уходит в леса, Идут вразвалку.

Еж семенит по дорожке под елкой, Семенят в полуприседе, округлив спинку.

В чаще лесной рыщут серые волки. Идут, совершая широкие шаги.

Кружит над лесом стайка синичек. Бегут по кругу, взмахивая руками.

Мы показали зверюшек и птичек. Маршируют по кругу

Работа по книге «Мой букварь». 

Педагог раздает детям буквари

Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

- Какие слова этого стихотворения содержат звук [j]?

Дети. Чайка, зайка, сарай, угадай.

Педагог. Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буква Йй. Под ней вы видите зеленый кружок. Что это значит?

Дети. Значит, буква Йй обозначает мягкий согласный звук [j].

Педагог. На какую букву очень похожа буква Йй?

Дети. Она похожа на букву Ии. Только наверху над ней как будто висит галочка.

Педагог. Посмотрите на нижнюю часть страницы. Найдите и назовите все предметы, в названиях которых есть новый звук.

Дети. Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей.

Педагог. В каких словах звук [j] слышится в конце?

Дети. Сарай, воробей.

Педагог. Отлично. А теперь переверните страницу. Прочитайте, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й ребенок. Ай!

2-й ребенок. Май.

3-й ребенок. Дай.

4-й ребенок. Ой!

1-й ребенок. Твой.

2-й ребенок. Свой.

3-й ребенок. Гайка.

4-й ребенок. Зайка.

1-й ребенок. Майка.

2-й ребенок. Сайка.

Педагог. Теперь прочитайте слова под картинками.

3-й ребенок. Гайка.

4-й ребенок. Сайка.

Педагог. Что такое сайка?

Дети. Это булочка.

Педагог. Верно.

3. Заключительная часть.

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим  Буратино.  Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Ээ»

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группеТема: «Звук и буква Ээ»...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Повторение»

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группеТема: «Повторение»...