Конспект НОД по грамоте по теме: "Звук ш и буква Ш. Путешествие со змейкой"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по грамоте по теме: "Звук и буква Ш. Путешествие со змейкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sh_zmeyka.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по грамоте
Тема: « Звук и буква Ш. Путешествие со змейкой »
Учитель - логопед: Василенко Г.А.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Познакомить детей со звуком «Ш» и буквой Ш;
- Различать понятия: «звук», «слог», «слово»;
- Закреплять умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ш» с опорой на различные виды контроля;
- Развивать фонематический слух и восприятие;
- Закреплять умение определять позицию звука Ш с словах;
- Закреплять умение читать слоги;
- Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слова;
- Автоматизировать звук Ш в слогах, словах и предложениях;
- Развивать дикцию и выразительность речи в чистоговорках.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитание положительного интереса к логопедическому занятию;
- Воспитывать внимание к своей речи и окружающих;
- Воспитывать навыки самоконтроля и организованности в работе.
Здоровьесберегающие задачи:
- Соблюдать правильную посадку;
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, дыхание;
- Чередовать статические и динамические задания;
- Использование сказкотерапии; су-джок терапии; артикуляционных упражнений для языка; физминутки; мнемотехники.
Оборудование:
Лесная полянка; игрушка змейка; презентация артикуляционных упражнений для звука Ш; картинки животных со звуком Ш; поезд; карточки-схемы для характеристики звука Ш; слоговая табличка; буквы, звуки; мнемотехника- скороговорка
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Приветствие.
- Доброе утро Вам! Доброе утро нам!
- Доброе утро всем моим друзьям!
Загадка о весне.
Психогимнастика по теме: «Весна» (весенняя полянка - дети стоят полукругом)
(движения пальчиков по тексту)
Утром солнышко проснулось.
Ручки к солнцу потянулись,
Пальчиками заиграли,
Лучики засияли.
Дождь весенний поливает кап-кап-кап.
И цветочки вырастают.
Птицы гнёзда вьют, песенки поют
Основная часть:
- Весной на лесной полянке проснулась змейка и весело зашипела ш ш ш ш.
- Как змейка шипит? (Ш Ш Ш )
-Чтобы научиться шипеть как змейка, давайте разомнём наши губки и язычок.
2. Артикуляционная гимнастика (слайды) презентация
- Упражнения: «Бублик», «Кушаем блинчик», «Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка»
3. Характеристика звука по артикуляции
- Давайте вместе со змейкой пошипим: Ш ш ш ш
- Что делают губки, зубки, язычок? ( схема-профиль )
( губки круглые, зубки открыты, язычок чашечкой, воздух тёплый)
4. Игра: «Поймай звук, слог, слово» (играем с игрушкой змейкой)
звук - хлопаем ( С,Н, Ш, Р , Ж , Ш ,Ч , Ш)
слог – кулачки стучим (МА, ЛО, ШИ, ЖО, ЗА, ШУ…)
слово – топаем (СТОЛ, ШАПКА, ЗОНТ, ЖУК, ШУБА, СТУЛ, КАША)
- Змейка решила отправиться в путешествие на поезде и найти себе друзей
5. Физминутка :« Поезд»
Чух-чух,чух-чух
Мчиться поезд во весь дух.
Паровоз бежит,
-Тороплюсь! Гудит: ту-туууу
6. Игра: «Поезд» (определить место звука Ш в словах)
- В поезде поедут: шакал, шимпанзе, лошадка, мышь, ёрш, мишка, зайка -Давайте проверим, кто поехал со змейкой?
1-й-вагон -начало слова, 2-й вагон – середина слова, 3-й вагон – конец слова
-В каком вагоне поедет шакал? (шакал поедет 1-м вагоне, потому что в слове шакал мы слышим звук ш в начале слова)
7. Игра « Ладошка»
-Давайте узнаем с кем подружилась змейка?
-Мы со звуком «Ш» играем и слова запоминаем: шакал, шимпанзе, лошадка, мышь, ёрш, мишка.
8. Остановка «Лесная школа »
- Звенит звонок, начинается урок в Лесной школе у тётушки Совы.
- Что мы учим на занятиях в Лесной школе?
(мы учим звуки и буквы)
- На какие две группы делятся звуки?
( звуки делятся на гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
( гласные звуки поются, а согласные встречают преграду: губы, зубы, язычок)
- Чем отличаются звуки от букв?
(звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем)
- Характеристика звука Ш (схема: шипящий, согласный, глухой, всегда твёрдый)
- Чем мы обозначаем звук Ш ? (буквой Ш )
9. Стих о букве Ш с мячиком су- джок.
«Три столба красиво в ряд
Как солдатики стоят
Ш-ш-ш они нам говорят »
10. Выкладывание буквы Ш из семян (фасоль, горох, бусинки)
11. Чтение слогов по слоговой таблице (таблица)
12. Звуко - буквенный анализ: МЫШИ (звуки, буквы, картинка)
Кот живёт у нас на крыше,
а в чулан пробрались ….МЫШИ
мы- ши
__ __
- Сколько звуков в слове? ( в слове МЫШИ- звука)
- Сколько согласных звуков? ( 2 согласных звука)
- Сколько гласных звуков? (2- гласных звука)
- Какое мы знаем правило? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
13. Звуко -буквенный диктант.
- Сложите в тарелочки: слово, слоги, гласные звуки, твёрдые согласные звуки, мягкий согласный звук, букву ы, букву м, букву ш, букву ы
14. Правило: ШИ- ШИ- ШИ – пиши с буквой И
15.Чистоговорка по мнемотехнике (медленно, быстро)
Кошка на окошке шапку шьёт,
мышка в сапожках избушку метёт.
Итог занятия. Рефлексия.
- С каким звуком и буквой мы играли? ( мы играли с твёрдым звуком «Ш» и буквой Ш)
- Покажите карточками эмоций как вам понравилось занятие? (карточки эмоций)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-Вы, молодцы!
- Звенит звонок. Встали. Попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"
План-конспект занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности. Тема: «Звуки С и Сь. Буква С»
НОД Обучение грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с
Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...
Конспект по обучению грамоте на тему ,,Звук и буква У"
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]» Цель:Знакомство со звуком и буквой УЧеткое произнесение звука УВыделение начального ударного гласного...
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"
Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки Р и Рь. Буква Р»
Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР 6-7 лет....
Конспект занятия по разделу совершенствование звукового анализа и синтеза, обучение грамоте на тему «Звуки Б, БЬ и буква Б»/
Конспект занятия по разделу совершенствование звукового анализа и синтеза, обучение грамоте на тему «Звуки Б, БЬ и буква Б». Цель: познакомить детей со звуками Б и БЬ, буквой Б.Задачи...