Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Петрова Ирина Викторовна

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:  

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Актуальность.

Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте.

Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма.

Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.

При нормальном речевом развитии уже к двум годам первичное фонематическое восприятие ребенка достаточно сформировано (А. И. Гвоздев, Н.Х. Швачкин). Исследования Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой указывают на наличие у детей пяти лет «языковой одаренности», т. е. наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи. Именно это время является наиболее благоприятным для вхождения ребенка в «языковую действительность».

Об особом интересе к чтению у детей шести лет говорят многие авторы (Н.В.Архангельская, Е.И.Тихеева, А.И.Воскресенская и др.). Выдающийся психолог Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания.

Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.

У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель, включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы».

Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков.

В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.

Содержание обучения распределяется по периодам.

Первый период: завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи.

Второй период: начало обучения грамоте. Знакомство с гласными буквами (а, у, о, и), с согласными (м, п, т, к, с); складывание из букв разрезной азбуки слогов (му, су), слов (мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение.

Третий период: обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ); анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол), двусложных слов (мышка), трехсложных слов (панама); упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении

Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.

На протяжении всего обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звуко-буквенного анализа и синтеза. Такая работа направлена на предупреждение дисграфии и дислексии.

Фонематический слух – это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, следовательно, основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей. 

Фонематическое восприятие – это процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются на свои составные части, и их звуковой состав не осознается.  Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

     Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. В.К. Орфинская выделяет следующие формы оперирования фонемами:

1. узнавание звука на фоне слова;

2. выделение первого и последнего звуков из слова;

3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам. 
     
Фонематический синтез– это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Как считает Т.Г. Егоров процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.

Фонематическое представление  формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). И.Лалаева дала определение фонематического представления как сохравшихся в сознании образов звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения.

Подводя итоги, отметим, что фонематическая сторона речи структурно очень сложна. И для нормального развития ребёнка нужно развивать все её компоненты.

Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по развитию фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

 ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по итогам 2х летней работы:

Использование методики развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста показало следующие данные:

- дают принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;

- активизируют компенсаторные механизмы на основе сохранных видов восприятия, развития у детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе;

- позволяют индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания осуществлять дифференцированный подход;

-повышают интерес к обучению (мотивация) и эффективность коррекции речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....

Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в пред...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...