Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Торопова Елена Владимировна

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.

Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,

во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых , он обозначает грамматический строй языка, во-вторых , - науку , свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Слайд 3

Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Слайд 4

А.Г. Арушанова отмечает: На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение. Пятый год жизни – это, прежде всего, становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связанных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

Слайд 5

О.И. Соловьева, А.М. Бородич , Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников: 1. Неправильные окончания имён существительных: а ) в форме родительного падежа, множественного числа; б ) форма родительного падежа, единственное число ; в ) форма винительного падежа неодушевленных существительных; г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода. 2. Склонение несклоняемых существительных

Слайд 6

5 . Образование глагольных форм. а) повелительное наклонение б ) изменение основы глагола в ) спряжение глаголов 6 . Неправильная форма причастий 7 . Образование сравнительной степени прилагательного 8 . Окончания местоимений в косвенных падежах 9 . Склонение числительных

Слайд 7

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2 . Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3 . Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Слайд 8

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2 . Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3 . Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Слайд 9

Пути формирования правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Слайд 10

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить. И вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Слайд 11

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если: и гры будут подобраны с соответствии с системой грамматического строя языка; и гры будут соответствовать интересам старших дошкольников; р уководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Слайд 12

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать: образец; объяснение; указание; сравнение; повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Слайд 13

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят: словестным дидактическим играм; словестным упражнениям; играм-ситуациям; рассматриванию картин; пересказ коротких рассказов и сказок; использование ИКТ.

Слайд 14

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет: создавать положительным эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями; стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта; сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Слайд 15

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образую новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Слайд 16

Игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи ЗАДАЧИ: освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам)

Слайд 17

Игра «Назови ласково» Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Наглядные материалы: предметные картинки.

Слайд 18

«Чего не хватает» Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина и будильник

Слайд 19

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи ЗАДАЧИ: контроль за правильным построение предложения; закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами; воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Слайд 20

Игра «Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по смыслу Зайчик плел венок из цветов и говорил «Я плету венок из …» Продолжи предложения называя цветы

Слайд 21

Игра «Собери предложение из слов» Цель: учить детей составлять предложения по заданным словам

Слайд 22

Упражнения на словообразование Цель упражнений: формирование у ребенка интереса к звучащему слову; развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?); поиск среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.

Слайд 23

«У кого какая мама» Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы. Воспитатель называет детеныша, а дети его маму, самку (у зайчонка – зайчиха, и др.)

Слайд 24

Игра «Наша улица» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт» Наглядные материалы: макет улицы из фетра.

Слайд 25

Игра «Угадай» Цель: учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА.

Слайд 26

Игра «Назови ласково» с использованием ИКТ Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слайд 27

Игра «Назови действия выполняемые автомобилем» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций

Слайд 28

Инсценоровка сказки «Большущий и маленький» Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов –ИК, -ИЩ

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников...

«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...

Картотека игр и упражнений по развитию грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста

Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы....

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...