Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.
Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых , он обозначает грамматический строй языка, во-вторых , - науку , свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
А.Г. Арушанова отмечает: На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение. Пятый год жизни – это, прежде всего, становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связанных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.
О.И. Соловьева, А.М. Бородич , Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников: 1. Неправильные окончания имён существительных: а ) в форме родительного падежа, множественного числа; б ) форма родительного падежа, единственное число ; в ) форма винительного падежа неодушевленных существительных; г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода. 2. Склонение несклоняемых существительных
5 . Образование глагольных форм. а) повелительное наклонение б ) изменение основы глагола в ) спряжение глаголов 6 . Неправильная форма причастий 7 . Образование сравнительной степени прилагательного 8 . Окончания местоимений в косвенных падежах 9 . Склонение числительных
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2 . Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3 . Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2 . Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3 . Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Пути формирования правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить. И вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если: и гры будут подобраны с соответствии с системой грамматического строя языка; и гры будут соответствовать интересам старших дошкольников; р уководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать: образец; объяснение; указание; сравнение; повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят: словестным дидактическим играм; словестным упражнениям; играм-ситуациям; рассматриванию картин; пересказ коротких рассказов и сказок; использование ИКТ.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет: создавать положительным эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями; стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта; сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образую новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи ЗАДАЧИ: освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам)
Игра «Назови ласково» Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Наглядные материалы: предметные картинки.
«Чего не хватает» Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина и будильник
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи ЗАДАЧИ: контроль за правильным построение предложения; закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами; воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.
Игра «Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по смыслу Зайчик плел венок из цветов и говорил «Я плету венок из …» Продолжи предложения называя цветы
Игра «Собери предложение из слов» Цель: учить детей составлять предложения по заданным словам
Упражнения на словообразование Цель упражнений: формирование у ребенка интереса к звучащему слову; развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?); поиск среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.
«У кого какая мама» Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы. Воспитатель называет детеныша, а дети его маму, самку (у зайчонка – зайчиха, и др.)
Игра «Наша улица» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт» Наглядные материалы: макет улицы из фетра.
Игра «Угадай» Цель: учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА.
Игра «Назови ласково» с использованием ИКТ Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «Назови действия выполняемые автомобилем» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций
Инсценоровка сказки «Большущий и маленький» Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов –ИК, -ИЩ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...
Проект "Использование компьютерных игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с общим недоразвитием речи"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"14060241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"629","width":"859"}}]]...
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....
"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников...
«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...
Картотека игр и упражнений по развитию грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста
Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы....