Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;

- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;

- развивать фонематические процессы у детей;

- закрепить понятия «слово», «гласный звук»;

- развивать умение составлять небольшие предложения;

- развивать моторику и просодику;

- воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa._zvuk_a.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе  по теме: «Звук А». Занятие № 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;

- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;

- развивать фонематические процессы у детей;

- закрепить понятия «слово», «гласный звук»;

- развивать умение составлять небольшие предложения;

- развивать моторику и просодику;

- воспитывать умение слушать друг друга.

        

ОБОРУДОВАНИЕ: 

 - дудочки для каждого ребенка;

- картинки со звуком А в начале слова под ударением – астра, Аня, аист и др.;

- односюжетные картинки для составления предложений;

- зеркала;

- схема характеристики звука;

- картинка- символ звука А;

- счетные палочки;

- фишки для ЗБА;

- корзина с муляжами овощей.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социлаьно-коммуника-тивное развитие, речевое развитие

Игровая деятельность

1. Организационный момент.

Игра «Подбери словечко»

Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Развитие общей моторики «Огород»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

 Мы пололи огород,

Поливали  огород.

(действия по тексту),

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту

(«сажают»)

Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх),

А теперь ей тесно белой (руки в стороны), 
Говорит – посторонись!!!
(отталкивающие движения руками). 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3.  Развитие мелкой моторики «Купите лук».

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку,

Купите нашу девочку

Шалунью и плутовку!

(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца),

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

(разгибают ).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Массаж лица.

Знакомство с основными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями.

Ходит пальчик по дорожке: (от середины лба к вискам), 

Вверх – вниз, вверх – вниз, (вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам),

Будут розовыми щечки: ( по мышцам щек от крыльев носа к вискам)

Вверх- вниз, вверх-вниз (от середины подбородка к ушам).

Т. Куликовская.

Заканчивается массаж поглаживанием.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Развитие мимических мышц. 

Логопед: (корзина с муляжами) – Вот в корзине урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус

- горький лук;

- сладкий помидор;

- вкусную морковку;

- горький чеснок.

Физическое развитие

 двигательная деятельность

6. Артикуляционная гимнастика.

- Улыбка – трубочка

- Лопаточка

- Иголочка

- Лопаточка-Иголочка

- Удержать Лопаточку под счет до пяти.

Социлаьно-коммуника-тивное развитие, речевое развитие

Игровая деятельность, двигательная деятельность

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Дудочка».

Дети поочередно  дуют каждый в свою дудочку, меняя тональность – тихо-громко-тихо.

Затем дети убирают дудочки, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а..»

речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

8. Тема занятия.

- Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка АНЯ. А какой звук она произносит?  (звук А)

Со звуком А мы сегодня познакомимся с вами.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звука А.

Давайте произнесем звук А. (логопед, хором, тихо, громко).

Анализ артикуляции звука перед зеркалом:

- рот широко открыт;

- язык спокойно лежит на дне рта;

- теплая воздушная струя выходит свободно;

- не встречает преграды;

Характеристика звука А:

- звук А – гласный , обозначается красной фишкой (большим красным кругом).

Социлаьно-коммуника-тивное развитие, речевое развитие

Игровая деятельность

10. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

Логопед произносит звуки У,И,О,А,И, М,К,А,П,О,А и др.

Дети хлопают в ладоши, когда услышат А.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку;

Весело шагать, весело шагать,

Приседать, вставать,

Приседать – вставать.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

12. Закрепление звука А в слогах.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

АМ-АМ-ОМ

АП-ОП-АП

АН-ОН-УН

И др.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Закрепление звука в словах.

На доске – картинки на звук А. Дети вместе с логопедом проговаривают названия картинок и выделяют первый гласный ударный звук А.

Можно поиграть в игры «Что изменилось?», «Чего не стало».

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок» и др.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

15. Закрепление звука А в тексте. 

Ан-ан-ан – папа чинит кран;

Та-та-та – усы большие у кота;

Ак-ак-ак – вырос в поле красный мак;

Ха-ха-ха – не поймать нам петуха.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

16. Итог занятия.

- Как плакала девочка Аня? (А-а-а)

- Какой это звук? (гласный, обозначается  красной фишкой)

- Почему звук А гласный? (воздух выходит свободно, не встречая преграды).

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

17. Оценка работы детей и домашнее задание.

Приклеить в тетрадь картинки на звук А (ударный).

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

19. Трудовые поручения во время НОД.

Задания для воспитателей, родителей и для закрепления темы на индивидуальных занятиях.

  1. Игра «Выдели звук».  Дети должны выделить первый звук в словах АНЯ, АКУЛА, АРБУЗ, АКРОБАТ и др. Дать ему характеристику.
  2. Игра «Поймай звук». (из ряда звуков).
  3. Игра «Найди звук» - определение места звука А в словах Аня, АКУЛА, АРБУЗ, АКРОБАТ, АСТРА, АЗБУКА, АЙВА и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Учить выделению последнего глухого согласного звука и начального глухого согласного звука на примере звука П.Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять...