Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;
- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;
- развивать фонематические процессы у детей;
- закрепить понятия «слово», «гласный звук»;
- развивать умение составлять небольшие предложения;
- развивать моторику и просодику;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa._zvuk_a.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А». Занятие № 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;
- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;
- развивать фонематические процессы у детей;
- закрепить понятия «слово», «гласный звук»;
- развивать умение составлять небольшие предложения;
- развивать моторику и просодику;
- воспитывать умение слушать друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- дудочки для каждого ребенка;
- картинки со звуком А в начале слова под ударением – астра, Аня, аист и др.;
- односюжетные картинки для составления предложений;
- зеркала;
- схема характеристики звука;
- картинка- символ звука А;
- счетные палочки;
- фишки для ЗБА;
- корзина с муляжами овощей.
Ход образовательной деятельности.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности. |
Социлаьно-коммуника-тивное развитие, речевое развитие | Игровая деятельность | 1. Организационный момент. Игра «Подбери словечко» Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 2. Развитие общей моторики «Огород» Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. (действия по тексту), В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту («сажают») Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой), Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх), А теперь ей тесно белой (руки в стороны), |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 3. Развитие мелкой моторики «Купите лук». Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку, Купите нашу девочку Шалунью и плутовку! (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца), Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка. (разгибают ). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 4. Массаж лица. Знакомство с основными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями. Ходит пальчик по дорожке: (от середины лба к вискам), Вверх – вниз, вверх – вниз, (вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам), Будут розовыми щечки: ( по мышцам щек от крыльев носа к вискам) Вверх- вниз, вверх-вниз (от середины подбородка к ушам). Т. Куликовская. Заканчивается массаж поглаживанием. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 5. Развитие мимических мышц. Логопед: (корзина с муляжами) – Вот в корзине урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус - горький лук; - сладкий помидор; - вкусную морковку; - горький чеснок. |
Физическое развитие | двигательная деятельность | 6. Артикуляционная гимнастика. - Улыбка – трубочка - Лопаточка - Иголочка - Лопаточка-Иголочка - Удержать Лопаточку под счет до пяти. |
Социлаьно-коммуника-тивное развитие, речевое развитие | Игровая деятельность, двигательная деятельность | 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый в свою дудочку, меняя тональность – тихо-громко-тихо. Затем дети убирают дудочки, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а..» |
речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 8. Тема занятия. - Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка АНЯ. А какой звук она произносит? (звук А) Со звуком А мы сегодня познакомимся с вами. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 9. Акустико-артикуляционный образ звука А. Давайте произнесем звук А. (логопед, хором, тихо, громко). Анализ артикуляции звука перед зеркалом: - рот широко открыт; - язык спокойно лежит на дне рта; - теплая воздушная струя выходит свободно; - не встречает преграды; Характеристика звука А: - звук А – гласный , обозначается красной фишкой (большим красным кругом). |
Социлаьно-коммуника-тивное развитие, речевое развитие | Игровая деятельность | 10. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук» Логопед произносит звуки У,И,О,А,И, М,К,А,П,О,А и др. Дети хлопают в ладоши, когда услышат А. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 11. Физкультминутка. Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку; Весело шагать, весело шагать, Приседать, вставать, Приседать – вставать. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 12. Закрепление звука А в слогах. Повторение слоговых рядов вслед за логопедом. АМ-АМ-ОМ АП-ОП-АП АН-ОН-УН И др. |
Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность | 13. Закрепление звука в словах. На доске – картинки на звук А. Дети вместе с логопедом проговаривают названия картинок и выделяют первый гласный ударный звук А. Можно поиграть в игры «Что изменилось?», «Чего не стало». |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 14. Закрепление звука в предложениях. Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок» и др. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 15. Закрепление звука А в тексте. Ан-ан-ан – папа чинит кран; Та-та-та – усы большие у кота; Ак-ак-ак – вырос в поле красный мак; Ха-ха-ха – не поймать нам петуха. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 16. Итог занятия. - Как плакала девочка Аня? (А-а-а) - Какой это звук? (гласный, обозначается красной фишкой) - Почему звук А гласный? (воздух выходит свободно, не встречая преграды). |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 17. Оценка работы детей и домашнее задание. Приклеить в тетрадь картинки на звук А (ударный). |
Социально-коммуника-тивное развитие | Трудовая деятельность | 19. Трудовые поручения во время НОД. |
Задания для воспитателей, родителей и для закрепления темы на индивидуальных занятиях.
- Игра «Выдели звук». Дети должны выделить первый звук в словах АНЯ, АКУЛА, АРБУЗ, АКРОБАТ и др. Дать ему характеристику.
- Игра «Поймай звук». (из ряда звуков).
- Игра «Найди звук» - определение места звука А в словах Аня, АКУЛА, АРБУЗ, АКРОБАТ, АСТРА, АЗБУКА, АЙВА и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О; подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Учить выделению последнего глухого согласного звука и начального глухого согласного звука на примере звука П.Учить договаривать предложения по картинкам и самостоятельно составлять...