Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._b_.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 87»
Тема: Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Учитель-логопед
О.А. Ионова
2018
Задачи:
Коррекционные: создать условия для:
- развития фонематического слуха;
- развития лексико-грамматического строя речи;
- развития мелкой и общей моторики;
- развития мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;
Предметная познавательно-исследовательская: создать условия для:
- формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развития желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: создать условия для:
- обучения строить высказывание в соответствии с нормами родного языка;
- Развития умение отстаивать свою позицию;
- Воспитания навыков сотрудничества;
Регулятивные УУД: создать условия для:
- Формирования целеполагания, прогнозирования;
Познавательные УУД: организовать упражнения, направленные на:
- закрепление навыка выделять звуки [Б ,Б’], из состава слова;
- обучение звуковому анализу
Личностные:
- Воспитывать адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
- формировать эмоциональную готовность к обучению в школе.
Образовательные:
Приорететная: создать условия для:
- закрепления знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово);
- закрепления знаний о гласных звуках и буквах А, У, И, О, Ы, Э.
- уточнения произношения звуков [Б, Б’];
- закрепления навыка давать характеристику [Б, Б’];
- закрепления навыка дифференцировать звуки [Б-Б’];
- познакомить с их графическим изображением;
В интеграции: создать условия для:
- закрепления практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Оборудование:
Для учителя:
демонстрационные карточки с моделями звуков; карточки-схемы характеристики звуков, буква-образ Б, буквы, кукла Буратино, «коробочка-посылка» с игрушками (труба, барабан, бубен, балалайка), «волшебная книга загадок», демонстрационные картинки для игры Угадай слово по первым звукам названий картинок», «чудесный мешочек»
Для ребёнка:
Зеркало на каждого ребенка, сигнальные карточки, альбомы С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» № 2
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг. Момент.
Логопед: С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать, красиво, чётко отвечать!
Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Там, за ширмой, нас ждёт главный персонаж этой сказки. Кто он, угадайте:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
Дети: Буратино.
Буратино:
В школу я, друзья,
Попасть не смог.
И азбука есть у меня, но в том беда,
Что делать с ней, не знаю я!
Логопед: Давайте, ребята, поможем Буратино разобраться с азбукой. А ты, Буратино, внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай! Сейчас тебе ребята расскажут о гласных звуках и буквах. Ребята, давайте вспомним с вами, какие звуки мы называем гласными?
Дети:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается гласный.
(Дети выставляют модели гласных звуков и буквы, их обозначающие)
Дети и логопед: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать (о) и закричать (а),
Громкий гудок паровозу подать (у),
Нежно лошадкой могут заржать (и),
Даже медведем могут рычать (ы),
Эхом далеким в лесу отвечать (э).
Буратино: Про гласные звуки и буквы я всё понял.
Сообщение темы занятия. Знакомство со звуками [Б, Б’]
Логопед: Молодец, Буратино. Ребята, назовите первый звук в имени Буратино? Сегодня мы будем учиться различать звуки [Б, Б’] и познакомимся с буквой, которая их обозначает. Произнесите [Б], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.
Расскажите о произношении звука [Б].
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б] – Согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом квадрат и жёлтым треугольник.
Логопед: Совсем забыла. Сегодня я получила посылку от героя сказки К.И. Чуковского.
В сказке он тонул в болоте,
У него большой животик.
А еще - огромный рот.
Угадали?
Дети: бегемот.
Логопед: Назовите первый звук в слове бегемот. Правильно [Б’]. Произнесите [Б’], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.
Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б’] – Согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зелёным цветом квадрат и жёлтым треугольник.
Пальчиковая гимнастика.
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Мягкими и плавными движениями рук в запястьях имитировать полёт бабочки.
Логопед: Звуки [Б, Б’] обозначает буква Б. Сколько элементов у большой буквы? Назовите элементы буквы? В какую сторону смотрит буква Б
Звуко-буквенный анализ
Логопед: Ребята, прочитайте слог, который получится, если буква Б встретит звук [а.]
Дети: БА, аналогично выполняется задание со звуками [о, у, ы, э, и]
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения). (Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Логопед: Вот и ключик, теперь откроем посылку. Что же в посылке? (Барабан, балалайка, бубен, труба). Как мы назовём одним словом эти предметы?
Дети: Музыкальные инструменты.
Логопед: Мы на них поиграем, но немного необычно. Я произношу слоговой ряд, а вы повторяйте и игру изображайте
Развитие фонематических процессов.
Дети повторяют слоговые ряды и имитируют игру на музыкальном инструменте.
Логопед: ба-бо-ба, бу-бо-бу – играет труба.
Бум-бам-бум, бым-бэм-бым – играет барабан.
Бим–бям - бим – играет балалайка.
Бюм – бим - бим – звенит бубен.
Молодцы.
Дифференциация звуков [Б - Б’]
Логопед: Здесь ещё и стихотворение. Назовите слова со звуками [Б, Б’]
Бегемот затеял бал.
Всех зверей на бал созвал:
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
Покажите фонариками, кого позвал бегемот. Для гостей в названии которых слышим [Б] – зажжём синий фонарик. [Б’] – зелёный. (Зебра, бизон, обезьяна, белка, барсук, бобр, крот)
Физкульт. минутка. Зрительная гимнастика.
Белка дятла поджидала, Гостя вкусно угощала. Ну-ка, дятел, посмотри! Вот орехи – 1,2,3. Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки. | Резко перемещают взгляд влево-вправо. Смотрят вверх-вниз. Моргают глазками. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
Формирование лексико - грамматического строя речи
Образование относительных прилагательных.
Логопед: откроем с вами страницу 19 и посмотрим, чем ещё угощала белка дятла. Назовите продукты, которые приготовила белка для супа, компота, икры? Как называется суп, который белка сварит из рыбы, грибов? Компот? Икра?
Логопед: Белка готовилась к балу и нарядилась. Что она надела давайте угадаем по первым звукам названий картинок. Обозначим их модельками и отгадаем слово, обозначив звуки буквами.
Дети выполняют задание.
Логопед:
Все гости собрались на бал.
Никто на бал не опоздал.
Они там пели и плясали,
А мы здесь звуки изучали
Назовите звуки, которые мы изучали? Расскажите о звуках [Б, Б’], чтобы Буратино всё чётко усвоил.
Буратино: Спасибо, ребята. Теперь я понял всё о звуках и буквах. Побегу папе Карло расскажу о своём приключении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...
Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному
Логосказка - это целостный педагогический процесс,способствующий развитию всех сторон речи, нравственных качеств, а также активизации психических процессов....