Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._b_.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 87»
Тема: Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Учитель-логопед
О.А. Ионова
2018
Задачи:
Коррекционные: создать условия для:
- развития фонематического слуха;
- развития лексико-грамматического строя речи;
- развития мелкой и общей моторики;
- развития мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;
Предметная познавательно-исследовательская: создать условия для:
- формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развития желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: создать условия для:
- обучения строить высказывание в соответствии с нормами родного языка;
- Развития умение отстаивать свою позицию;
- Воспитания навыков сотрудничества;
Регулятивные УУД: создать условия для:
- Формирования целеполагания, прогнозирования;
Познавательные УУД: организовать упражнения, направленные на:
- закрепление навыка выделять звуки [Б ,Б’], из состава слова;
- обучение звуковому анализу
Личностные:
- Воспитывать адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
- формировать эмоциональную готовность к обучению в школе.
Образовательные:
Приорететная: создать условия для:
- закрепления знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово);
- закрепления знаний о гласных звуках и буквах А, У, И, О, Ы, Э.
- уточнения произношения звуков [Б, Б’];
- закрепления навыка давать характеристику [Б, Б’];
- закрепления навыка дифференцировать звуки [Б-Б’];
- познакомить с их графическим изображением;
В интеграции: создать условия для:
- закрепления практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Оборудование:
Для учителя:
демонстрационные карточки с моделями звуков; карточки-схемы характеристики звуков, буква-образ Б, буквы, кукла Буратино, «коробочка-посылка» с игрушками (труба, барабан, бубен, балалайка), «волшебная книга загадок», демонстрационные картинки для игры Угадай слово по первым звукам названий картинок», «чудесный мешочек»
Для ребёнка:
Зеркало на каждого ребенка, сигнальные карточки, альбомы С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» № 2
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг. Момент.
Логопед: С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать, красиво, чётко отвечать!
Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Там, за ширмой, нас ждёт главный персонаж этой сказки. Кто он, угадайте:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
Дети: Буратино.
Буратино:
В школу я, друзья,
Попасть не смог.
И азбука есть у меня, но в том беда,
Что делать с ней, не знаю я!
Логопед: Давайте, ребята, поможем Буратино разобраться с азбукой. А ты, Буратино, внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай! Сейчас тебе ребята расскажут о гласных звуках и буквах. Ребята, давайте вспомним с вами, какие звуки мы называем гласными?
Дети:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается гласный.
(Дети выставляют модели гласных звуков и буквы, их обозначающие)
Дети и логопед: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать (о) и закричать (а),
Громкий гудок паровозу подать (у),
Нежно лошадкой могут заржать (и),
Даже медведем могут рычать (ы),
Эхом далеким в лесу отвечать (э).
Буратино: Про гласные звуки и буквы я всё понял.
Сообщение темы занятия. Знакомство со звуками [Б, Б’]
Логопед: Молодец, Буратино. Ребята, назовите первый звук в имени Буратино? Сегодня мы будем учиться различать звуки [Б, Б’] и познакомимся с буквой, которая их обозначает. Произнесите [Б], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.
Расскажите о произношении звука [Б].
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б] – Согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом квадрат и жёлтым треугольник.
Логопед: Совсем забыла. Сегодня я получила посылку от героя сказки К.И. Чуковского.
В сказке он тонул в болоте,
У него большой животик.
А еще - огромный рот.
Угадали?
Дети: бегемот.
Логопед: Назовите первый звук в слове бегемот. Правильно [Б’]. Произнесите [Б’], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.
Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б’] – Согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зелёным цветом квадрат и жёлтым треугольник.
Пальчиковая гимнастика.
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Мягкими и плавными движениями рук в запястьях имитировать полёт бабочки.
Логопед: Звуки [Б, Б’] обозначает буква Б. Сколько элементов у большой буквы? Назовите элементы буквы? В какую сторону смотрит буква Б
Звуко-буквенный анализ
Логопед: Ребята, прочитайте слог, который получится, если буква Б встретит звук [а.]
Дети: БА, аналогично выполняется задание со звуками [о, у, ы, э, и]
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения). (Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Логопед: Вот и ключик, теперь откроем посылку. Что же в посылке? (Барабан, балалайка, бубен, труба). Как мы назовём одним словом эти предметы?
Дети: Музыкальные инструменты.
Логопед: Мы на них поиграем, но немного необычно. Я произношу слоговой ряд, а вы повторяйте и игру изображайте
Развитие фонематических процессов.
Дети повторяют слоговые ряды и имитируют игру на музыкальном инструменте.
Логопед: ба-бо-ба, бу-бо-бу – играет труба.
Бум-бам-бум, бым-бэм-бым – играет барабан.
Бим–бям - бим – играет балалайка.
Бюм – бим - бим – звенит бубен.
Молодцы.
Дифференциация звуков [Б - Б’]
Логопед: Здесь ещё и стихотворение. Назовите слова со звуками [Б, Б’]
Бегемот затеял бал.
Всех зверей на бал созвал:
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
Покажите фонариками, кого позвал бегемот. Для гостей в названии которых слышим [Б] – зажжём синий фонарик. [Б’] – зелёный. (Зебра, бизон, обезьяна, белка, барсук, бобр, крот)
Физкульт. минутка. Зрительная гимнастика.
Белка дятла поджидала, Гостя вкусно угощала. Ну-ка, дятел, посмотри! Вот орехи – 1,2,3. Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки. | Резко перемещают взгляд влево-вправо. Смотрят вверх-вниз. Моргают глазками. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
Формирование лексико - грамматического строя речи
Образование относительных прилагательных.
Логопед: откроем с вами страницу 19 и посмотрим, чем ещё угощала белка дятла. Назовите продукты, которые приготовила белка для супа, компота, икры? Как называется суп, который белка сварит из рыбы, грибов? Компот? Икра?
Логопед: Белка готовилась к балу и нарядилась. Что она надела давайте угадаем по первым звукам названий картинок. Обозначим их модельками и отгадаем слово, обозначив звуки буквами.
Дети выполняют задание.
Логопед:
Все гости собрались на бал.
Никто на бал не опоздал.
Они там пели и плясали,
А мы здесь звуки изучали
Назовите звуки, которые мы изучали? Расскажите о звуках [Б, Б’], чтобы Буратино всё чётко усвоил.
Буратино: Спасибо, ребята. Теперь я понял всё о звуках и буквах. Побегу папе Карло расскажу о своём приключении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...
Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному
Логосказка - это целостный педагогический процесс,способствующий развитию всех сторон речи, нравственных качеств, а также активизации психических процессов....
Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....