Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бойко Ирина Александровна

Открытое занятие по обучению грамоте "Путешествие в Звукоград"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Путешествие в Звукоград"24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101» г. Оренбург

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»

Воспитатель: Бойко И.А.

 

Цель: закрепить умение различать гласные и согласные звуки в словах, продолжать учить звуковому анализу слова.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить с детьми понятия «гласный» и «согласный» звук;

- продолжать учить детей различать на слух гласные, твёрдые согласные звуки и мягкие согласные звуки;

- закрепить условные обозначения «гласных» звуков», «согласных твёрдых» и «согласных мягких»;

- закрепить умение определять наличие заданного звука в слове. 

Развивающие:

- развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление;

- развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

 

Воспитательные: 

- воспитывать желание прийти на помощь;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы: звуковая линейка, предметные картинки, домик с красной крышей, домик с синей крышей, картонные замочки, карточки с изображением символов звуков и букв, квадраты зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа, коробочка синего цвета, коробочка красного цвета, запись сообщения на телефоне, запись - звук фанфар.

Предварительная работа: дидактические игры «Угадай, чей звук», «Гласные и согласные звуки», «Подбери картинки к буквам», «Поймай звук».

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: 

-  Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу и отправим лучики хорошего настроения! (Дети садятся на стульчики)

Ребята, утром я пришла в детский сад и мне на телефон необычное пришло сообщение. Я решила дождаться вас и прослушать его вместе с вами.

(прослушивание сообщения на телефоне)

«Здравствуйте ребята! Звуки из города Звукоград обращаются к вам за помощью. На наш город напала злая волшебница Неразбериха. Она навела в городе такую путаницу! Перепутала все звуки и буквы и выгнала нас из наших любимых домиков. Мы знаем, что вы умные и смелые ребята, поэтому приглашаем вас к себе в гости и просим вас навести у нас порядок и помочь звукам вернуться домой».

Воспитатель: - Ребята, мы поможем звукам навести порядок в городе Звукоград?

Дети: -Да

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в город звуков – Звукоград.  Для   этого нам надо встать в круг, взяться за руки и закрыть глаза.  А я скажу волшебные слова:

Говорить с тобою мы

Четко, правильно должны.

Чтобы звуки зазвучали,

Чтобы все нас понимали!

Ребята, открываем глаза! Посмотрите какой интересный необычный город! Но мы не сможем туда попасть. Злая волшебница Неразбериха закрыла вход в город замками. Посмотрите, сколько замков навесила она (4 замкА). И каждый замОк заколдован. А открыть их можно только в том случае, если правильно выполнить задания. Так давайте, выполним эти задания и освободим город.  (Дети садятся на стульчики)

1 задание: А первое задание будет такое - сейчас мы с вами вспомним, что мы знаем о звуках и буквах. Вы должны будете ответить на несколько вопросов.

- Ребята, в чем разница между звуком и буквой? (Звуки мы произносим, а буквы пишем, буквой обозначается звук на письме).

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? Такие, которые произносятся голосом, их можно пропеть, при их произношении воздух во рту не встречает препятствий и преград, свободно выходит изо рта).

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

- Какие гласные звуки вы знаете? (А,О,И,Ы,Э,У)

- Сколько гласных звуков? (6 гласных звуков).

- Давай вспомним стихотворение, которое мы знаем про гласные звуки: 

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.

– Какие звуки мы называем согласными? Можно их пропеть? (при произношении согласных воздух встречает препятствия, их нельзя пропеть, громко произнести).

- Давайте вспомним стихотворение про согласные звуки:

Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они согласные.


 - А какими бывают согласные?

- Твердые и мягкие.

- Каким цветом обозначаются твердые согласные? (синим).

- Каким цветом обозначаются мягкие согласные? (зеленым).

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с 1 заданием. Первый замОк можем снять. (звучат фанфары)

2 задание: Следующее задание – игра «Поймай звук»

Сейчас я буду произносить слова, а вы должны «поймать» звук А. Надо хлопнуть в ладоши, если услышите звук А. Слушайте внимательно!

апельсин

луна

зонт

дым

роза

Африка

мышь

мама

гром

телевизор

книга

сыр

шар

Какие вы молодцы! Вы справились с заданием. Можно снять второй замОк. (звучат фанфары)

Физкультминутка

Сейчас мы с вами отдохнем. Вставайте возле своих стульчиков.

А-а-а – закачалась голова (наклоны влево-вправо),

О-о-о – покатилось колесо (круговые движения рук),

У-у-у – руль машины я держу (показать руль),

И-и-и – руки выше потяни (поднять руки вверх),

Э-э-э – две руки на голове (руки положить на голову),

Ы-ы-ы – мыли дома мы полы (опустить руки вниз, движения влево-вправо).

3 задание: А теперь третье задание – игра «Кто внимательный?»

Воспитатель: Я сейчас раздам вам картинки. Вы внимательно посмотрите на картинку и определите с какого звука начинается слово. Если слово начинается с гласного звука, то картинку нужно положить в красную коробочку. Если с согласного звука, то в синюю коробочку.

(карточки лежат на подносе, каждый ребенок берет себе 1 карточку. Дети самостоятельно решают в какую коробку положить карточку. Потом вместе с воспитателем проверяют)

Ребята, вы справились с третьим заданием и можете снять еще один замОк. (звучат фанфары)

4 задание: Следующее задание «Звуковой анализ». Вы будете самостоятельно делать звуковой анализ слова КОТ и слова КИТ.

- Ребята, проходите и садитесь за столы. Перед вами на доске висят 2 картинки с изображением кота и кита. На столах у вас лежат листы и квадраты красного, синего и зеленого цвета. Сначала будем работать с картинкой, где изображен КОТ.  

- Сколько звуков в слове КОТ? (3 звука)

- Определите сколько гласных, сколько согласных и на верхней строчке белого листа вы составьте звуковую схему слова КОТ. (синий-красный-синий)

- Теперь посмотрите на картинку, где изображен КИТ.  Сколько звуков в слове КИТ?

На нижней строчке листа составьте звуковую схему слова КИТ (зеленый-красный-синий).

Проверяем схемы, слушаем ответы детей.

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте вернемся к нашему Звукограду и снимем четвертый замОк.(звучат фанфары)

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями и раскрыли все заколдованные замкИ, которые навесила злая волшебница. Теперь  мы с вами можем рассмотреть город.

 Посмотрите, в городе Звукоград есть домик с красной крышей и есть домик с необычной крышей – одна половина синяя, другая зеленая. Как вы думаете почему у этих домиков крыши такого цвета? Кто в них живет? (в доме с красной крышей живут гласные звуки, в доме с сине-зеленой крышей твердые и мягкие согласные).

Ребята, вы же помните, что злая волшебница Неразбериха, выгнала звуки из домиков и всё перепутала. Давайте поможем звукам вернуться в дома. Возьмите каждый по одному звуку и поселите его в домик. (дети берут по одному звуку: гласный или согласный на выбор и заселяют в домики)

Ребята вместе с воспитателем проверяют правильно ли были распределены звуки по домикам.

- Назовите какие звуки живут в доме с красной крышей? (А,О, Ы, И, У, Э)

- Перечислите какие звуки живут в доме с сине-зеленой крышей? (К, С, М, В, Г, Н)

- Мы помогли звукам, навели порядок в Звукограде, а теперь пора возвращаться в наш детский сад. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова:

Говорить с тобою мы

Четко, правильно должны.

Чтобы звуки зазвучали,

Чтобы все нас понимали!

- Вот мы и вернулись в сад. Садимся на стульчики.

- Ребята, а сегодня мы с вами где побывали? (в городе Звукоград)

- Для чего мы туда отправились в путешествие? (чтобы помочь звукам)

- А что случилось в Звукограде? (злая волшебница Неразбериха напала на город и навела там путаницу)

- Что вы делали, чтобы помочь звукам? (выполняли задания)

- Какие задания вам понравились больше всего? (дети отвечают)

- Какое задание было самым трудным для вас? А какое самым легким?

- А что еще запомнилось?

- Что вам еще понравилось?

Спасибо за занятие!!!!! Вы молодцы!!! Мне очень понравилось с вами путешествовать и выполнять задания!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Звук и буква «Ш»Программное содержание: познакомить детей со звуком и буквой «Ш», продолжать учить определять место заданного звука в слове;  звукобуквенному анализу, учить подбирать нужные слог...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ  в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...