Нод (занятие)по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по морю Предложений»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Нод (занятие)по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по морю Предложений к Чудо- острову»
Воспитатель :Куликова Н.Э.
Предварительная работа:
1.Д/и «Подбери модель» , «Сколько корабликов?»
2.Игровая ситуация «Магазин»
3.Речевые игры«Составь предложение по картинке», «Придумай предложение по набору слов», «Продолжи предложение», «Пропускаем мы во двор, слов особенных набор»
4. Рассматривание иллюстрации «Мальчик пускает кораблик»
Задачи:
1.Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность :
-умение различать на слух слова в предложении, указывать количество слов, их последовательность, строить предложение по заданной схеме
-развивать представления о смысловой законченности предложения
-учить произносить предложения с передачей интонации.
Материал:
Элементы макета- модели: море предложений, кораблики ,знаки препинания(.,!,?),остров.
Иллюстрация «Мальчик пускает кораблик».
Индивидуальные карточки : модель «схема предложения»;динамические линейки.
Методы :
1.Моделирование.
2.Упражнения.
3.Демонстрация наглядных пособий.
4.Воображаемая ситуация в развёрнутом виде.
5.Художественное слово.
6.Обьяснение воспитателя.
7.Приём «мозговой штурм»
Ход занятия
На мольберте помещается сюжетная картинка «Мальчик пускает кораблик».
Детям предлагается составить по ней разные предложения.
-Из чего состоит предложение?(из слов)
-Что чаще всего длиннее : предложение или слово? А что короче?
Да, правильно ребята .Наша речь состоит из предложений. Вот и в нашей стране Грамматики слова решили отправиться в путешествие по морю Предложений. Больше всего к этой картине подходит предложение: Мальчик пускает кораблик.
-Как вы думаете сколько нам корабликов понадобится и почему? А это мы сейчас проверим.
На первом кораблике есть высокая мачта .Она обозначает , что первая буква в предложении заглавная (большая).Чтение стихотворения Е. Измайлова
Буква обычная выросла вдруг
Выросла больше букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело!
Ставится буква у строчки в начале
Чтобы начало все замечали.
На этом кораблике поплывёт первое слово.
-Какое?(мальчик)
-А на втором кораблике какое?(пускает)
-А на третьем?(кораблик)
Обращаем внимание детей ,что слова пишутся отдельно друг от друга. Ребята, посмотрите на последнем корабле есть специальная площадка. На ней размещается знак препинания. Они бывают разные в зависимости от интонации с какой произносится предложение. Детям предлагается произнести предложение с разной интонацией, с одновременной
демонстрацией модели «схема предложения».( . !
Чтение стихотворения Маршака ?)
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
- Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Объясняем детям ,что не любой набор слов является предложением. Подводим к пониманию ,что слова образуют предложение в том случае ,когда понятно о чём или о ком говорится. Произносим свою « превращалочку»:
Чтоб с предложением играть
И на море побывать
Я кручусь и я вращаюсь
В капитана превращаюсь
Выбираем капитана с командой(капитан управляет 1 кораблём; а команда формируется из количества слов в предложении).Сегодня наши кораблики приплыли к чудо-острову с необыкновенными цветами.
Детям предлагается самостоятельно придумать предложения о цветах и показать количество слов на динамической линейке.
Парадом прекрасных предложений заканчивается наше очередное путешествие. А чтобы нам вернуться давайте придумаем самое необычное предложение, в котором каждое слово будет начинаться на один звук(используем приём «мозговой штурм») . Выбираем нового капитана и команду и возвращаемся домой.
Произносим «превращалочку»:
Мы с предложеньями дружили
По Чудо- острову бродили.
Я кручусь и я вращаюсь
И в себя я превращаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в старшей группе на тему: «Веселая грамота»
конспект НОД...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
Нод по грамоте в старшей группе "Предложение"
В 6-7 лет группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей...
Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»
Задачи: Образовательные:· Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях.»
Данный конспект разработан для учителей-логопедов коррекционных групп для детей старшего дошкольного возраста, целью , которого является автоматизация звука {ш} в слогах, словах и предложениях в...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»...