Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе « Путешествие по сказке гуси-лебеди»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Маташкова Светлана Валерьевна

Повторение и закрепление звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе                                     « Путешествие по сказке гуси-лебеди»

Цель: Повторение и закрепление звуков.

Задачи:

Обучающие:

-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-закрепить умение детей делить слова на слоги;

-закреплять знания о словоразличительной роли звука;

-учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;

-закрепить умение составлять предложения из трех слов и делить их на слова;

-продолжать учить называть слова с заданным звуком;

-совершенствовать диалогическую, устную речь.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, внимание;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать фонематический слух детей;

-развивать графические навыки.

Демонстрационный материал: дерево-яблоня, печка, речка, яблоки, пироги, камушки с заданиями, гуси-лебеди, бумажные куклы, предметные картинки, полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки, указка.

Раздаточный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки, листы с зданиями для отработки графических навыков.

Ход занятия: Воспитатель с детьми входит в группу

-Сегодня, ребята у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать

В этой сказке небо синее,

В этой сказке птицы грозные.

Яблонька да речка, да и чудо-печка,

Помогите девочке, братца отыскать! ( Гуси-лебеди).

-Правильно ребята гуси-лебеди.        

В этой сказке небо синее,

В этой сказке птицы грозные.

Яблонька да речка, да и чудо-печка,

Помогите девочке, братца отыскать! ( Гуси-лебеди).

Ребята, вот мы и попали с вами в сказку (воспитатель показывает на доску, где висят декорации к сказке).

Посмотрите на Аленушку. Почему она плачет ( ответы детей).

Да ребята, правильно гуси-лебеди унесли братца-Иванушку.

Давайте поможем Аленушке отыскать Иванушку.

Куда гуси-лебеди его унесли (ответы детей).

Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга. ( в дремучем лесу).

А знаете, что там творится. Вот послушайте:

Фонетическая зарядка

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят большие листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

А теперь давайте повторим вместе ( дети произносят 2 раза)        

Что мы с вами произнесли. (звуки)

Что такое звуки. (мы их слышим и произносим).

И так ребята наше путешествие начинается.

Посмотрите, что это за дерево стоит. (яблоня).

А какие наливные яблочки (воспитатель срывает одно)

Ребята, а яблочки не простые на каждом яблочке есть слово.

Нам нужно заменить один гласный звук на другой, чтобы получилось новое слово.

Проводится игра со звуками:

Дом-дым, кот-кит, бок-бык, сок-сук, стол-стул, мышка-мишка.  (после каждой пары слов уточнять какой гласный звук заменили).  

Ребята, а чтобы мы могли продолжить наше  путешествие нам  нужно выполнить задание.

Проводится звуковой анализ слова: « Гуси».

Молодцы! Справились с заданием. Ребята наше путешествие продолжается. Вставайте и сейчас мы с вами разамнемся.

Дети встают в круг.

Проводится физкультминутка:

В темном лесу есть избушка одна     (дети шагают)

Стоит задом наперед она.                  (поворот вокруг себя)

В ней живет одна старушка      (наклоны вперед)

Старая ворчунья Бабка-Ёжка    (наклоны в сторону)

Нос крючком, глаза большие     (показать нос,  показать глаза)                                                        

 Словно угольки горят в ночи     (возле глаз поразжимать пальцы)

Ух, сердитая какая!                       (погразить пальцем)

Дыбом волосы стоят.                   (Раскрыть ладони над головой)

Проводится 2 раза.

Ребята смотрите мы дошли до речки. Возле речки лежат волшебные камни с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь и помочь Аленушке спасти братца.

Упражнение «Назови слово по его частям».

Воспитатель говорит слово-дети называют сколько слогов (проверяют отхлопывая каждый слог).

Вода, река, песок, дно, кисель, молоко, пирожок, яблоко, сливочки,

обрыв, печка, дерево.

Молодцы ребята! Вы справились со вторым заданием и мы можем продолжить наше путешествие.

Дети проходят и садятся за столы.

Вот и дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели. Смотрите, ребята у печки-то пирожки уже готовы. Пирожки эти не простые они волшебные. На каждом пирожке написано слово. Давайте из этих слов составим предложение.

Проводится упражнение «Составь предложение».

На каждом пирожке написано слово:

Мышка, кашка, ест. Иванушка, гуси, унесли.

Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех героев сказки мы посетили, задание выполнили правильно. Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли.

Воспитатель переворачивает перо, да здесь же загадка, давайте отгадаем ее.

На опушке,                                                                                                                   На дорожке,                                                                                                     Стоит дом                                                                                                           На курьих ножках. (изба)

Ребята, а вот и избушка на курьих ножках. Кажется Бабы-Яги нет.

Аленушка и Иванушка благополучно вернулись домой.

Ребята, а наше путешествие подошло к концу. Мы справились со всеми заданиями и помогли Аленушке спасти братца Иванушку.

А сейчас, если вы еще не устали я предлагаю вам выполнить графическое задание.

Выполняется штриховка:

Воспитатель предлагает детям заштриховать листву вертикально, а яблочки горизонтально. Во время выполнения задания воспитатель помогает детям.

Используемая литература:

Русская народная сказка «Гуси-лебеди», учебно-методический комплект   «Обучение дошкольников грамоте» по методикам     Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой, О. Крупенчук            изд-во «Литера» Тренируем пальчики-развиваем речь, «Развитие   графических навыков письма у дошкольников» К. Утехина, «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников» И.Г.Сухин.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятия по обучению грамоте в средней группе «Путешествие по сказке «Гуси — лебеди»

Цель:Повторить и закрепить имеющиеся знания по обучению грамоте.Задачи:Продолжать знакомить детей с термином «звук», выделять первый звук в слове.Закреплять знания детей о протяженности сл...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей.

Тема: «Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей» Задачи обучающие:-Закреплять знания о звуках;-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;-Отгадать загадки;-Находить мес...

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси лебеди"

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в подготовительной группе...