Технологическая карта НОД по речевому развитию (обучение грамоте)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Технологическая карта НОД

по речевому развитию (обучению грамоте) (5-6 лет)

 

Дата:

Воспитатель: Забанова Анна Николаевна

Тема: «Волшебный столик»

Цель: Ознакомление детей с буквой «П», «п», актуализация представлений о звуках речи.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие (обучение грамоте), физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:  Актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомство с буквой «П», «п». Формирование навыков звукового анализа (выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов. Формировать умение составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.

Развивающие: развитие фонематических процессов, интонационной выразительности речи

Воспитательные: воспитание  навыков  поведения на занятиях, навыков сотрудничества.

Планируемый результат: имеют представления о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомы с буквой «П», «п», сформированы навыки звукового анализа ( выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов.  Умеют выполнять упражнение по инструкции педагога.

Предварительная работа: повторений упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, разучивание чистоговорки «Пони на балконе».

Материалы и оборудование: творческая лаборатория «Олодим»,   картинки или предметы со звуком [П]  в начале названий на слайде, интерактивная доска, карточка на нахождение место звука в слове и контейнер с синими кружками, дидактическое пособие «Мешочки»

Этап занятия

Структурные  компоненты

 деятельности

                                                                                   Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

 

Вводная часть

Организационный момент

Настроить детей на занятие, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе).

Упражнение «Улыбнись»

Скажем « Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Дети встают в круг, выполняют упражнение «Улыбнись»

Положительный настрой  детей на предстоящую деятельность

 

Мотивационно- целевой этап:

 Проблемно -игровая ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: Ребята! Присаживайтесь за наш волшебный столик. Смотрите, какими огоньками он горит.

-Ребята, что случилось с нашим волшебным столом?

(свет на столе выключается)

Голос: - Я долго стоял и мне стало скучно, если хотите чтобы я начал светиться, выполните мои задания.

 

Дети садятся за стол.

Дети проявляют желание выполнить задания.  

 

 

Проектирование

решений

проблемной

ситуации

Воспитатель предлагает детям обсудить:  

 -Как нам быть?

Обсуждается вопрос:   По итогам обсуждения составляется план:

  1. Выполним задания

и волшебный столик снова будет светиться

Дети могут планировать предстоящую деятельность, фиксируют детскую цель.

 

Практический этап:

актуализация знаний

 

Ребята наш план  хороший.

Задание 1.  Столик приготовил вам в песке сюрприз? Вам интересно? Тогда погружаемся в песок и узнаем что в песке спрятано.

Что вы нашли? Игрушки.

Посмотрите на свои игрушки, подумайте какой звук в начале названия игрушки?

- Молодцы! О каких звуках мы будем говорить сегодня?

Задание 2.

Характеристика звука: Если это твёрдый согласный звук, положите  игрушку в синий мешочек. Если это мягкий согласный звук, положите игрушку в зеленый мешочек.

Педагог проверяет правильность выполнения.

- Молодцы! Никто не сделал ошибок.

Задание 3.

Упражнение «Будем говорить правильно»

Воспитатель предлагает детям встать возле стульчиков.

Послушайте чистоговорку:

У Полины пони гуляет на балконе.

У балкона топает, помидоры лопает.

-Перечислите слова со звуком [П]

Воспитатель помещает на доске четыре  карточки и ставит на стол контейнер с синими кружками. Покажите место  звука [П]в этих словах.

-Давайте повторим чистоговорку про пони. Говорите четко, хорошо двигайте губами. Это чистоговорка –шутка, поэтому ее нужно рассказать весело:

У Полины пони гуляет на балконе.

У балкона топает, помидоры лопает.

Задание 1

Дети находят игрушки, определяют какой звук в начале названия игрушки

Дети: О звуках  [П] , [П']

 

Задание 2

Дети определяют твёрдый или мягкий согласный в названии игрушки. Разлаживают свои игрушки в мешочки по цвету

 

 

 

 

Задание 3

Дети слушают чистоговорку,

 

Дети повторяют чистоговорку не менее трех раз.

Находят слова со звуком [П], находят место звука [П]  в  словах ( в начале, в середине или в конце слова)

 

 

Дети имеют представление о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

 

 Задание 4.

Знакомство с буквой «П»,  «п».

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку.

-покажите сначала большую букву «П», а потом маленькую букву п. Они одинаковые? Чем отличаются?

Из каких элементов состоит буква «П»?

Правильно, буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой.

Воспитатель: Наш волшебный столик предлагает из палочек собрать букву «П», большую и маленькую

Физкультминутка: «Живая буква»

Задание 4

Дети: буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой.

 

Дети выкладывают букву «П»  из палочек на столах.

 

 

Познакомились с буквой «П», выкладывают букву с помощью палочек.

 

 

 

Выполнение определенных заданий на включение новых знаний в систему знаний.

 

 Задание 5

Посмотрите на картинку (на слайде)

Кого вы видите рядом с буквой «П»?, назовите слова со звуком [П] 

Задание 6

-Придумайте предложения со словом «петух». Составьте схему предложения. Не забываем про правило написания схемы предложений. Предложение начинается с большой буквы, в конце ставиться точка.

Сколько в этом предложении слов? Правильно, три слова. Какое первое слово? Второе? Третье?

Молодцы, справились.

Задание 7

 Игровое упражнение «Составь слова»

Воспитатель приглашает детей к интерактивной доске и размещает на ней слоги: ма, пу, па, ма, ми, на, на, па.

-Прочитайте слоги.

Давайте все вместе составим из них слова.

Отлично! Давайте прохлопаем слоги в этих словах.

По сколько слогов в каждом из слов?

Задание 5

Дети называют слова со звуком [П] 

 

Задание 6

Дети придумывают предложения со словом «Петух»

 

Дети составляют схему предложения за столами «Олодиум», определяют количество и последовательность слов в предложении

Задание 7

Дети читают слоги.

Дети с помощью педагога составляют слова: мама, папа, пума, мина.

В этих словах по два слога.

 

Умеют составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении.

 

 

 

 

Сформированы навыки слогового анализа и синтеза слов, умеют составлять слова из данных слогов

 

Рефлексивно-оценочный этап:

 

Педагог предлагает детям вспомнить все, чем они занимались на занятии, что нового они узнали, а потом оценивает работу детей.

Молодцы все задания  выполнили, наш волшебный столик снова светится (включается подсветка). Предлагаю порисовать на нашем волшебном столике.

Дети перечисляют, чем они занимались на занятии, что нового они узнали.

Дети рисуют  на столике с песком.

Дети  самостоятельно оценивают свою деятельность, дают самооценку.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

по речевому развитию (обучению грамоте) (5-6 лет)

Дата:

Воспитатель: Забанова Анна Николаевна

Тема: «Волшебный столик»

Цель: Ознакомление детей с буквой «П», «п», актуализация представлений о звуках речи.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие (обучение грамоте), физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: Актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомство с буквой «П», «п». Формирование навыков звукового анализа (выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов. Формировать умение составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.

Развивающие: развитие фонематических процессов, интонационной выразительности речи

Воспитательные: воспитание навыков поведения на занятиях, навыков сотрудничества.

Планируемый результат: имеют представления о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомы с буквой «П», «п», сформированы навыки звукового анализа ( выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов. Умеют выполнять упражнение по инструкции педагога.

Предварительная работа: повторений упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, разучивание чистоговорки «Пони на балконе».

Материалы и оборудование: творческая лаборатория «Олодим», картинки или предметы со звуком [П] в начале названий на слайде, интерактивная доска, карточка на нахождение место звука в слове и контейнер с синими кружками, дидактическое пособие «Мешочки»

Этап занятия

Структурные компоненты

деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Вводная часть

Организационный момент

Настроить детей на занятие, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе).

Упражнение «Улыбнись»

Скажем « Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Дети встают в круг, выполняют упражнение «Улыбнись»

Положительный настрой детей на предстоящую деятельность

Мотивационно- целевой этап:

Проблемно -игровая ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: Ребята! Присаживайтесь за наш волшебный столик. Смотрите, какими огоньками он горит.

-Ребята, что случилось с нашим волшебным столом?

(свет на столе выключается)

Голос: - Я долго стоял и мне стало скучно, если хотите чтобы я начал светиться, выполните мои задания.

Дети садятся за стол.

Дети проявляют желание выполнить задания.

Проектирование

решений

проблемной

ситуации

Воспитатель предлагает детям обсудить:

-Как нам быть?

Обсуждается вопрос: По итогам обсуждения составляется план:

  1. Выполним задания

и волшебный столик снова будет светиться

Дети могут планировать предстоящую деятельность, фиксируют детскую цель.

Практический этап:

актуализация знаний

Ребята наш план хороший.

Задание 1. Столик приготовил вам в песке сюрприз? Вам интересно? Тогда погружаемся в песок и узнаем что в песке спрятано.

Что вы нашли? Игрушки.

Посмотрите на свои игрушки, подумайте какой звук в начале названия игрушки?

- Молодцы! О каких звуках мы будем говорить сегодня?

Задание 2.

Характеристика звука: Если это твёрдый согласный звук, положите игрушку в синий мешочек. Если это мягкий согласный звук, положите игрушку в зеленый мешочек.

Педагог проверяет правильность выполнения.

- Молодцы! Никто не сделал ошибок.

Задание 3.

Упражнение «Будем говорить правильно»

Воспитатель предлагает детям встать возле стульчиков.

Послушайте чистоговорку:

У Полины пони гуляет на балконе.

У балкона топает, помидоры лопает.

-Перечислите слова со звуком [П]

Воспитатель помещает на доске четыре карточки и ставит на стол контейнер с синими кружками. Покажите место звука [П]в этих словах.

-Давайте повторим чистоговорку про пони. Говорите четко, хорошо двигайте губами. Это чистоговорка –шутка, поэтому ее нужно рассказать весело:

У Полины пони гуляет на балконе.

У балкона топает, помидоры лопает.

Задание 1

Дети находят игрушки, определяют какой звук в начале названия игрушки

Дети: О звуках [П] , [П']

Задание 2

Дети определяют твёрдый или мягкий согласный в названии игрушки. Разлаживают свои игрушки в мешочки по цвету

Задание 3

Дети слушают чистоговорку,

Дети повторяют чистоговорку не менее трех раз.

Находят слова со звуком [П], находят место звука [П] в словах ( в начале, в середине или в конце слова)

Дети имеют представление о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Задание 4.

Знакомство с буквой «П», «п».

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку.

-покажите сначала большую букву «П», а потом маленькую букву п. Они одинаковые? Чем отличаются?

Из каких элементов состоит буква «П»?

Правильно, буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой.

Воспитатель: Наш волшебный столик предлагает из палочек собрать букву «П», большую и маленькую

Физкультминутка: «Живая буква»

Задание 4

Дети: буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой.

Дети выкладывают букву «П» из палочек на столах.

Познакомились с буквой «П», выкладывают букву с помощью палочек.

Выполнение определенных заданий на включение новых знаний в систему знаний.

Задание 5

Посмотрите на картинку (на слайде)

Кого вы видите рядом с буквой «П»?, назовите слова со звуком [П]

Задание 6

-Придумайте предложения со словом «петух». Составьте схему предложения. Не забываем про правило написания схемы предложений. Предложение начинается с большой буквы, в конце ставиться точка.

Сколько в этом предложении слов? Правильно, три слова. Какое первое слово? Второе? Третье?

Молодцы, справились.

Задание 7

Игровое упражнение «Составь слова»

Воспитатель приглашает детей к интерактивной доске и размещает на ней слоги: ма, пу, па, ма, ми, на, на, па.

-Прочитайте слоги.

Давайте все вместе составим из них слова.

Отлично! Давайте прохлопаем слоги в этих словах.

По сколько слогов в каждом из слов?

Задание 5

Дети называют слова со звуком [П]

Задание 6

Дети придумывают предложения со словом «Петух»

Дети составляют схему предложения за столами «Олодиум», определяют количество и последовательность слов в предложении

Задание 7

Дети читают слоги.

Дети с помощью педагога составляют слова: мама, папа, пума, мина.

В этих словах по два слога.

Умеют составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении.

Сформированы навыки слогового анализа и синтеза слов, умеют составлять слова из данных слогов

Рефлексивно-оценочный этап:

Педагог предлагает детям вспомнить все, чем они занимались на занятии, что нового они узнали, а потом оценивает работу детей.

Молодцы все задания выполнили, наш волшебный столик снова светится (включается подсветка). Предлагаю порисовать на нашем волшебном столике.

Дети перечисляют, чем они занимались на занятии, что нового они узнали.

Дети рисуют на столике с песком.

Дети самостоятельно оценивают свою деятельность, дают самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы № 103 «Знайки». Тема. "Грамотеи".

Цель: Воспитание любви к чтению и грамматике. Задачи:- Продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил, определять словесное уд...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по «Обучению грамоте»

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по«Обучению грамоте»Группа: старшая № 11Воспитатель: Сохрокова Марина ЗаурбиевнаТема: ...