Технологическая карта НОД по речевому развитию (обучение грамоте)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Технологическая карта НОД
по речевому развитию (обучению грамоте) (5-6 лет)
Дата:
Воспитатель: Забанова Анна Николаевна
Тема: «Волшебный столик»
Цель: Ознакомление детей с буквой «П», «п», актуализация представлений о звуках речи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (обучение грамоте), физическое развитие.
Задачи:
Образовательные: Актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомство с буквой «П», «п». Формирование навыков звукового анализа (выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов. Формировать умение составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие: развитие фонематических процессов, интонационной выразительности речи
Воспитательные: воспитание навыков поведения на занятиях, навыков сотрудничества.
Планируемый результат: имеют представления о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомы с буквой «П», «п», сформированы навыки звукового анализа ( выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов. Умеют выполнять упражнение по инструкции педагога.
Предварительная работа: повторений упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, разучивание чистоговорки «Пони на балконе».
Материалы и оборудование: творческая лаборатория «Олодим», картинки или предметы со звуком [П] в начале названий на слайде, интерактивная доска, карточка на нахождение место звука в слове и контейнер с синими кружками, дидактическое пособие «Мешочки»
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты | ||
| Вводная часть Организационный момент | Настроить детей на занятие, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе). Упражнение «Улыбнись» Скажем « Здравствуйте» друг другу, Нам здороваться не лень. Всем «Привет» и «Добрый день». Если каждый улыбнется Утро доброе начнется. | Дети встают в круг, выполняют упражнение «Улыбнись» | Положительный настрой детей на предстоящую деятельность |
| Мотивационно- целевой этап: Проблемно -игровая ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель: Ребята! Присаживайтесь за наш волшебный столик. Смотрите, какими огоньками он горит. -Ребята, что случилось с нашим волшебным столом? (свет на столе выключается) Голос: - Я долго стоял и мне стало скучно, если хотите чтобы я начал светиться, выполните мои задания.
| Дети садятся за стол. | Дети проявляют желание выполнить задания. |
|
Проектирование решений проблемной ситуации | Воспитатель предлагает детям обсудить: -Как нам быть? | Обсуждается вопрос: По итогам обсуждения составляется план:
и волшебный столик снова будет светиться | Дети могут планировать предстоящую деятельность, фиксируют детскую цель. |
| Практический этап: актуализация знаний
| Ребята наш план хороший. Задание 1. Столик приготовил вам в песке сюрприз? Вам интересно? Тогда погружаемся в песок и узнаем что в песке спрятано. Что вы нашли? Игрушки. Посмотрите на свои игрушки, подумайте какой звук в начале названия игрушки? - Молодцы! О каких звуках мы будем говорить сегодня? Задание 2. Характеристика звука: Если это твёрдый согласный звук, положите игрушку в синий мешочек. Если это мягкий согласный звук, положите игрушку в зеленый мешочек. Педагог проверяет правильность выполнения. - Молодцы! Никто не сделал ошибок. Задание 3. Упражнение «Будем говорить правильно» Воспитатель предлагает детям встать возле стульчиков. Послушайте чистоговорку: У Полины пони гуляет на балконе. У балкона топает, помидоры лопает. -Перечислите слова со звуком [П] Воспитатель помещает на доске четыре карточки и ставит на стол контейнер с синими кружками. Покажите место звука [П]в этих словах. -Давайте повторим чистоговорку про пони. Говорите четко, хорошо двигайте губами. Это чистоговорка –шутка, поэтому ее нужно рассказать весело: У Полины пони гуляет на балконе. У балкона топает, помидоры лопает. | Задание 1 Дети находят игрушки, определяют какой звук в начале названия игрушки Дети: О звуках [П] , [П']
Задание 2 Дети определяют твёрдый или мягкий согласный в названии игрушки. Разлаживают свои игрушки в мешочки по цвету
Задание 3 Дети слушают чистоговорку,
Дети повторяют чистоговорку не менее трех раз. Находят слова со звуком [П], находят место звука [П] в словах ( в начале, в середине или в конце слова)
|
Дети имеют представление о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
|
|
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
| Задание 4. Знакомство с буквой «П», «п». Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку. -покажите сначала большую букву «П», а потом маленькую букву п. Они одинаковые? Чем отличаются? Из каких элементов состоит буква «П»? Правильно, буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой. Воспитатель: Наш волшебный столик предлагает из палочек собрать букву «П», большую и маленькую Физкультминутка: «Живая буква» | Задание 4 Дети: буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой.
Дети выкладывают букву «П» из палочек на столах.
|
Познакомились с буквой «П», выкладывают букву с помощью палочек.
|
| Выполнение определенных заданий на включение новых знаний в систему знаний.
| Задание 5 Посмотрите на картинку (на слайде) Кого вы видите рядом с буквой «П»?, назовите слова со звуком [П] Задание 6 -Придумайте предложения со словом «петух». Составьте схему предложения. Не забываем про правило написания схемы предложений. Предложение начинается с большой буквы, в конце ставиться точка. Сколько в этом предложении слов? Правильно, три слова. Какое первое слово? Второе? Третье? Молодцы, справились. Задание 7 Игровое упражнение «Составь слова» Воспитатель приглашает детей к интерактивной доске и размещает на ней слоги: ма, пу, па, ма, ми, на, на, па. -Прочитайте слоги. Давайте все вместе составим из них слова. Отлично! Давайте прохлопаем слоги в этих словах. По сколько слогов в каждом из слов? | Задание 5 Дети называют слова со звуком [П]
Задание 6 Дети придумывают предложения со словом «Петух»
Дети составляют схему предложения за столами «Олодиум», определяют количество и последовательность слов в предложении Задание 7 Дети читают слоги. Дети с помощью педагога составляют слова: мама, папа, пума, мина. В этих словах по два слога. |
Умеют составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении.
Сформированы навыки слогового анализа и синтеза слов, умеют составлять слова из данных слогов |
| Рефлексивно-оценочный этап:
| Педагог предлагает детям вспомнить все, чем они занимались на занятии, что нового они узнали, а потом оценивает работу детей. Молодцы все задания выполнили, наш волшебный столик снова светится (включается подсветка). Предлагаю порисовать на нашем волшебном столике. | Дети перечисляют, чем они занимались на занятии, что нового они узнали. Дети рисуют на столике с песком. | Дети самостоятельно оценивают свою деятельность, дают самооценку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта по обучению грамоте | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
по речевому развитию (обучению грамоте) (5-6 лет)
Дата:
Воспитатель: Забанова Анна Николаевна
Тема: «Волшебный столик»
Цель: Ознакомление детей с буквой «П», «п», актуализация представлений о звуках речи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (обучение грамоте), физическое развитие.
Задачи:
Образовательные: Актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомство с буквой «П», «п». Формирование навыков звукового анализа (выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов. Формировать умение составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие: развитие фонематических процессов, интонационной выразительности речи
Воспитательные: воспитание навыков поведения на занятиях, навыков сотрудничества.
Планируемый результат: имеют представления о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Знакомы с буквой «П», «п», сформированы навыки звукового анализа ( выделение первого звука в словах) и слогового анализа и синтеза слов. Умеют выполнять упражнение по инструкции педагога.
Предварительная работа: повторений упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, разучивание чистоговорки «Пони на балконе».
Материалы и оборудование: творческая лаборатория «Олодим», картинки или предметы со звуком [П] в начале названий на слайде, интерактивная доска, карточка на нахождение место звука в слове и контейнер с синими кружками, дидактическое пособие «Мешочки»
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты | ||
Вводная часть Организационный момент | Настроить детей на занятие, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе). Упражнение «Улыбнись» Скажем « Здравствуйте» друг другу, Нам здороваться не лень. Всем «Привет» и «Добрый день». Если каждый улыбнется Утро доброе начнется. | Дети встают в круг, выполняют упражнение «Улыбнись» | Положительный настрой детей на предстоящую деятельность | |
Мотивационно- целевой этап: Проблемно -игровая ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель: Ребята! Присаживайтесь за наш волшебный столик. Смотрите, какими огоньками он горит. -Ребята, что случилось с нашим волшебным столом? (свет на столе выключается) Голос: - Я долго стоял и мне стало скучно, если хотите чтобы я начал светиться, выполните мои задания. | Дети садятся за стол. | Дети проявляют желание выполнить задания. | |
Проектирование решений проблемной ситуации | Воспитатель предлагает детям обсудить: -Как нам быть? | Обсуждается вопрос: По итогам обсуждения составляется план:
и волшебный столик снова будет светиться | Дети могут планировать предстоящую деятельность, фиксируют детскую цель. | |
Практический этап: актуализация знаний | Ребята наш план хороший. Задание 1. Столик приготовил вам в песке сюрприз? Вам интересно? Тогда погружаемся в песок и узнаем что в песке спрятано. Что вы нашли? Игрушки. Посмотрите на свои игрушки, подумайте какой звук в начале названия игрушки? - Молодцы! О каких звуках мы будем говорить сегодня? Задание 2. Характеристика звука: Если это твёрдый согласный звук, положите игрушку в синий мешочек. Если это мягкий согласный звук, положите игрушку в зеленый мешочек. Педагог проверяет правильность выполнения. - Молодцы! Никто не сделал ошибок. Задание 3. Упражнение «Будем говорить правильно» Воспитатель предлагает детям встать возле стульчиков. Послушайте чистоговорку: У Полины пони гуляет на балконе. У балкона топает, помидоры лопает. -Перечислите слова со звуком [П] Воспитатель помещает на доске четыре карточки и ставит на стол контейнер с синими кружками. Покажите место звука [П]в этих словах. -Давайте повторим чистоговорку про пони. Говорите четко, хорошо двигайте губами. Это чистоговорка –шутка, поэтому ее нужно рассказать весело: У Полины пони гуляет на балконе. У балкона топает, помидоры лопает. | Задание 1 Дети находят игрушки, определяют какой звук в начале названия игрушки Дети: О звуках [П] , [П'] Задание 2 Дети определяют твёрдый или мягкий согласный в названии игрушки. Разлаживают свои игрушки в мешочки по цвету Задание 3 Дети слушают чистоговорку, Дети повторяют чистоговорку не менее трех раз. Находят слова со звуком [П], находят место звука [П] в словах ( в начале, в середине или в конце слова) | Дети имеют представление о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. | |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Задание 4. Знакомство с буквой «П», «п». Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку. -покажите сначала большую букву «П», а потом маленькую букву п. Они одинаковые? Чем отличаются? Из каких элементов состоит буква «П»? Правильно, буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой. Воспитатель: Наш волшебный столик предлагает из палочек собрать букву «П», большую и маленькую Физкультминутка: «Живая буква» | Задание 4 Дети: буква «П» состоит из двух длинных палочек и одной короткой. Дети выкладывают букву «П» из палочек на столах. | Познакомились с буквой «П», выкладывают букву с помощью палочек. | |
Выполнение определенных заданий на включение новых знаний в систему знаний. | Задание 5 Посмотрите на картинку (на слайде) Кого вы видите рядом с буквой «П»?, назовите слова со звуком [П] Задание 6 -Придумайте предложения со словом «петух». Составьте схему предложения. Не забываем про правило написания схемы предложений. Предложение начинается с большой буквы, в конце ставиться точка. Сколько в этом предложении слов? Правильно, три слова. Какое первое слово? Второе? Третье? Молодцы, справились. Задание 7 Игровое упражнение «Составь слова» Воспитатель приглашает детей к интерактивной доске и размещает на ней слоги: ма, пу, па, ма, ми, на, на, па. -Прочитайте слоги. Давайте все вместе составим из них слова. Отлично! Давайте прохлопаем слоги в этих словах. По сколько слогов в каждом из слов? | Задание 5 Дети называют слова со звуком [П] Задание 6 Дети придумывают предложения со словом «Петух» Дети составляют схему предложения за столами «Олодиум», определяют количество и последовательность слов в предложении Задание 7 Дети читают слоги. Дети с помощью педагога составляют слова: мама, папа, пума, мина. В этих словах по два слога. | Умеют составлять предложения, составлять схему предложений, определяют количество и последовательность слов в предложении. Сформированы навыки слогового анализа и синтеза слов, умеют составлять слова из данных слогов | |
Рефлексивно-оценочный этап: | Педагог предлагает детям вспомнить все, чем они занимались на занятии, что нового они узнали, а потом оценивает работу детей. Молодцы все задания выполнили, наш волшебный столик снова светится (включается подсветка). Предлагаю порисовать на нашем волшебном столике. | Дети перечисляют, чем они занимались на занятии, что нового они узнали. Дети рисуют на столике с песком. | Дети самостоятельно оценивают свою деятельность, дают самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Р-Л».
Конспект НОД составлен в соответствии с ФГОС ДО...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Технологическая карта открытого подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЯ»
Открытое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ...
Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы № 103 «Знайки». Тема. "Грамотеи".
Цель: Воспитание любви к чтению и грамматике. Задачи:- Продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил, определять словесное уд...
Технологическая карта организационной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Обучение грамоте» Тема: «Звук и буква У»
Обучение грамоте в подготовительной группе...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по «Обучению грамоте»
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по«Обучению грамоте»Группа: старшая № 11Воспитатель: Сохрокова Марина ЗаурбиевнаТема: ...
Технологическая карта по речевому развитию (обучение грамоте) с детьми старшего дошкольного возраста (6-7лет) Тема: Поможем Гномам.
Технологическая карта по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста....