Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116»
Конспект занятия по обучению грамоте
«Звуки [М], [М’]. Буква М»
Цель – формирование умения различать звуки [М] и [М’] по акустическим и артикуляционным признакам. Знакомство с буквой М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять навыки:
- определения позиции звука в слове;
- нахождения заданного звука в словах,
- дифференциации звуков по твердости, мягкости,
- печатания буквы по клеточкам.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие;
- мимику;
- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость. Чтобы узнать, кто это,
нужно отгадать загадку:
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
Наш медведь пришел посмотреть, как вы занимаетесь.
2. Закрепление пройденного материала:
Мы сегодня вместе с Мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вспомните, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).
Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).
Игра «Угадай звук по артикуляции» - У А О Ы Э.
3. Сообщение темы занятия.
У Мишки для вас есть загадки, и он попросил меня загадать их:
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко Возит грузы и людей Ты знаком, конечно, с ней (машина) | Прыг-скок, прыг-скок, Разыгрался колобок, Выше Ани скачет Наш веселый ….(мячик) |
Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.
Машина - [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.
-Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.
Артикуляционная гимнастика
4.Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
5.Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»
- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …
6.Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек).
Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)
-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».
Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» - карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.
7.Физминутка
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
8.«Определи место звука в слове» (дом, малина, мак, гном, муха)
9.Знакомство с буквой «М»
Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
-Нарисуйте в воздухе букву «М».
Выкладывание буквы «М» из палочек.
Сколько вам понадобилось палочек?
10. Печатание буквы М в тетради.
11.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Что делали на занятии?
Какие задания выполняли?
Что нового узнали?
Рефлексия.
Вам понравилось занятие?
Что понравилось на занятии?
Какие трудности возникли в ходе занятия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-471916-1409317292.jpg)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/02/picture-871902-1483348832.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с
Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1170100-1587825860.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г
Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/16/picture-1009918-1552761356.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"
Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...