Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Эльдарова Оксана Евгеньевна

Занятие по методике О.Г.Молчановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc109.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №27 «Капелька»

Открытое занятие по обучению грамоте

« Звуки [с], [с’]. Буква С.

Слог - слияние»

Провела учитель – логопед

Эльдарова О.Е.

Тема: Звуки [с], [с’]. Буква С.Слог - слияние

Цели: 1. Продолжить знакомство с буквой С.

           2. Учить детей распознавать слог – слияние.

           3. Объяснить механизм соединения твердого согласного с гласным

           4. Научить воспроизводить услышанные слоги на письме, читать                целые слова.  

  1. Развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: альбом 1, синий, красный, зеленый и простой карандаши                         (на каждого ребенка), картинки, схемы, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Игра с мячом «Назови сестричку» (называние гласных звуков). Дети встают в круг. Логопед бросает мяч по очереди каждому ребенку.

        Логопед: Я буду называть гласные и бросать кому-нибудь из вас мяч, а тот, кому я брошу мяч называет ее сестричку.

Логопед (бросая мяч): А.

Ребенок: Я.

Логопед: О.

Ребенок: Ё.

И т.п.

II. Повторение пройденного материала

(упражнение 1, стр.13)

На доске выставлены картинки (слива, свёкла, абрикос, апельсин).

        Логопед: Рассмотрите и назовите картинки.

Какой звуковичок – [с] или [с’] – есть в слове слива?

        Дети: В слове слива есть звук [с].

        Логопед: Закрасьте символ рядом с картинкой нужным цветом.

Один ребенок выходит к доске и выкладывает символ звука (синий или зеленый квадратик) под картинкой.

        Логопед: Где находится звук [с] в слове слива?

        Дети: В слове слива звук [с] находится в начале слова.

        Логопед: Какой звук – [с] или [с’] – есть в слове свёкла?

        Дети: В слове свёкла есть звук [с].

        Логопед: Закрасьте символ рядом с картинкой нужным цветом.

        Логопед: Где находится звук [с] в слове свёкла?

        Дети: В слове свёкла звук [с] находится в начале слова.

Аналогично проводится работа и с другими картинками.

        Логопед: Какой предмет лишний?

        Дети: Свёкла.

        Логопед: Почему?

        Дети: Потому что свёкла – это овощ, а все остальные – это фрукты.

Дети зачеркивают в альбоме лишнюю картинку.

        Логопед: Какие фрукты вы еще знаете?

Ответы детей…          

III. Объяснение нового материала.

        1. Знакомство со слогом – слиянием (упражнение 2, стр.13).

        Логопед: Вы, конечно, знаете, что звуковичок [с] – согласный. А звуковички – согласные петь не умеют.

(одновременно с рассказом логопеда включается видео, на котором демонстрируется сказанное)

Звуковичок [с] очень из – за этого огорчался. Каждое утро он просыпался с мыслью о том, как бы научиться петь. Однажды звуковичок услышал пение гласных (включается «песенка гласных») и решил попросить у них помощи. Девочки с радостью согласились ему помочь:

– Мы обязательно научим тебя петь! – сказали они.

– Только не мог бы и ты помочь нам? Мы такие слабенькие… И нам так бы хотелось, чтобы иногда кто-нибудь шел перед нами, защищая от трудностей и опасностей…

– Я с радостью помогу вам! – ответил звуковичок [с], протянул свою руку гласным и встал перед ними вот так:

Воспроизводится рисунок и схема на экране.

Логопед: С тех пор многие звуковички – мальчики и девочки – дружат между собой. Если звуковички дружат, то они вместе поют одну песенку. Но когда звуковички не дружат и стоят по-другому, пения у них не получается:

Воспроизводится рисунок и схема на экране.

        2. Письменное задание (упражнение 3, стр.13).

Цель этого упражнения – научить детей распознавать слоги – слияния.

На доске расположены звуковые схемы:

И в тетрадях у детей аналогичные схемы.

        Логопед: Рассмотрите схемы. Эти звуковички никак не могут решить, дружить им или нет. Давайте им поможем!

Вызывается к доске один ребенок.

        Логопед: Если звуковички будут дружить между собой (согласный звук стоит перед гласным), помоги им взяться за руки (соедини их дугой –         ). Под звуковичками, которые остались без пары, поставь точки -   .

Для следующей схемы вызывается другой ребенок. Остальные дети выполняют это упражнение в альбоме.

        3. Чтение (упражнение 4, стр.13)

Чтению предшествует подготовительная работа. На доске написаны слоги (в альбомах у детей аналогичные слоги).

С А                С О                С У                С Э                С Ы

Логопед предлагает детям подружить звуковичков, соединив буквы дугами.

С А                С О                С У                С Э                С Ы

Дети по одному выходят к доске и выполняют задание. Потом все вместе это же задание выполняют у себя в альбомах.

        Логопед: Прочитайте песенки звуковичков. Справиться с этим заданием вам помогут дуги между буквами: проводите по ним пальчиком, протяжно прочитайте первый звук и плавно переходите на второй.

Дети читают все вместе, а потом по одному. Логопед следит за тем, чтобы при чтении переход от согласного к гласному был плавным. Затем обращает внимание детей на то, что первый звук в слогах твёрдый.

        4. Знакомство со схемой слога – слияния (упражнение 4, стр.13)

        Логопед: Как звучит песенка звука [с], подружившегося с гласными А, О, У, Э, Ы – твердо или мягко?

        Дети: Твердо.

        Логопед: Рассмотрите и запомните, как это будет выглядеть на схеме:

        5. Физкультминутка.

Упражнение с элементами танца. (Муз. сопровождение – В. Шаинский. «Антошка».)

Стоя в произвольном порядке, дети выполняют предлагаемые движения.

Антошка, Антошка,

(Руки на поясе, наклоны головой вправо – влево.)

Пойдем копать картошку.

(Приглашающий жест двумя руками.)

Тили – тили, трали – вали!

(Наклон вниз, имитация копки лопатой.)

Это мы не проходили,

(Наклоны в стороны.)

Это нам не задавали.

(Поднимание и опускание плеч.)

Парам – пам – пам!

(Ходьба на месте.)

Антошка, Антошка,

(Наклоны головой вправо – влево.)

Сыграй нам на гармошке.

(Приседание, имитация игры на гармошке.)

Антошка, Антошка,

(Наклоны головой вправо – влево.)

Готовь к обеду ложку.

(Одна рука на поясе, другая имитирует работу ложкой.)

Тили – тили, трали – вали!

(Наклоны в стороны.)

Это, братцы, мне по силе.

(Руки, сжатые в кулаки, к плечам и в стороны.)

Откажусь теперь едва ли.

Парам – пам – пам.

(Ходьба на месте.)

IV. Закрепление изученного материала

        1. Диктант (упражнение 5, стр.14)

Работа проводится в альбомах у детей.

        Логопед: Послушайте внимательно слоги (песенки звуковичков) и допишите нужные гласные буквы: су, со, са, сэ, сы.

Логопед диктует слоги по одному.

        Логопед: Будут ли эти звуковички дружить? Подружите букву С с гласными – помогите им взяться за ручки.

        2. Чтение. Составление звуковых схем слов (упражнение 6, стр.14)

На доске выставлена картинка, на которой изображены ОСЫ. Под картинкой написано слово «ОСЫ».

        Логопед: Посмотрите на картинку. Назовите ее.

        Дети: Осы.

        Логопед: Под картинкой записано слово. Нам надо его прочитать. Но сначала давайте подготовим это слово для чтения – подружим буквы в слове.

Логопед вызывает ребенка к доске.

        Логопед: Если буквы дружат – помоги им взяться за ручки , т.е. соедини их дугой; если у буквы нет друга – поставь под ней точку.

Ребенок выполняет задание. Остальные дети выполняют это же задание в альбомах.

        Логопед: Давайте прочитаем слово.

Логопед напоминает о том, что букву с точкой нужно читать отдельно, а подружившиеся буквы слитно.

        Дети: Осы.

        Логопед: Давайте под этим словом нарисуем его схему. Какой первый звук?

        Ребенок: О.

        Логопед: Гласный он или согласный?

        Ребенок: Гласный.

        Логопед: Значит, что мы нарисуем?

        Ребенок: Красный кружок.

Логопед выставляет на доске под буквой О символ гласного звука- красный кружок, а дети рисуют красный кружок у себя в альбомах.

        Логопед: Какой второй звук?

        Ребенок: С

        Логопед: Гласный он или согласный?

        Ребенок: Согласный.

        Логопед: Твердо он звучит или мягко?

        Ребенок: Твердо.

        Логопед: Что мы нарисуем?

        Ребенок: Синий квадратик.

Логопед выставляет на доске под буквой С символ твердого согласного звука- синий квадратик, а дети рисуют синий квадратик у себя в альбомах.

        Логопед: Какой последний звук в слове «ОСЫ»?

        Ребенок: Ы.

        Логопед: Какой он?

        Ребенок: Гласный. Нарисуем красный кружок.

Логопед выставляет на доске под буквой Ы символ гласного звука- красный кружок, а дети рисуют красный кружок у себя в альбомах.

Аналогично прорабатываются слова по картинкам «УСЫ» и «СОС!». Логопед объясняет детям смысл слова «СОС!».

         

        3. Итог.

        Логопед: Ребята, скажите, когда звуковички дружат?

        Дети: Когда согласный стоит впереди гласного.

        Логопед: А если первым стоит гласный звук – будут звуковички дружить?

        Дети: Если первым стоит гласный – звуковички дружить не будут.

        Логопед: Если согласный и гласный звуки подружились, читать их надо слитно, т.е. они вместе поют одну песенку.

        Логопед: Если согласный дружит с гласными буквами (старшими сестричками)А, О, У, Э, Ы, как он будет звучать?

        Дети: Твердо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Шш"

Конспект раскрывает коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи, так же в нем описан весь ход занятия. На данном занятии мы закрепляем звук [Ш], его хар...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в объединении «АБВГДейка». Тема. «Буква мягкий знак»

Конспект открытого занятия по обучению грамотев объединении «АБВГДейка».Тема. «Буква мягкий знак»Цель:Познакомить детей с буквой «ь».Раскрыть значение мягкого ...