Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Занятие по методике О.Г.Молчановой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 109.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида №27 «Капелька»
Открытое занятие по обучению грамоте
« Звуки [с], [с’]. Буква С.
Слог - слияние»
Провела учитель – логопед
Эльдарова О.Е.
Тема: Звуки [с], [с’]. Буква С.Слог - слияние
Цели: 1. Продолжить знакомство с буквой С.
2. Учить детей распознавать слог – слияние.
3. Объяснить механизм соединения твердого согласного с гласным
4. Научить воспроизводить услышанные слоги на письме, читать целые слова.
- Развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: альбом 1, синий, красный, зеленый и простой карандаши (на каждого ребенка), картинки, схемы, мяч.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра с мячом «Назови сестричку» (называние гласных звуков). Дети встают в круг. Логопед бросает мяч по очереди каждому ребенку.
Логопед: Я буду называть гласные и бросать кому-нибудь из вас мяч, а тот, кому я брошу мяч называет ее сестричку.
Логопед (бросая мяч): А.
Ребенок: Я.
Логопед: О.
Ребенок: Ё.
И т.п.
II. Повторение пройденного материала
(упражнение 1, стр.13)
На доске выставлены картинки (слива, свёкла, абрикос, апельсин).
Логопед: Рассмотрите и назовите картинки.
Какой звуковичок – [с] или [с’] – есть в слове слива?
Дети: В слове слива есть звук [с].
Логопед: Закрасьте символ рядом с картинкой нужным цветом.
Один ребенок выходит к доске и выкладывает символ звука (синий или зеленый квадратик) под картинкой.
Логопед: Где находится звук [с] в слове слива?
Дети: В слове слива звук [с] находится в начале слова.
Логопед: Какой звук – [с] или [с’] – есть в слове свёкла?
Дети: В слове свёкла есть звук [с].
Логопед: Закрасьте символ рядом с картинкой нужным цветом.
Логопед: Где находится звук [с] в слове свёкла?
Дети: В слове свёкла звук [с] находится в начале слова.
Аналогично проводится работа и с другими картинками.
Логопед: Какой предмет лишний?
Дети: Свёкла.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что свёкла – это овощ, а все остальные – это фрукты.
Дети зачеркивают в альбоме лишнюю картинку.
Логопед: Какие фрукты вы еще знаете?
Ответы детей…
III. Объяснение нового материала.
1. Знакомство со слогом – слиянием (упражнение 2, стр.13).
Логопед: Вы, конечно, знаете, что звуковичок [с] – согласный. А звуковички – согласные петь не умеют.
(одновременно с рассказом логопеда включается видео, на котором демонстрируется сказанное)
Звуковичок [с] очень из – за этого огорчался. Каждое утро он просыпался с мыслью о том, как бы научиться петь. Однажды звуковичок услышал пение гласных (включается «песенка гласных») и решил попросить у них помощи. Девочки с радостью согласились ему помочь:
– Мы обязательно научим тебя петь! – сказали они.
– Только не мог бы и ты помочь нам? Мы такие слабенькие… И нам так бы хотелось, чтобы иногда кто-нибудь шел перед нами, защищая от трудностей и опасностей…
– Я с радостью помогу вам! – ответил звуковичок [с], протянул свою руку гласным и встал перед ними вот так:
Воспроизводится рисунок и схема на экране.
Логопед: С тех пор многие звуковички – мальчики и девочки – дружат между собой. Если звуковички дружат, то они вместе поют одну песенку. Но когда звуковички не дружат и стоят по-другому, пения у них не получается:
Воспроизводится рисунок и схема на экране.
2. Письменное задание (упражнение 3, стр.13).
Цель этого упражнения – научить детей распознавать слоги – слияния.
На доске расположены звуковые схемы:
И в тетрадях у детей аналогичные схемы.
Логопед: Рассмотрите схемы. Эти звуковички никак не могут решить, дружить им или нет. Давайте им поможем!
Вызывается к доске один ребенок.
Логопед: Если звуковички будут дружить между собой (согласный звук стоит перед гласным), помоги им взяться за руки (соедини их дугой – ). Под звуковичками, которые остались без пары, поставь точки - .
Для следующей схемы вызывается другой ребенок. Остальные дети выполняют это упражнение в альбоме.
3. Чтение (упражнение 4, стр.13)
Чтению предшествует подготовительная работа. На доске написаны слоги (в альбомах у детей аналогичные слоги).
С А С О С У С Э С Ы
Логопед предлагает детям подружить звуковичков, соединив буквы дугами.
С А С О С У С Э С Ы
Дети по одному выходят к доске и выполняют задание. Потом все вместе это же задание выполняют у себя в альбомах.
Логопед: Прочитайте песенки звуковичков. Справиться с этим заданием вам помогут дуги между буквами: проводите по ним пальчиком, протяжно прочитайте первый звук и плавно переходите на второй.
Дети читают все вместе, а потом по одному. Логопед следит за тем, чтобы при чтении переход от согласного к гласному был плавным. Затем обращает внимание детей на то, что первый звук в слогах твёрдый.
4. Знакомство со схемой слога – слияния (упражнение 4, стр.13)
Логопед: Как звучит песенка звука [с], подружившегося с гласными А, О, У, Э, Ы – твердо или мягко?
Дети: Твердо.
Логопед: Рассмотрите и запомните, как это будет выглядеть на схеме:
5. Физкультминутка.
Упражнение с элементами танца. (Муз. сопровождение – В. Шаинский. «Антошка».)
Стоя в произвольном порядке, дети выполняют предлагаемые движения.
Антошка, Антошка,
(Руки на поясе, наклоны головой вправо – влево.)
Пойдем копать картошку.
(Приглашающий жест двумя руками.)
Тили – тили, трали – вали!
(Наклон вниз, имитация копки лопатой.)
Это мы не проходили,
(Наклоны в стороны.)
Это нам не задавали.
(Поднимание и опускание плеч.)
Парам – пам – пам!
(Ходьба на месте.)
Антошка, Антошка,
(Наклоны головой вправо – влево.)
Сыграй нам на гармошке.
(Приседание, имитация игры на гармошке.)
Антошка, Антошка,
(Наклоны головой вправо – влево.)
Готовь к обеду ложку.
(Одна рука на поясе, другая имитирует работу ложкой.)
Тили – тили, трали – вали!
(Наклоны в стороны.)
Это, братцы, мне по силе.
(Руки, сжатые в кулаки, к плечам и в стороны.)
Откажусь теперь едва ли.
Парам – пам – пам.
(Ходьба на месте.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Диктант (упражнение 5, стр.14)
Работа проводится в альбомах у детей.
Логопед: Послушайте внимательно слоги (песенки звуковичков) и допишите нужные гласные буквы: су, со, са, сэ, сы.
Логопед диктует слоги по одному.
Логопед: Будут ли эти звуковички дружить? Подружите букву С с гласными – помогите им взяться за ручки.
2. Чтение. Составление звуковых схем слов (упражнение 6, стр.14)
На доске выставлена картинка, на которой изображены ОСЫ. Под картинкой написано слово «ОСЫ».
Логопед: Посмотрите на картинку. Назовите ее.
Дети: Осы.
Логопед: Под картинкой записано слово. Нам надо его прочитать. Но сначала давайте подготовим это слово для чтения – подружим буквы в слове.
Логопед вызывает ребенка к доске.
Логопед: Если буквы дружат – помоги им взяться за ручки , т.е. соедини их дугой; если у буквы нет друга – поставь под ней точку.
Ребенок выполняет задание. Остальные дети выполняют это же задание в альбомах.
Логопед: Давайте прочитаем слово.
Логопед напоминает о том, что букву с точкой нужно читать отдельно, а подружившиеся буквы слитно.
Дети: Осы.
Логопед: Давайте под этим словом нарисуем его схему. Какой первый звук?
Ребенок: О.
Логопед: Гласный он или согласный?
Ребенок: Гласный.
Логопед: Значит, что мы нарисуем?
Ребенок: Красный кружок.
Логопед выставляет на доске под буквой О символ гласного звука- красный кружок, а дети рисуют красный кружок у себя в альбомах.
Логопед: Какой второй звук?
Ребенок: С
Логопед: Гласный он или согласный?
Ребенок: Согласный.
Логопед: Твердо он звучит или мягко?
Ребенок: Твердо.
Логопед: Что мы нарисуем?
Ребенок: Синий квадратик.
Логопед выставляет на доске под буквой С символ твердого согласного звука- синий квадратик, а дети рисуют синий квадратик у себя в альбомах.
Логопед: Какой последний звук в слове «ОСЫ»?
Ребенок: Ы.
Логопед: Какой он?
Ребенок: Гласный. Нарисуем красный кружок.
Логопед выставляет на доске под буквой Ы символ гласного звука- красный кружок, а дети рисуют красный кружок у себя в альбомах.
Аналогично прорабатываются слова по картинкам «УСЫ» и «СОС!». Логопед объясняет детям смысл слова «СОС!».
3. Итог.
Логопед: Ребята, скажите, когда звуковички дружат?
Дети: Когда согласный стоит впереди гласного.
Логопед: А если первым стоит гласный звук – будут звуковички дружить?
Дети: Если первым стоит гласный – звуковички дружить не будут.
Логопед: Если согласный и гласный звуки подружились, читать их надо слитно, т.е. они вместе поют одну песенку.
Логопед: Если согласный дружит с гласными буквами (старшими сестричками)А, О, У, Э, Ы, как он будет звучать?
Дети: Твердо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»
Подготовила и провела...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Шш"
Конспект раскрывает коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи, так же в нем описан весь ход занятия. На данном занятии мы закрепляем звук [Ш], его хар...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в объединении «АБВГДейка». Тема. «Буква мягкий знак»
Конспект открытого занятия по обучению грамотев объединении «АБВГДейка».Тема. «Буква мягкий знак»Цель:Познакомить детей с буквой «ь».Раскрыть значение мягкого ...