конспект по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспет.
Раздел: Обучение грамоте
Тема: Знакомство со звуком «ш».
Цель: Продолжать учить детей слышать и называть песенку листье ш-ш-ш; формировать умение слышать искомый звук; закрепить способ произношения искомого звука «ш» в слове (надо произнести слово так, чтобы первый звук было хорошо слышно искомый звук – громко и протяжно); учить детей самостоятельно использовать способ интонирования при нахождении заданного звука в слове; закрепить признаки осени; способы работы с рисунчатыми схемами.
Материал: рисунчатые схемы, корзинка, изображения грибов, лаборатория, силуэты осенних листьев из бумаги.
Словарная работа: осень, интонировать, звук, песенка, коротко, протяжно.
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ:
Обращаю внимание детей на присутствующих гостей, предлагаю их поприветствовать.
- Скажите, а какое сейчас время года?
- Верно, расскажем гостям, а схемы нам в этом помогут!
- Ребята, а вы сказали, что в лесу осенью много грибов, а вы хотите их собрать?
- А у меня и корзинка есть! Готовы в лес идти!
- Тогда превращаемся в грибников и идем в лес.
Сто грибов в лесу найдем, обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем бледную поганку.
Мы обшарим все дубы если и осинки,
И хорошие грибы соберем в корзинки.
- Вот ребята, мы и в лесу, представьте, как красиво вокруг – осень раскрасила деревья в желтые и красные краски. Посмотрите сколько листьев под ногами! Прислушайтесь как листья под ногами шуршат. Можно даже послушать тишину осеннего леса.
-Ш-ш-ш. Я что-то слышу! Вы тоже слышите?
- Давайте еще раз внимательно послушаем ш-ш-ш.
- Так поют свою песенку осенние листочки.
- А вы хотите спеть песенку осенних листочков.
- Давайте все вместе споем песенку осенних листьев.
- Регина споет песенку осенних листьев.
- Даша споет песенку осенних листьев.
- Вова споет песенку осенних листьев.
- А теперь только мальчики споют песню осенних листочков.
- А теперь только девочки споют песню осенних листочков.
- Ребята, а как же звучит песенка осенних листочков громко или тихо. Интересно!?
- а я уже увидела лесную лабораторию, что же там. Я уже нашла себе местечко.
- Что нас здесь встречает?
- Верно, а я возьму один листочек и сожму его.
- А теперь потру его сильно, сильно как звучит песенка громко или тихо.
- А теперь слегка как звучит песенка громко или тихо.
- Значит ребята, какая песенка бывает у осенних листочков.
- Закончили работу, покидаем лабораторию, я уже жду вас на полянке! Давайте представим, что мы все осенние листочки, ветер их кружит и споем песню листочков. Вот так ш-ш-ш-ш (3-4 раза).
- А я на нашей полянке увидела стульчики – пенечки, найду себе местечко и вспомним правило.
- Споем еще раз вместе песенку осенних листочков.
- Как зовут звук, который живет в песенке осенних листочков.
- Звук, который живет в песенке осенних листочков зовут –ш-, послушайте как его необходимо правильно произносить: губы трубочкой, слегка вытянуты вперед, язык широкий как лопатка, при произношении воздух выдыхается равномерно посередине язычка, поднесите ладонь ко рту вы почувствуете теплую струю воздуха.
- Попробуем произнести звук –ш- правильно.
- Ребята, а как звучит звук коротко или протяжно.
- А теперь только мальчики произнесут звук –ш- .
- А теперь только девочки произнесут звук –ш-.
- как звучит звук, как звучит песенка?
- А теперь я произнесу или звук, или песенку, а вы отгадайте. 1. –ш- (звук)
2. песенка (ш-ш-ш-ш-ш-ш-).
Засиделись мы с вами ребята, а мы ведь с вами за грибами в лес пришли, идем их искать, а по дороге отдохнем.
По дорожкам листики, весело летели.
Только осенью бывают желтые метели.
Я ветерок, а вы листья, закружились.
- Ой ребята посмотрите коробка, а что же в ней.
- А вот здесь что-то написано, чтобы ее открыть надо загадку отгадать!
Он на нитке – поводке
Нитка держится в руке
Легкий, праздничный, смешной
И к тому же надувной.
- Открывается, посмотрите это и вправду шарик. Он нас приветствует, а мы.
- Шарик мне по секрету сказал, что ему очень понравилась песенка осенних листочков, но он не знает какой звук живет в песенке осенних листочков?
- Шарику интересно, а в его слове шарик есть звук –ш-.
- Схема нам поможет! Все вместе: надо произнести слов «шарик» так, чтобы звук –ш- был хорошо слышен и послушать есть он или нет. Давайте все вместе скажем так же как я сказала ш-ш-ш-шарик, и рука нам поможет, услышали!?
- Верно в слове «шарик» есть звук –ш-, расскажем об этом нашему гостью - шарику.
- Как мы нашли звук в слове шарик, кто расскажет гостю?
- Интересно, а здесь в лесу есть еще слова со звуком –ш- может быть с лаборатории есть или где-нибудь еще.
Д/и Найди предмет, определи есть или нет звук –ш-
Шуба
Шапка
Шарф
Шишка
Штаны
Шоколад
Шина
Шмель
Шахматы
Шиповник
- Пока мы с вами играли наш гость – шарик улетел и даже с нами не попрощался! А мы вспомним за чем пришли
- Ну что ж соберем их в корзинку все, все, все, можем даже гостей угостить.
Давайте расскажем нашим гостям, в каких словах мы услышали звук «ш».
Ожидаемый результат:
Знать: что в песенке живет звук, песенка звучит протяжно и громко, а звук коротко.
Иметь: представление о способе произношения искомого звука в слове.
Уметь: слышать и называть песенку осенних листьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обучению грамоте в старшей группе.
Конспект по обучению грамоте в старшей группе.Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Задачи:• подвести детей к пониманию того,...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе
"Путешествие в сказочную страну"...
Сборник конспектов по обучению грамоте в старшей группе
Данные конспекты разработанны для подгрупповых логопедических занятий...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"
Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе Тема «Звук и буква А а».
Конспект по обучению грамоте....
Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б...