Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe._zvuk_i_bukva_b_i_bi_b.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.
Звуки [б] и [б’] и буква Б
Цели:
1. Познакомить со звуками [б], [б'] и буквой Б
2. Учить выделять звуки [б], [б' ] в словах, давать им
характеристику по артикуляционным и акустическим признакам.
3. Учить определять позицию звука в слове.
4. Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание
память, мышление.
5. Совершенствовать грамматический строй речи.
6. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать
в коллективе.
Ход НОД:
1. Оргмомент
-Ребята, давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга
и подарим всем вокруг улыбку и хорошее настроение!
А что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение?
- Вы любите играть?
Игра " Скажи наоборот".
-веселый- грустный,
горячий- холодный,
добрый- злой,
высокий - низкий,
широкий- узкий,
смелый- трусливый,
сладкий -горький,
легкий- тяжелый.
- Назовите слова в которых живет звук звуки [к], [к]
(кукла, кубики. конфеты, книги, карандаши, конструктор)
2. Объявление темы
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Они приготовили для вас загадку.
С виду инструмент простой,
Но внутри совсем пустой,
По бокам обтянут кожей,
На кастрюлю он похожий.
Стукнешь палочкой : - Бам! Бам!
И узнаешь. (барабан)
У Бома большой барабан и когда он бьет палочками в свой барабан слышится звук [б-б-б]
У Бима маленький барабан, и когда он стучит палочками в свой барабан, то слышится звук [б'-б'-б']
Сегодня мы познакомимся со звуками [б], [б'].
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Давайте произнесем звук [б].
Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду?
Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
-Какой звук [б], гласный или согласный? (Согласный; твердый, звонкий).
-Какой фишкой будем обозначать?
Звук [б'] согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем его зеленой фишкой
4. Развитие фонематического слуха. "Поймай звук"
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги и слова, Если услышите слог, в котором есть звук [б], [б'], то хлопните в ладоши.
- Ба, ха, па, бо, ту, ма, би, по, но, бу, ту, ба, пу….
-баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот, будильник.
5."Слушай внимательно" Работа с фишками.
цель: развивать умение дифференцировать звуки [б], [б'] в словах.
Дети поднимают синюю фишку если услышат звук [б],
поднимают зеленую фишку если услышат звук [б']
ба, бу, би, бе, бо, бу, би.
6. Физминутка.
Перед нами луг широкий (руки в стороны)
А над нами лес высокий (руки вверх)
Слева сосны, справа ели,
Головою зашумели (руки вверх, покачать ими)
Вдруг ударил сильный гром (хлопки перед собой)
Побежали быстро в дом.
Воспитатель: предлагает детям встать возле своих стульчиков.
На горе стоит лесок круговые движения руками
Он не низок не высок сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока" плечи поднять
7."Где живет звук?"
Предложить рассмотреть картинки со звуками [б], [б'] и определить позицию звука в слове.
Ботинки, банан, брюки, рубашка, собака, белка.
Назовите слова в которых звуки [б], [б'] живут в начале слова,
живут в середине слова.
8. Звуковой анализ слогов АБ, БИ
-Произнесите слог АБ.
-Сколько звуков в этом слоге?
-Какой первый звук? Назовите его? Какой фишкой его обозначим?
-Какой второй звук? Назовите его? Какой фишкой его обозначим?
Выкладывают схему этого слога.
9. Знакомство с буквой
Был когда-то полукруг
К палочке пришел он вдруг.
Справа встал, остановился,
Сверху крышею накрылся.
10. Пальчиковая гимнастика "Дружба"
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
11. Чтение слогов.
Сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах.
Назовите их. (труба, балалайка и барабан)
Для того, чтобы они зазвучали, надо прочитать слоги.
Би, ба, бо. (труба)
Ба, бо, бу. (балалайка)
Бом бам (барабан)
12. Доскажи словечко
Логопед: В игре «Доскажи словечко» нужно добавить слово!
На земле и под водой Из карманов у Аркашки
Ищет ключик золотой, Вечно сыплются бу…(мажки)
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну,конечно, это. (белка)
Она весну встречает
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице- в полоску,
Ты узнаешь. (березку?
Ты не бойся -это гусь,
я сама его. (боюсь)
А водитель спозаранку
Крутит круглую. (баранку)
"Спинка в веснушках,
Ах,как неловко!"
И покраснела. (божья коровка)
13. Рефлексия. С какими звуками познакомились? Они обозначаются какой буквой?
2. Игра «Подними фишку»
Воспитатель:. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одной синей фишке. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте меня внимательно.
Для упражнения используется следующий материал: а, б, п, б, м, т, б, н, б,
к; ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по; бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка.
Молодцы! Вы были очень внимательными.
Видите два кружка? Это значит, что буква [Б] обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым — мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, которые обозначают по два звука. Например, буква П
обозначает звуки [п] и [п’] а буква Н — звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает
звуки [к] и [к’] а буква М — звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами будем учиться
узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки.
Воспитатель: Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]?
Воспитатель: Это значит, что звук [б] — звонкий, посмотрите на колокольчик на картинке . А теперь положите ладонь на горлышко и произнесите звук[п].
Воспитатель:. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]?
Вопитатель:. Это значит, что звук [п] — глухой, горлышко не звенит. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие.
А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Сначала назовите предметы, названия которых начинаются со звука [б], а потом — со звука [б’].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"
Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...