Сборник конспектов по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Жилинская Анна Сергеевна

Данные конспекты разработанны для подгрупповых логопедических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuch_gramote_starsh_gr.docx64.77 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

 старшая группа

Тема. Звуки н, н'. Буква н.

Цель:

Уточнить  произношение  звуков  «Н», «Нь»; учить  выделять звуки  из  состава  слова,  дифференцировать  звуки  по  признаку  твердости-мягкости; закрепить  знания  детей  о  букве «Н»;  уметь  соотносить  букву  со  звуками  «Н»,  «Нь»; чтение  слоговой  таблицы;  анализ  и  синтез  слогов;  закрепить  правильное  употребление  предлогов  НА,  НАД;  чтение  слов  и  предложений.

Ход занятия

1.  Организационный момент.

        — Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна ...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н],  то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна.

Произношение звуков:

[н]        Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.

[нь]       Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.

2.         Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.

Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] — согласный, мягкий, звонкий.

3.         Дифференциация звуков [н]-[нь].

—        Послушайте слово. Определите, какой звук в слове:  [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки.

Царевна        деньги

крикунья        конец

улыбнуться        Несмеяна

принц        нянька

невеста        ноет

4.    «Укачивание».

— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:

Поукачиваем ее и мы.

Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.

5. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова.

Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова.

6. Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].

высоко — ...

налево — …

верхний — ...

вперед — ...

аккуратный — ...

старый — ...

спрятать — ..

вылить  — ...

снять  — ...

земля  — ...  

день  — ...

конец — ..

            7. Закрепить  с  детьми  правильное  употребление  предлогов  НА,  НАД.

Если  предмет  находится  наверху  чего-то,  мы   говорим  маленькое  слово  НА.

А  предлог  НАД  мы  говорим  тогда,  когда   один  предмет  находится  выше  другого  и  

не  касается  его.

«Вставить  пропущенное  слово,  определить   количество  слов   в  предложении».

Напомнить  детям,  что  предлоги  НА,  НАД  -  это  тоже  слова.

Кот  спит  ……   окне.

Самолет  летит  …….   лесом.

Солнышко  светит   ……   домом.

Мальчик   сидит  …….    стуле.

8. Физминутка.

а)        « Ножки»

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай» —

Им рукой не помогай.

б)        Пальчиковая гимнастика.

«Кто быстрее перемотает клубок».

9. Закрепить правило  написания  заглавной  буквы:

Все  имена  пишутся   с  большой  буквы.  

Начало  предложения   пишется  с  большой   буквы.

Вспомнить  и  назвать  имена,  в  которых  есть  звук  «Н»,  «Нь» - (Нина,  Антон,  Анна,    

Алина,  Наташа,  Надя,  Инна).

10. Звуковой  анализ  слов:

НАСОСЫ            СТАКАН          ОСИНА          КАНАТЫ

11. Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь].
Произнесите их отчетливо. Я сочинила стишки с этими слогами:

Ни, ни, ни — грусть-тоску гони!

На, на, на — светит нам луна.

Но, но, но — на луне идет кино.

Ну, ну, ну — ждут тебя одну.

Ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.

12. Чтение   слов   и  предложений:

ТИНА               НИТИ          

            ОКНО              НОСКИ            

            ПАНАМА       ПИОНЫ  

АНАНАС        СОСНА  

ТАНК               ТОН      

У  Ани  панама.

У   Наты  нитки.

У  Антона   танк.

Нина  стоит  у  осины.

13. Итог  занятия.

Тема: «Звук и буква С »

Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой  С;
  • научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематические процессы;
  • упражнять в соотнесении слов со схемами;
  • учить образовывать относительные прилагательные;
  • продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
  • развивать связную речь.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: игрушка Сова,  зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка,  мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки

Ход занятия:

Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай

(Стук в дверь).

Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.

Актуализация имеющихся знаний

Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
- Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
- А остальные звуки какие? (согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Сообщение темы занятия

С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.

-  Слушайте внимательно:

У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…

- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара? 
- Какой     первый     звук     в     слове     СССОНЯ?      — СССАМОВАР?      СССТАКАН?

С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.

Упражнение на дыхание  «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

 Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова  предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ. 
Губы улыбаются, видны зубы.
- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С). 
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это согласный звук).
- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
- Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?

Игра «Поймай звук»

С.: Хлопните, когда услышите звук С.

Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…

Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.

С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.

«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).

(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)

Игра с мячом: «Добавь звук (слог)»  
Добавим С в начале слова и получим новые слова: 
Мех -  (смех)
мел -  (смел)
тройка - (стройка),
наряд  -  (снаряд)
клад – (склад)
мешок  - (смешок)

Добавим С в конце слова и получим новые слова: 
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)

 (Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля,  у чайника- носик)

«Добавь слово СОК»
Пе (сок)                    ле ( )                            голо ( )
Ку( )                          воло ( )                    бро ( )
Но( )                          коло ( )

С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?

Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, 
А зовут ее – (лиса)

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)

Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)

Красная мышка 
С белым хвостом 
В норке сидит 
Под зеленым кустом.(редис)

Днем спит, 
Ночью летает.( СОВА)

Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)

Ок-ок
Мы любим вкусный (Сок)

С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?


«Какой бывает сок?»  (Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.

 Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской.                                               Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.

Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок с печеньем.

Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)

Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.

Знакомство с буквой С.

Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С.  На что она похожа?

- Сделайте  из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
- Нарисуйте букву С в воздухе.

- Напечатайте букву С в тетради.

Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?

Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один - много».  До скорой встречи!

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука  [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки  В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

 Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия 

  1. Оргмомент. (1  мин.)
  1. Орг.момент:

Логопед и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.

– вы хотите  все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II.   1. Введение в тему. (3 мин.)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Давайте поиграем: я  показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

- Ребята к нам сегодня  в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете,  кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

- Ребята, этого  мышонка зовут Шуша.  Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  он вам что-то подарит.

- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук  [ш]. Сегодня на  занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

 2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

- Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.) 

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные  твердые звуки).

- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

- Раскрасим «одежду» звука [ш]  карандашом нужного цвета (синим).  И запоминаем, что звук [ш]  - согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

- Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

 6. Определение позиции звука [ш]  в словах. (2 мин)

-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш]  в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка»,  «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

- Молодцы.  Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

 Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш. (2  мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа  буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами». (2 мин)

-Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

- А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги  в теремках, а  дети по очереди читают (ша, шу, шо).

- Молодцы, встаем в круг.

11.Физкультминутка «Мышонок» (2 мин.)

Тема: «Звук У». (вводное 1 занятие).

Цели занятия:

  1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.
  2. Учить выделению начального ударного гласного звука.
  3. Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять предложения.
  4. Развивать фонематический слух и восприятие.
  5. Развивать память и внимание.

Оборудование: зеркала для артикуляционной гимнастики, демонстрационная карточка с обозначением звука У, компьютерная презентация данного занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Загадка.

Ходит к речке смело,

        весь в наряде белом,

        у него на ножках

        красные сапожки. (Гусь).

  1. Пальчиковая гимнастика.

Где ладошка? Тут? Тут!!

На ладошке пруд? Пруд!

Палец большой — гусь молодой.

Указательный поймал

Средний гуся ощипал.

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Подготовительные статические упражнения.

- лягушки

- хоботок слоненка

- лопаточка

- чашечка.

  1. Игра «Четвертый лишний»

Утка, корова, собака, кошка. (Утка)

Почему?

Утка — это кто?

Как можно одним словом назвать остальных животных?

  1. Выделение начального ударного гласного из слова УТКА.
  2. Длительное произнесение звука У логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко.
  3. Характеристика звука У: поется, губы трубочкой, отверстие во рту маленькое, звук гласный, обозначается маленьким красным кругом.
  4. Игра «Найди спрятавшуюся картинку со звуком У»:

- утка, банан, ананас

- кот, гусь, сыр

- заяц, рыба, петух

- курица, конь, мышь

  1. Обобщение — домашние птицы — утка, гусь, петух, курица. Произнесение слов с длительным пропеванием звука У.
  2. Физкультминутка.
  3. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками домашних птиц.
  4. Отгадывание загадок:

- от рассвета до заката в речке плещутся ....

- Ищут зернышки подружки

        С гребешками на макушке.

        От крыльца недалеко

        Раздается: ко-ко-ко

        - Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не         дает?

  1. Составление или договаривание предложений по картинкам.
  2. Итог занятия.

Тема: «Звук Т.»

Цель: 1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Т».

           2. Развитие фонематического слуха.

          3.Определение места звука «Т» в словах (начало, конец).

          4. Звуковой анализ, составление схемы слога ОТ.

          5. Деление слов на слоги.

          6. Составление предложений по предметным картинкам.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка плюшевая КОТ.

                                   Магнитная доска.

                                  Презентация.

                                  Зеркала (индивидуальные).

                                  Звуковички (индивидуальные).

                                  Схемы для составления схем слов (индивидуальные).

                                  Флажки с символом звука «Т» (индивидуальные).

                                 

                             

План занятия.

Орг. Момент:

Логопед:- Ребята, у нас сегодня непростое занятие, кот Том собрался на день рождение к  подружке мышонке, и он приглашает нас с собой.  

- Том приготовил подарок, но это пока секрет. Но чтобы узнать, что подарит Том, мы должны выполнить задания.

- За каждое задание, Том будет давать часть картинки, на которой изображен подарок. И когда мы соберем все части, то и узнаем,  какой подарок приготовил Том.

Задание №1.

Логопед: - Сегодня мы вместе с Томом будем закреплять звук, а какой, вы угадайте сами.

                             Этот звук ты услышишь, когда стучит молоток

                             Этот звук есть и имени нашего гостя  кота Тома.

Логопед: -  Вы уже догадались?

Дети: - Звук «Т»

Логопед: - Да, это звук «Т»

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, Том предлагает  нам вмести,  с ним сделаем пальчиковую гимнастику про МЫШОНКА:

                          У мышонка именины

                    Он слепил из пластилина

                   Замечательный рулет,

                    Будут гости на обед.

                    Кошка про рулет узнала

                   В гости быстро побежала.

Артикуляционная гимнастика:

 Логопед: - Том предлагает  нам вмести,  с ним сделаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:

             Для губ:                             Для языка:

    -  улыбка                               - блинчик

     - чистим зубки                    - накажем непослушный язычок

( по 3 раза)                                - киска сердится.

Артикуляционно-акустический образ звука.

            ТТТТ…… .

Логопед: - Ребята, что это стучит?

Дети: - Это стучит молоток.

Логопед: - Да, это стучит молоток.

               - Давайте, мы с вами произнесем этот звук «Т» 

- губки «улыбаются», 

- язычок стучит по зубкам,

           -  воздух вырывается маленькими порциями. 

Дети: - ТТТТТ….

Логопед: - Давайте, мы дадим характеристику звуку «Т».

                - Звук «Т» - Какой?

Дети: - согласный, твердый, глухой, обозначается, синим цветом.

( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)

Задание №2.

Слоговые дорожки:

Логопед: - Ребята,  Том  предлагает нам проговаривать слоговые дорожки.

Кот Том любит мастерить из дерева разные предметы,

Он стучит молотком

Та - та – ту,            та - та - то.

Гвоздь не забивается, Том сердится

Та - то – ту,            то - ту - та.

Вдруг молоток упал и покатился с лестницы вниз

Тук - так,               так – тук

Фонематический слух:

Логопед: - Давайте поиграем с Томом в игру «Поймай звук»

Том будет произносить звуки, а вы поднимите флажок с символом звука, если услышите звук «Т»: 

Т, А, П, К, Т, О, У, К, Т.

Том будет произносить слоги:

Ат, ак, ик, ап, ит, от, уп, ут.

А теперь Том будет произносить слова:

Ваза, зонт, танк,  муха, тапки, машина, вата, кот.

( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)

Физкультминутка:

                   Вышел кот погулять

                   Хочет с вами поплясать

                   Вы скорее выходите

                   Вместе с Томом попляшите

                  1 подняться, потянуться

                  2 согнуться, ног коснуться

                  3 присесть

                 4 прыгнуть

                 5 тихонько спинку выгнуть

                 6 на корточки присесть

                 И на место тихо сесть.

Задание №3. 

Слова:   Игра «Четвертый лишний».

На экране: Тыква, апельсин, банан, яблоко

- Что  лишнее?  ТЫКВА

- Почему? ТЫКВА — это овощ, все остальные — фрукты.

На экране: кот, медведь, лиса, волк.

- Кто лишний? КОТ.

- Почему? КОТ — домашнее животное, все остальные дикие.

На экране: КОТ, ТЫКВА

   - Определение места звука в слове:

   - Деление слов на слоги.

 ( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)

Задание №4. 

Звуковой анализ обратного слога 

 Логопед: - Ребята Том прилагает проговорить вместе с ним  чистоговорку про кота.

                                От –  от – от - вот сидит кот.

Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим схему слога ОТ

    Схема:   - Сколько звуков в слоги?

                – Сколько согласных?

                 - Сколько гласных?

                - Где спрятался звук «Т».

                – Выложите на доске схему слога ОТ.

( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)

Задание №5. 

Составление предложений:    (подбор действий к предмету).

Кот сидит.

Кот поймал  рыбы.

Кот лежит.

Кот спит.

Кот поймал мышку.

 ( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)

Задание №6.

- А сейчас, давайте поиграем с Томом в игру с мячом: 

«Доскажи словечко»

Бан… , бин…, хобо…, зон…, ки…, самоле…, ко…, вин… .

( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)

Итог занятия:

Логопед: - Вот мы и собрали все части нашей картинки.

               - Давайте составим её.

               - Что у нас получилось?

Дети: - Торт.

Логопед: - А на  какой звук начинается слово торт?  - Т

                - А какой звук стоит в конце слова торт?  - Т

                - Сколько звуков «Т» в слове торт?

Домашние задание: - Том предлагает вам дома раскрасить картинку торта.

Логопед: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Дети: - Звук «Т».

Логопед: - Звук «Т» - какой?

Дети: - Звук «Т» - согласный, глухой, твердый обозначается, синим цветом.

ЛОГОПЕД:- Занятие закончено, сейчас мы вместе с Томом отправимся на день рождение к  подружке мышонке, и возьмём в подарок, вот этот настоящий торт.

ДЖЕРРИ: - Здравствуйте, я приглашаю вас попить чай с тортом.  

 

Тема: Звуки «З-Зь».

Цели занятия: 

Обучающие:

  1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
  2. Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях.
  3. Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
  4. Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА
  5. Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ.
  6. Упражнять в составлении предложений по картинкам.

Коррекционные:

  1. Корректировать фонематический слух и восприятие.
  2. Повторять звуковые ряды

Воспитательные:

  1. Воспитывать мотивацию к обучению.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Игрушка плюшевая ЗАЯЦ
  2.  Магнитная доска.
  3. Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
  4. Зеркала (индивидуальные).
  5. Звуковички (индивидуальные).
  6. Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
  7. Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.
  8. Набор  для составления схемы предложения.
  9. Сюжетная картинка со стихотворением.
  10. Угощение и подарки.

Ход занятия.

  1. Орг. Момент:

Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие —  Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите,  если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

(Дети складывают разрезную картинку). 

Логопед: Кто получился у вас на картинке?

Дети: Заяц.

Логопед: А ЗЗЗаяц, кто он?

Дети:  Заяц -  дикое животное.

Логопед: - А заяц , посмотрите какой?

Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.

Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА  и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.

Дети: В зоопарке живут звери.

Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу,  но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.

 - Скажите, а  какой первый звук в словах ЗЗЗайка,  ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?

Дети: - Звук «З».

Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:

Зайка под кустом сидит,

И ушами шевелит,

Зайка-зайка, где твой дом?

За-за-за большим кустом.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.

Загадка:

Зверь смешной в огромной клетке,

С ветки прыгает на ветку,

Ест бананы, сладости

К общей детской радости. (Обезьяна).

Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.

    Упражнения на свистящие звуки:

  1. улыбка
  2. накажем язычок
  3. месим тесто
  4. лопаточка
  5. горка (киска сердится)
  6. трубочка
  7. чистим нижние зубки
  1. Анализ артикуляции и характеристика звука З.

Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.

Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.

Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.

       

Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?      

Дети: - ЗЗЗ.

Логопед: Как мы произносим звук З?

Дети:

Губы — улыбаются,

зубки — заборчиком,

язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.

Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.

Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.

 Звук «З» - какой?

Дети:

Звук  З -    согласный,

                твердый,

                звонкий,

                свистящий.

                Картинка — комарик.

                Обозначается синим квадратом.

Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.

Загадка.

У этой лошадки одежда в полоску.

Похожа одежда ее на матроску. (Зебра)

Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?

Дети: ЗЗЗЗЗь

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь

Дети:

Звук Зь — согласный,

                звонкий,

                свистящий,

                мягкий.

                Картинка — маленький комарик.  

                Обозначается зеленым квадратом.

Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?

Дети: Согласные, звонкие, свистящие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.

Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.

5. Фонематический слух:

Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.

Загадка:

Вьется веревка,

На конце головка.

(Змея).

Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).

Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).

Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.

6. Слоговые дорожки:

Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.

Загадка:

Есть рога, а не баран,

Хвост свечкой, а не белка,

Не корова, а молоко дает.

(КОЗА).

      Правильно.     Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?

          Дети: Домашнее животное.

          Логопед: Какая коза?

          Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.

          Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.

Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)

Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)

Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)

Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)

Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.

У вас на столе тоже есть по 2 картинки с  этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)

А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).

   7.   Физкультминутка «Зайка».

Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть.

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок.

НА носочках скок-поскок.

А затем в присядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул 10 раз.

      8.  Слова:

Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)

Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).

Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)

Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.

Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?

Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.

Логопед: 

Какой первый слог — ЗУ

Какой второй слог — БЫ

Какой первый звук в этом слове? - З

Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)

Какой второй звук — У

Какой он — гласный, красная фишка.

Какой третий звук  - Б (твердый согласный — синяя фишка)

какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)

Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)

КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)

Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).

Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.

9. Составление предложений:

Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.

А как мы ласково можем назвать зайца?

Дети: Зайка, заинька, зайчишка.

Логопед: Давайте назовем родственников зайца?

Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Логопед: А как называется хвост у зайки?

Дети: Заячий хвост.

Логопед: А шубка у зайки?

Дети: Заячья шубка.

Логопед: А лапки у зайки?

Дети: Заячьи лапки?

Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.

Дети: придумывают разные предложения.

Логопед: Давайте составим схему предложения:

              ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.

   Или     ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.

   Или     ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.

- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.

Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?

10. Домашнее задание.

Выучить дома стихотворение про зайку:

Зайке холодно зимой,

Замерзает зайка мой.

Зайка-зайка, где твой дом?

За-за-за, за тем кустом.

11. Итог:

Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?

Дети: - Звуки «З и Зь».

Логопед: - Звук «З» - какой?

Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,

Логопед: Звук «Зь» - какой?

Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).

Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе.Подходите, получайте.

Тема: Звук «В».

Цель: 1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «В».

          2. Различение звуков В-ВЬ.

          3. Развитие фонематического слуха.

          4. Выделение звука «В» в слогах, словах и тексте.

          5.Определение места звука «В» в словах (начало, середина).

          6. Звуковой анализ, составление схем слов ВИКА, ВОВА.

          7. Составление предложений со словом ВОЛК.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка плюшевая ВОЛК.

                                   Магнитная доска.

                                  Зеркала (индивидуальные).

                                  Звуковички (индивидуальные).

                                  Схемы для составления схем слов (индивидуальные).

                                  Флажки с символом звука «В» (индивидуальные).

                                  Схема  для составления схемы предложения.

                                  Сюжетная картинка со стихотворением.

План занятия.

  1. Орг. Момент:

Логопед: - Ребята сегодня на занятии мы с вами будем повторять звук, а какой мы узнаем, отгадав загадку:

                  Кто зимой холодной,

                  Ходит злой, голодный.

Дети: - Волк.

Логопед: - Скажите, какой первый звук в слове ВВВОЛК.

Дети: - Звук «В».

Логопед: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришел ВВВОЛК.

                -А ВВВОЛК, кто он?

Дети: - Волк дикое животное.

Логопед: - А волк, посмотрите какой?

Дети: - Злой, серый… .

Логопед: - Ребята, а волк хочет, вместе с нами заниматься, он тоже хочет учиться правильно проговаривать звук «В»

                          - Научим волка?

          Дети: - Да.

          Логопед: - И волк станет добрым и подарит нам подарки.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ВВВОЛКА:

                         Вася, Вова, Ваня, Вика –

                         Собирали ежевику.

                         В лесу волка увидали,

                         Быстро, быстро побежали.

  1. Артикуляционная гимнастика:

     Для губ:                             Для языка:

    -  улыбка                               - покусаем нижнюю губку

    - заборчик                             - блинчик

    - трубочка                             - горка

( по 3 раза)

  1. Аудио запись:

           ВВВВ…… .

Логопед: - Ребята, кто это воет?

Дети: - Это вьюга воет.

Логопед: - Да, это воет вьюга.

               - Давайте, мы с вами споём песенку Вьюги ( слегка прикусим верхними зубками нижнюю губу).

Дети: - ВВВВ….

Логопед: - Давайте, мы дадим характеристику звуку «В».

                - Звук «В» - какой?

Дети: - согласный, твердый, звонкий.

  1. Слоговые дорожки:

Логопед: - Сейчас, мы будем проговаривать слоговые дорожки.

         ВА-ВО-ВУ-ВЫ

         ТВА-ТВО-ТВУ-ТВЫ

         КВА-КВО-КВУ-КВЫ

               - Чистоговорку:

          ВА-ВА-ВА- вот сидит сова.

  1. Фонематический слух:

Логопед: - Я буду говорить слова, а вы когда услышите в словах звук «В», будете поднимать флажки с символом.

           Ваза, молоток, сова, вагон, муха, ива, стул, вата, ванна, собака.

  1. Слова:

Логопед: - Давайте, мы с вами вспомним имена детей из пальчиковой гимнастики.

Дети: - Ваня, Вова, Вася, Вика  (исключение).

Логопед:- А какой первый звук в именах

                  Ваня, Вова, Вася.

Дети: - Звук «В» - он согласный, твердый, звонкий.

Логопед: - А в имени Вика, какой звук «ВЬ»?

Дети: - Звук «ВЬ» - согласный, твердый, звонкий.

Логопед: - А что собирали дети в лесу?

Дети: - ежевику.

Логопед: - А в слове ежевика, какой звук «ВЬ»?

Дети: - Звук «ВЬ» - согласный, твердый, звонкий. 

Логопед: - А где спрятался звук «ВЬ» в слове ежевика.

Дети: - В середине слова.

Логопед: - А кто знает, что такое ежевика?

Дети: - …… .

Логопед: - Да, ежевика – это лесная ягода.

  1. Физкультминутка:

            Ветер дует нам в лицо,

            Закачалось деревцо.

            Ветерок - все тише, тише,

            Деревцо – все выше, выше.

  1. Анализ слов:

Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим схему имени ВИКА

               - А Вика, это кто?

               - Сколько слогов?

               Схема:   -Сколько звуков в слове? – Сколько согласных?  - Сколько гласных?  - Сколько слогов?  - Где спрятался звук «ВЬ». – Выложите на доске схему слова Вика.

Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему имени ВОВА, но вначале разберем это слово.

  1. Составление предложений:

Логопед: - Ребята, а сейчас мы с вами подберем родственные слова ВОЛКУ.

              (Волк, волчата, волчонок,  волчиха, волчий хвост).

Логопед: - А как называется жилище волка.  Нора – логово.

               - А где находится логово?

Дети: - … .

Логопед: - Давайте составим предложение про волка.

                  Волк живет в лесу.

( Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения).

  1. Домашние задания:

Логопед: - С Натальей Борисовной для закрепления звука, вы проговорите слоги и чистоговорку со звуком «В» и выучите стихотворение:

                   Вдоль опушке Вова едет

                   На своем велосипеде

                   И везёт варенье

                   Всем на угощенье.

( - чтение наизусть,-  проговаривание с детьми по строчке, -проговаривание одним ребенком).

  1. Итог:

Логопед: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Дети: - Звук «В».

Логопед: - Звук «В» - какой?

Дети: - Звук «В» - согласный, звонкий, может быть мягким или твердым.

Логопед: - Ребята, посмотрите, волку понравилось наше занятие, он  научился правильно говорить. Волк стал добрым и приготовил для вас угощения.

               УГОЩЕНИЕ.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте в старшей группе.

Конспект по обучению грамоте  в старшей группе.Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Задачи:•  подвести детей к пониманию того,...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе

"Путешествие в сказочную страну"...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"

Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б...

конспект по обучению грамоте в старшей группе

Конспект по обучению грамоте "Звук Ш" в старшей группе...