Сборник конспектов по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данные конспекты разработанны для подгрупповых логопедических занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obuch_gramote_starsh_gr.docx | 64.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
старшая группа
Тема. Звуки н, н'. Буква н.
Цель:
Уточнить произношение звуков «Н», «Нь»; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; закрепить знания детей о букве «Н»; уметь соотносить букву со звуками «Н», «Нь»; чтение слоговой таблицы; анализ и синтез слогов; закрепить правильное употребление предлогов НА, НАД; чтение слов и предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна ...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна.
Произношение звуков:
[н] Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь] Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.
2. Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.
Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] — согласный, мягкий, звонкий.
3. Дифференциация звуков [н]-[нь].
— Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки.
Царевна деньги
крикунья конец
улыбнуться Несмеяна
принц нянька
невеста ноет
4. «Укачивание».
— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:
Поукачиваем ее и мы.
Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.
5. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова.
Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова.
6. Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].
высоко — ... налево — … верхний — ... вперед — ... аккуратный — ... старый — ... | спрятать — .. вылить — ... снять — ... земля — ... день — ... конец — .. |
7. Закрепить с детьми правильное употребление предлогов НА, НАД.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово НА.
А предлог НАД мы говорим тогда, когда один предмет находится выше другого и
не касается его.
«Вставить пропущенное слово, определить количество слов в предложении».
Напомнить детям, что предлоги НА, НАД - это тоже слова.
Кот спит …… окне.
Самолет летит ……. лесом.
Солнышко светит …… домом.
Мальчик сидит ……. стуле.
8. Физминутка.
а) « Ножки»
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай» —
Им рукой не помогай.
б) Пальчиковая гимнастика.
«Кто быстрее перемотает клубок».
9. Закрепить правило написания заглавной буквы:
Все имена пишутся с большой буквы.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Вспомнить и назвать имена, в которых есть звук «Н», «Нь» - (Нина, Антон, Анна,
Алина, Наташа, Надя, Инна).
10. Звуковой анализ слов:
НАСОСЫ СТАКАН ОСИНА КАНАТЫ
11. Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь].
Произнесите их отчетливо. Я сочинила стишки с этими слогами:
Ни, ни, ни — грусть-тоску гони!
На, на, на — светит нам луна.
Но, но, но — на луне идет кино.
Ну, ну, ну — ждут тебя одну.
Ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.
12. Чтение слов и предложений:
ТИНА НИТИ
ОКНО НОСКИ
ПАНАМА ПИОНЫ
АНАНАС СОСНА
ТАНК ТОН
У Ани панама.
У Наты нитки.
У Антона танк.
Нина стоит у осины.
13. Итог занятия.
Тема: «Звук и буква С »
Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой С;
- научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в соотнесении слов со схемами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
- развивать связную речь.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: игрушка Сова, зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка, мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай
(Стук в дверь).
Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.
Актуализация имеющихся знаний
Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
- Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
- А остальные звуки какие? (согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Сообщение темы занятия
С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.
- Слушайте внимательно:
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…
- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
- Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?
С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.
Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С).
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это согласный звук).
- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
- Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?
Игра «Поймай звук»
С.: Хлопните, когда услышите звук С.
Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…
Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.
С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.
«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).
(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)
Игра с мячом: «Добавь звук (слог)»
Добавим С в начале слова и получим новые слова:
Мех - (смех)
мел - (смел)
тройка - (стройка),
наряд - (снаряд)
клад – (склад)
мешок - (смешок)
Добавим С в конце слова и получим новые слова:
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)
(Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля, у чайника- носик)
«Добавь слово СОК»
Пе (сок) ле ( ) голо ( )
Ку( ) воло ( ) бро ( )
Но( ) коло ( )
С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?
Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (лиса)
Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом.(редис)
Днем спит,
Ночью летает.( СОВА)
Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)
Ок-ок
Мы любим вкусный (Сок)
С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?
«Какой бывает сок?» (Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.
Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской. Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.
Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок с печеньем.
Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Знакомство с буквой С.
Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?
- Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
- Нарисуйте букву С в воздухе.
- Напечатайте букву С в тетради.
Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?
Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один - много». До скорой встречи!
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.
Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.
Ход занятия
- Оргмомент. (1 мин.)
- Орг.момент:
Логопед и дети сидят в кругу на стульях.
Психологический настрой
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
– вы хотите все заниматься? (Да!)
– Значит, будем заниматься.
II. 1. Введение в тему. (3 мин.)
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.
- Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)
Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.
- Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, он вам что-то подарит.
- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?
– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику
2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.)
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
- Молодцы ребята. Проходим за столы.
3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)
Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.
– Ребята, как шуршал Шуша?
– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.
– Какой звук стоит в начале этих слов?
– Давайте произнесем его.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.
(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)
- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).
- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).
- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).
- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).
- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).
4. Работа в тетради. (2 мин)
- Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] - согласный, твердый, глухой.
5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)
- Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.
6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)
-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш] в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка», «шапка», «душ».
7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)
- Молодцы. Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем.
Можно шар катить по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
8. Знакомство с буквой Ш. (2 мин)
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.
9. Д/И «Теремок с буквами». (2 мин)
-Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?
10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)
- А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.
Логопед составляет слоги в теремках, а дети по очереди читают (ша, шу, шо).
- Молодцы, встаем в круг.
11.Физкультминутка «Мышонок» (2 мин.)
Тема: «Звук У». (вводное 1 занятие).
Цели занятия:
- Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.
- Учить выделению начального ударного гласного звука.
- Учить договаривать предложения по картинкам и самостоятельно составлять предложения.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать память и внимание.
Оборудование: зеркала для артикуляционной гимнастики, демонстрационная карточка с обозначением звука У, компьютерная презентация данного занятия.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Загадка.
Ходит к речке смело,
весь в наряде белом,
у него на ножках
красные сапожки. (Гусь).
- Пальчиковая гимнастика.
Где ладошка? Тут? Тут!!
На ладошке пруд? Пруд!
Палец большой — гусь молодой.
Указательный поймал
Средний гуся ощипал.
Этот палец печь топил.
Этот палец суп варил.
- Артикуляционная гимнастика.
Подготовительные статические упражнения.
- лягушки
- хоботок слоненка
- лопаточка
- чашечка.
- Игра «Четвертый лишний»
Утка, корова, собака, кошка. (Утка)
Почему?
Утка — это кто?
Как можно одним словом назвать остальных животных?
- Выделение начального ударного гласного из слова УТКА.
- Длительное произнесение звука У логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко.
- Характеристика звука У: поется, губы трубочкой, отверстие во рту маленькое, звук гласный, обозначается маленьким красным кругом.
- Игра «Найди спрятавшуюся картинку со звуком У»:
- утка, банан, ананас
- кот, гусь, сыр
- заяц, рыба, петух
- курица, конь, мышь
- Обобщение — домашние птицы — утка, гусь, петух, курица. Произнесение слов с длительным пропеванием звука У.
- Физкультминутка.
- Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками домашних птиц.
- Отгадывание загадок:
- от рассвета до заката в речке плещутся ....
- Ищут зернышки подружки
С гребешками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздается: ко-ко-ко
- Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает?
- Составление или договаривание предложений по картинкам.
- Итог занятия.
Тема: «Звук Т.»
Цель: 1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Т».
2. Развитие фонематического слуха.
3.Определение места звука «Т» в словах (начало, конец).
4. Звуковой анализ, составление схемы слога ОТ.
5. Деление слов на слоги.
6. Составление предложений по предметным картинкам.
ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка плюшевая КОТ.
Магнитная доска.
Презентация.
Зеркала (индивидуальные).
Звуковички (индивидуальные).
Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
Флажки с символом звука «Т» (индивидуальные).
План занятия.
Орг. Момент:
Логопед:- Ребята, у нас сегодня непростое занятие, кот Том собрался на день рождение к подружке мышонке, и он приглашает нас с собой.
- Том приготовил подарок, но это пока секрет. Но чтобы узнать, что подарит Том, мы должны выполнить задания.
- За каждое задание, Том будет давать часть картинки, на которой изображен подарок. И когда мы соберем все части, то и узнаем, какой подарок приготовил Том.
Задание №1.
Логопед: - Сегодня мы вместе с Томом будем закреплять звук, а какой, вы угадайте сами.
Этот звук ты услышишь, когда стучит молоток
Этот звук есть и имени нашего гостя кота Тома.
Логопед: - Вы уже догадались?
Дети: - Звук «Т»
Логопед: - Да, это звук «Т»
Пальчиковая гимнастика:
Логопед: - А сейчас, Том предлагает нам вмести, с ним сделаем пальчиковую гимнастику про МЫШОНКА:
У мышонка именины
Он слепил из пластилина
Замечательный рулет,
Будут гости на обед.
Кошка про рулет узнала
В гости быстро побежала.
Артикуляционная гимнастика:
Логопед: - Том предлагает нам вмести, с ним сделаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:
Для губ: Для языка:
- улыбка - блинчик
- чистим зубки - накажем непослушный язычок
( по 3 раза) - киска сердится.
Артикуляционно-акустический образ звука.
ТТТТ…… .
Логопед: - Ребята, что это стучит?
Дети: - Это стучит молоток.
Логопед: - Да, это стучит молоток.
- Давайте, мы с вами произнесем этот звук «Т»
- губки «улыбаются»,
- язычок стучит по зубкам,
- воздух вырывается маленькими порциями.
Дети: - ТТТТТ….
Логопед: - Давайте, мы дадим характеристику звуку «Т».
- Звук «Т» - Какой?
Дети: - согласный, твердый, глухой, обозначается, синим цветом.
( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)
Задание №2.
Слоговые дорожки:
Логопед: - Ребята, Том предлагает нам проговаривать слоговые дорожки.
Кот Том любит мастерить из дерева разные предметы,
Он стучит молотком
Та - та – ту, та - та - то.
Гвоздь не забивается, Том сердится
Та - то – ту, то - ту - та.
Вдруг молоток упал и покатился с лестницы вниз
Тук - так, так – тук
Фонематический слух:
Логопед: - Давайте поиграем с Томом в игру «Поймай звук»
Том будет произносить звуки, а вы поднимите флажок с символом звука, если услышите звук «Т»:
Т, А, П, К, Т, О, У, К, Т.
Том будет произносить слоги:
Ат, ак, ик, ап, ит, от, уп, ут.
А теперь Том будет произносить слова:
Ваза, зонт, танк, муха, тапки, машина, вата, кот.
( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)
Физкультминутка:
Вышел кот погулять
Хочет с вами поплясать
Вы скорее выходите
Вместе с Томом попляшите
1 подняться, потянуться
2 согнуться, ног коснуться
3 присесть
4 прыгнуть
5 тихонько спинку выгнуть
6 на корточки присесть
И на место тихо сесть.
Задание №3.
Слова: Игра «Четвертый лишний».
На экране: Тыква, апельсин, банан, яблоко
- Что лишнее? ТЫКВА
- Почему? ТЫКВА — это овощ, все остальные — фрукты.
На экране: кот, медведь, лиса, волк.
- Кто лишний? КОТ.
- Почему? КОТ — домашнее животное, все остальные дикие.
На экране: КОТ, ТЫКВА
- Определение места звука в слове:
- Деление слов на слоги.
( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)
Задание №4.
Звуковой анализ обратного слога
Логопед: - Ребята Том прилагает проговорить вместе с ним чистоговорку про кота.
От – от – от - вот сидит кот.
Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим схему слога ОТ
Схема: - Сколько звуков в слоги?
– Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Где спрятался звук «Т».
– Выложите на доске схему слога ОТ.
( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)
Задание №5.
Составление предложений: (подбор действий к предмету).
Кот сидит.
Кот поймал рыбы.
Кот лежит.
Кот спит.
Кот поймал мышку.
( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)
Задание №6.
- А сейчас, давайте поиграем с Томом в игру с мячом:
«Доскажи словечко»
Бан… , бин…, хобо…, зон…, ки…, самоле…, ко…, вин… .
( ПОЛУЧЕНИЕ ЖЕТОНА)
Итог занятия:
Логопед: - Вот мы и собрали все части нашей картинки.
- Давайте составим её.
- Что у нас получилось?
Дети: - Торт.
Логопед: - А на какой звук начинается слово торт? - Т
- А какой звук стоит в конце слова торт? - Т
- Сколько звуков «Т» в слове торт?
Домашние задание: - Том предлагает вам дома раскрасить картинку торта.
Логопед: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?
Дети: - Звук «Т».
Логопед: - Звук «Т» - какой?
Дети: - Звук «Т» - согласный, глухой, твердый обозначается, синим цветом.
ЛОГОПЕД:- Занятие закончено, сейчас мы вместе с Томом отправимся на день рождение к подружке мышонке, и возьмём в подарок, вот этот настоящий торт.
ДЖЕРРИ: - Здравствуйте, я приглашаю вас попить чай с тортом.
Тема: Звуки «З-Зь».
Цели занятия:
Обучающие:
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
- Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях.
- Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
- Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА
- Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ.
- Упражнять в составлении предложений по картинкам.
Коррекционные:
- Корректировать фонематический слух и восприятие.
- Повторять звуковые ряды
Воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к обучению.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Игрушка плюшевая ЗАЯЦ
- Магнитная доска.
- Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
- Зеркала (индивидуальные).
- Звуковички (индивидуальные).
- Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
- Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.
- Набор для составления схемы предложения.
- Сюжетная картинка со стихотворением.
- Угощение и подарки.
Ход занятия.
- Орг. Момент:
Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие — Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите, если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.
(Дети складывают разрезную картинку).
Логопед: Кто получился у вас на картинке?
Дети: Заяц.
Логопед: А ЗЗЗаяц, кто он?
Дети: Заяц - дикое животное.
Логопед: - А заяц , посмотрите какой?
Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.
Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.
Дети: В зоопарке живут звери.
Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу, но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.
- Скажите, а какой первый звук в словах ЗЗЗайка, ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?
Дети: - Звук «З».
Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.
- Пальчиковая гимнастика:
Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:
Зайка под кустом сидит,
И ушами шевелит,
Зайка-зайка, где твой дом?
За-за-за большим кустом.
- Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.
Загадка:
Зверь смешной в огромной клетке,
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской радости. (Обезьяна).
Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.
Упражнения на свистящие звуки:
- улыбка
- накажем язычок
- месим тесто
- лопаточка
- горка (киска сердится)
- трубочка
- чистим нижние зубки
- Анализ артикуляции и характеристика звука З.
Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.
Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.
Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.
Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?
Дети: - ЗЗЗ.
Логопед: Как мы произносим звук З?
Дети:
Губы — улыбаются,
зубки — заборчиком,
язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.
Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.
Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.
Звук «З» - какой?
Дети:
Звук З - согласный,
твердый,
звонкий,
свистящий.
Картинка — комарик.
Обозначается синим квадратом.
Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.
Загадка.
У этой лошадки одежда в полоску.
Похожа одежда ее на матроску. (Зебра)
Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?
Дети: ЗЗЗЗЗь
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь
Дети:
Звук Зь — согласный,
звонкий,
свистящий,
мягкий.
Картинка — маленький комарик.
Обозначается зеленым квадратом.
Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?
Дети: Согласные, звонкие, свистящие.
Логопед: А чем отличаются?
Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.
Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.
5. Фонематический слух:
Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.
Загадка:
Вьется веревка,
На конце головка.
(Змея).
Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).
Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).
Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.
6. Слоговые дорожки:
Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.
Загадка:
Есть рога, а не баран,
Хвост свечкой, а не белка,
Не корова, а молоко дает.
(КОЗА).
Правильно. Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?
Дети: Домашнее животное.
Логопед: Какая коза?
Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.
Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.
Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)
Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)
Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)
Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)
Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?
Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.
У вас на столе тоже есть по 2 картинки с этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)
А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).
7. Физкультминутка «Зайка».
Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
НА носочках скок-поскок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.
8. Слова:
Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)
Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).
Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)
Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.
Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?
Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.
Логопед:
Какой первый слог — ЗУ
Какой второй слог — БЫ
Какой первый звук в этом слове? - З
Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)
Какой второй звук — У
Какой он — гласный, красная фишка.
Какой третий звук - Б (твердый согласный — синяя фишка)
какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)
Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)
КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)
Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).
Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.
9. Составление предложений:
Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.
А как мы ласково можем назвать зайца?
Дети: Зайка, заинька, зайчишка.
Логопед: Давайте назовем родственников зайца?
Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Логопед: А как называется хвост у зайки?
Дети: Заячий хвост.
Логопед: А шубка у зайки?
Дети: Заячья шубка.
Логопед: А лапки у зайки?
Дети: Заячьи лапки?
Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.
Дети: придумывают разные предложения.
Логопед: Давайте составим схему предложения:
ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.
Или ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.
Или ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.
- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.
Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?
10. Домашнее задание.
Выучить дома стихотворение про зайку:
Зайке холодно зимой,
Замерзает зайка мой.
Зайка-зайка, где твой дом?
За-за-за, за тем кустом.
11. Итог:
Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?
Дети: - Звуки «З и Зь».
Логопед: - Звук «З» - какой?
Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,
Логопед: Звук «Зь» - какой?
Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.
Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).
Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе.Подходите, получайте.
Тема: Звук «В».
Цель: 1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «В».
2. Различение звуков В-ВЬ.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Выделение звука «В» в слогах, словах и тексте.
5.Определение места звука «В» в словах (начало, середина).
6. Звуковой анализ, составление схем слов ВИКА, ВОВА.
7. Составление предложений со словом ВОЛК.
ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка плюшевая ВОЛК.
Магнитная доска.
Зеркала (индивидуальные).
Звуковички (индивидуальные).
Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
Флажки с символом звука «В» (индивидуальные).
Схема для составления схемы предложения.
Сюжетная картинка со стихотворением.
План занятия.
- Орг. Момент:
Логопед: - Ребята сегодня на занятии мы с вами будем повторять звук, а какой мы узнаем, отгадав загадку:
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный.
Дети: - Волк.
Логопед: - Скажите, какой первый звук в слове ВВВОЛК.
Дети: - Звук «В».
Логопед: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришел ВВВОЛК.
-А ВВВОЛК, кто он?
Дети: - Волк дикое животное.
Логопед: - А волк, посмотрите какой?
Дети: - Злой, серый… .
Логопед: - Ребята, а волк хочет, вместе с нами заниматься, он тоже хочет учиться правильно проговаривать звук «В»
- Научим волка?
Дети: - Да.
Логопед: - И волк станет добрым и подарит нам подарки.
- Пальчиковая гимнастика:
Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ВВВОЛКА:
Вася, Вова, Ваня, Вика –
Собирали ежевику.
В лесу волка увидали,
Быстро, быстро побежали.
- Артикуляционная гимнастика:
Для губ: Для языка:
- улыбка - покусаем нижнюю губку
- заборчик - блинчик
- трубочка - горка
( по 3 раза)
- Аудио запись:
ВВВВ…… .
Логопед: - Ребята, кто это воет?
Дети: - Это вьюга воет.
Логопед: - Да, это воет вьюга.
- Давайте, мы с вами споём песенку Вьюги ( слегка прикусим верхними зубками нижнюю губу).
Дети: - ВВВВ….
Логопед: - Давайте, мы дадим характеристику звуку «В».
- Звук «В» - какой?
Дети: - согласный, твердый, звонкий.
- Слоговые дорожки:
Логопед: - Сейчас, мы будем проговаривать слоговые дорожки.
ВА-ВО-ВУ-ВЫ
ТВА-ТВО-ТВУ-ТВЫ
КВА-КВО-КВУ-КВЫ
- Чистоговорку:
ВА-ВА-ВА- вот сидит сова.
- Фонематический слух:
Логопед: - Я буду говорить слова, а вы когда услышите в словах звук «В», будете поднимать флажки с символом.
Ваза, молоток, сова, вагон, муха, ива, стул, вата, ванна, собака.
- Слова:
Логопед: - Давайте, мы с вами вспомним имена детей из пальчиковой гимнастики.
Дети: - Ваня, Вова, Вася, Вика (исключение).
Логопед:- А какой первый звук в именах
Ваня, Вова, Вася.
Дети: - Звук «В» - он согласный, твердый, звонкий.
Логопед: - А в имени Вика, какой звук «ВЬ»?
Дети: - Звук «ВЬ» - согласный, твердый, звонкий.
Логопед: - А что собирали дети в лесу?
Дети: - ежевику.
Логопед: - А в слове ежевика, какой звук «ВЬ»?
Дети: - Звук «ВЬ» - согласный, твердый, звонкий.
Логопед: - А где спрятался звук «ВЬ» в слове ежевика.
Дети: - В середине слова.
Логопед: - А кто знает, что такое ежевика?
Дети: - …… .
Логопед: - Да, ежевика – это лесная ягода.
- Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок - все тише, тише,
Деревцо – все выше, выше.
- Анализ слов:
Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим схему имени ВИКА
- А Вика, это кто?
- Сколько слогов?
Схема: -Сколько звуков в слове? – Сколько согласных? - Сколько гласных? - Сколько слогов? - Где спрятался звук «ВЬ». – Выложите на доске схему слова Вика.
Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему имени ВОВА, но вначале разберем это слово.
- Составление предложений:
Логопед: - Ребята, а сейчас мы с вами подберем родственные слова ВОЛКУ.
(Волк, волчата, волчонок, волчиха, волчий хвост).
Логопед: - А как называется жилище волка. Нора – логово.
- А где находится логово?
Дети: - … .
Логопед: - Давайте составим предложение про волка.
Волк живет в лесу.
( Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения).
- Домашние задания:
Логопед: - С Натальей Борисовной для закрепления звука, вы проговорите слоги и чистоговорку со звуком «В» и выучите стихотворение:
Вдоль опушке Вова едет
На своем велосипеде
И везёт варенье
Всем на угощенье.
( - чтение наизусть,- проговаривание с детьми по строчке, -проговаривание одним ребенком).
- Итог:
Логопед: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?
Дети: - Звук «В».
Логопед: - Звук «В» - какой?
Дети: - Звук «В» - согласный, звонкий, может быть мягким или твердым.
Логопед: - Ребята, посмотрите, волку понравилось наше занятие, он научился правильно говорить. Волк стал добрым и приготовил для вас угощения.
УГОЩЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обучению грамоте в старшей группе.
Конспект по обучению грамоте в старшей группе.Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Задачи:• подвести детей к пониманию того,...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе
"Путешествие в сказочную страну"...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"
Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе Тема «Звук и буква А а».
Конспект по обучению грамоте....
Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б...
конспект по обучению грамоте в старшей группе
Конспект по обучению грамоте "Звук Ш" в старшей группе...