Конспект по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Волкова Наталья Семеновна

Конспект по обучению грамоте  в старшей группе.

Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Задачи:

•  подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;

• воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

• поощрять речевую активность детей в словесных играх;

• упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Пособия: игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши.

Ход  занятия

1. Игровое упражнение «Кто я?» (дети сидят на ковре, по кругу).

Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку от­ветить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д.

Правила игры: высказаться можно только один раз, не по­вторяясь.

Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспита­теля (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница).

 2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежо­нок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д.

Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали.

Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно приду­мать ей ласковое имя), зайчика, дудку.

3.  Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».

Условия игры: педагог называет признак предмета (имя при­лагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явле­ния (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д.

Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозна­чающего признак предмета.

Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?».

Примеры:

- кошка (лакать, лазить, мяукать);

- ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять);

- ветер (выть, нести, дуть, сбивать);

- щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радо­ваться).

Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами.

 

 

4.   Игровая   обучающая  ситуация   (ИОС)  «Составляем предложение».

На столе - игрушки. Воспитатель берет в руки мяч, показы­вает детям, они его называют.

Педагог роняет мяч на пол и просит сказать про мяч два сло­ва (мяч упал).

Дети называют первое (мяч), второе слово (упал), а затем по-вторяют все предложение.

Воспитатель предлагает кому-нибудь поднять мяч, осталь­ные должны сказать об этом тремя словами. (Мальчик поднял мяч). Дети называют первое, второе, третье слово по порядку.

Физкультминутка «Аист»

Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками.

Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д.

5.  Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тет­радях):

Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог за­ранее рисует справа дорожку, слева - корзинку.

Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например:

-  справа — желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок);

-  слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвости­ками... (клубочки ниток).

Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов.

6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

конспект од по обучению грамоте (старшая группа)

Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место ...

Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"

Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...

Конспект по обучению грамоте. Старшая группа.

Конспект занятия по обучению грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "Аист"....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)

Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....