КОНСПЕКТ фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (в рамках лексической темы: «Сад. Фрукты»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
На занятии обучающиеся знакомятся с понятиями "звук"-"слово", "звук"-"буква", закрепляют артикуляционно-акустическую характеристику звука [C], знакомятся с буквой "С".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
фронтального занятия по
обучению грамоте
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР
(в рамках лексической темы: «Сад. Фрукты»)
В САДУ
ЦЕЛИ
Образовательные:
- Закрепить умение самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику; добиваться точности, устойчивости и плавности движений органов артикуляционного аппарата;
- Закрепить понятия «звук»-«слово»;
- Закрепить понятия «звук» -«буква»;
- Расширять словарный запас по лексической теме «Фрукты»;
- Закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звука [С];
- Познакомить с понятием «гласные звуки», «согласные звуки»;
- Познакомить с буквой «С».
Воспитательные:
- Содействовать эстетическому воспитанию;
- Воспитывать стремление к правильному выполнению задания;
- Воспитывать усидчивость, упорство, трудолюбие, умение замечать новое,
красивое в дидактическом материале;
- Содействовать физическому воспитанию;
- Воспитывать интерес к природе.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
- Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
- Развивать память, внимание, воображение.
- Развивать ритмико-интонационную сторону речи.
- Развивать фонематические процессы.
Оборудование:
- Зеркала, «сухие» бассейны, сюжетная картинка «Сад». Звуковые замки красного и синего цвета; звуковые пеналы, фишки— символы звуков; муляжи фруктов: апельсин, арбуз, ананас, слива, абрикос, персик.
- Звуковой ряд: «Апельсин» Е. Железнова. Пальчиковые игры для малышей 2-5 лет.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Цель: формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие речевого слуха и памяти.
Л: Дети, сейчас мы поиграем.
Звучит музыка. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Апельсин»
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин
на дольки.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают 1 палец.
Эта долька – для ежа. Загибают большой палец левой руки.
Эта долька – для стрижа. Загибают указательный палец.
Эта долька – для утят. Загибают средний палец.
Эта долька – для котят. Загибают безымянный палец.
Эта долька – для бобра. Загибают мизинец.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – Сжимают кулаки и прижимают их к
Беда!!! груди.
Разбегайтесь – «Бегут» пальцами по столу.
Кто куда!
Сообщение темы занятия
Л: Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
Дети сидят за столами.
Л: Дети, из чего состоят слова? (из звуков) Звуки мы слышим и произносим.
Назовите первый звук в словах СОН, АНЯ, ДОМ, составьте слово по первым звукам.
Выставляется картина «САД» (правильно это слово «САД»)
- Основная часть
- Л: Посмотрите, ребята, что растет в нашем саду и отгадайте загадки:
Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт?- Вот вам вопрос.
Это сладкий…( Абрикос)
Летом в платьице зеленом.
А по осени-в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это…(слива)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый, рыжий…(Апельсин)
Жарким солнышком согрет.
В шкурку, как в броню одет.
Удивит собою нас
Толстокожий…(Ананас)
Вот румяный толстячок,
Бархатистый сюртучок,
В пузе косточка резная.
Как зовут его? Я знаю!
(Персик)
Он большой, как мяч футбольный, Он и сочен и душист
Если спелый – все довольны. А снаружи золотист
Так приятен он на вкус, Много долек в нём друзья
А зовут его…(арбуз) Будем кушать ты и я. (Апельсин)
Л: Посмотрите, дети, какие у меня для вас подарки (выставляются муляжи фруктов).
Сейчас я «положу» ваши слова в этот красивый мешочек.
(Дети называют слова, логопед кладет муляжи в мешок)
- Л: Послушайте и назовите согласный звук, который повторяется в названии фруктов: слива, абрикос, ананас, арбуз.
(Звук [C])
Артикуляционно- акустическая характеристика:
Звук [С] – согласный, свистящий, твердый, глухой.
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе.
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Ссс, ссс, ссс – произнеси!
- Л: Определите позицию звука [C] в словах и его место в окошечке «Звукового домика»: (Сад, Слива, абрикоС, ананаС)
- Выставляется картинка «Сад», а под ней — три кружочка: синий, красный, синий.
Л: Сделайте звуковую схему слова САД.
Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки [C], [А], [Д]. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук [C], перед собой — звук [А], вправо — звук [Д]. Опять «соберем» их — с, а, д. Получилось слово ... (сад). Все слова состоят из звуков.
[C] – согласный, твёрдый, глухой
[А] – гласный
[Д] – согласный, твёрдый, звонкий
Л: Разделите слова: сад, арбуз, абрикос на слоги:
(сАд, ар-бУз, аб-ри-кОс.)
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в именительном и родительном падежах.
Л: Глаза все дружно закрывайте. Чего не стало угадайте!
(Л. убирается один предмет, дети угадывают)
Теперь, зажмурясь, раз, два, три,
Фрукты по порядку назови.
(Дети называют все четыре предмета)
- Физминутка
НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ
Данные упражнения:
- снимают напряжение мышц шеи и плеч;
- вызывают прилив крови к речевым органам;
- являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.
ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз).
ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!
ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево):
ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.
ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам)
НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.
ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)
НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.
И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами):
ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.
И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперед и назад)
НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.
ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад)
И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.
Дети возвращаются за столы.
- Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие артикуляционной моторики
Мой язык похож на лист,
Что слетел с березки вниз, –
Широкий, мягкий, плоский…
Совсем как лист березки.
Удерживать широкий расслабленный язык
на нижней губе на счет от 1 до 10 – «лопатка».
Прыгают по мягким листьям
Зайцы, белочки и лисы.
«Пожевать» язычок.
Листья высохли, свернулись.
Краешки их вверх загнулись.
Поднять боковые края и кончик языка – «чашечка».
В лужах листья там и тут,
Словно лодочки плывут.
«Чашечка» вперед – назад.
- Знакомство с буквой «С»
Л: Буквы мы видим, читаем и пишем.
Л: На что похожа буква «С»?
Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
Л: Возьмите «сухие» бассейны и выложите букву «С» из фасоли.
Сложите букву «С» из двух пальчиков.
- Л: Дети, перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
Л: Сравните, ребята, заглавную и строчные буквы «Сс».
Л: Найдите букву «С» в азбуке.
Л: А можем ли мы потрогать или увидеть звук [C])? (нет)
- Написание буквы «С».
- Сколько правильных букв «С», какие перепутанные буквы вы видите?
Цель: Профилактика дисграфии, узнавание букв в условиях наложения.
III. Оценка деятельности детей. Итог занятия.
Л: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать (Были в саду, вспоминали фрукты, отгадывали загадки, узнали новую букву «С»). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Что было трудно и не получалось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей
Мои методические разработки....
ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.
Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....
Итоговое занятие ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ(ЗПР)
Конспект НОДПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности длядетей с ОВЗ(ЗПР) "Игры со звуками"...
Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...
Итоговое занятие по обучение грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Звук и буква С»
Познакомить обучающихся со звуком С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине с...