КОНСПЕКТ фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (в рамках лексической темы: «Сад. Фрукты»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Печенина Вероника Арнольдовна

На занятии обучающиеся знакомятся с понятиями "звук"-"слово", "звук"-"буква", закрепляют артикуляционно-акустическую характеристику  звука [C], знакомятся с буквой "С".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

фронтального занятия по

обучению грамоте

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с ОНР 

(в рамках лексической темы: «Сад. Фрукты»)

В САДУ

ЦЕЛИ

Образовательные:

  • Закрепить умение самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику; добиваться точности, устойчивости и плавности движений органов артикуляционного аппарата;
  • Закрепить понятия «звук»-«слово»;
  • Закрепить понятия «звук» -«буква»;
  • Расширять словарный запас по лексической теме «Фрукты»;
  • Закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звука [С];
  • Познакомить с понятием «гласные звуки», «согласные звуки»;
  • Познакомить с буквой «С».

Воспитательные:

  • Содействовать эстетическому воспитанию;
  • Воспитывать стремление к правильному выполнению задания;
  • Воспитывать усидчивость,  упорство, трудолюбие, умение замечать новое,

красивое в дидактическом материале;      

  • Содействовать физическому воспитанию;
  • Воспитывать интерес к природе.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
  • Развивать память, внимание, воображение.
  • Развивать ритмико-интонационную сторону речи.
  • Развивать фонематические процессы.

Оборудование:

  • Зеркала, «сухие» бассейны, сюжетная картинка «Сад». Звуковые замки красного и синего цвета; звуковые пеналы, фишки— символы звуков; муляжи фруктов: апельсин, арбуз, ананас, слива, абрикос, персик.
  • Звуковой ряд: «Апельсин» Е. Железнова. Пальчиковые игры для малышей 2-5 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент  

Цель: формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие речевого слуха и памяти.

Л: Дети, сейчас мы поиграем.

Звучит музыка. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Апельсин»

Мы делили апельсин.                        Разламывают воображаемый апельсин

                                                                на дольки.

Много нас,                                        Показывают 10 пальцев.

А он один.                                                        Показывают 1 палец.

Эта долька – для ежа.                        Загибают большой палец левой руки.

Эта долька – для стрижа.                        Загибают указательный палец.

Эта долька – для утят.                                        Загибают средний палец.

Эта долька – для котят.                                        Загибают безымянный палец.

Эта долька – для бобра.                                        Загибают мизинец.

А для волка – кожура.                        Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас –                         Сжимают кулаки и прижимают их к

Беда!!!                                                        груди.

Разбегайтесь –                                «Бегут» пальцами по столу.

Кто куда!

Сообщение темы занятия

Л: Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

     Каждый день, всегда, везде

    На занятиях, в игре

    Громко, чётко говорим,

   Никогда мы не спешим.

Дети сидят за столами.

Л: Дети, из чего состоят слова? (из звуков) Звуки мы слышим и произносим.

Назовите первый звук в словах СОН, АНЯ, ДОМ, составьте слово по первым звукам.

Выставляется картина «САД» (правильно это слово «САД»)

  1. Основная часть

  1. Л: Посмотрите, ребята, что растет в нашем саду и отгадайте загадки:

Сверху шкурка золотая,                                  

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий…( Абрикос)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это…(слива)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый, рыжий…(Апельсин)

Жарким солнышком согрет.

В шкурку, как в броню одет.

Удивит собою нас

Толстокожий…(Ананас)

Вот румяный толстячок,

Бархатистый сюртучок,

В пузе косточка резная.

Как зовут его? Я знаю!

(Персик)

Он большой, как мяч футбольный,                      Он и сочен и душист

Если спелый – все довольны.                            А снаружи золотист

Так приятен он на вкус,                                       Много долек в нём друзья

А зовут его…(арбуз)                                             Будем кушать ты и я.         (Апельсин)

Л:  Посмотрите, дети,  какие у меня для вас подарки (выставляются муляжи фруктов).

Сейчас я «положу» ваши слова в этот красивый мешочек.

(Дети называют слова, логопед кладет муляжи в мешок)

  1. Л: Послушайте и назовите согласный звук, который повторяется в названии фруктов: слива, абрикос, ананас, арбуз.

(Звук [C])

Артикуляционно- акустическая характеристика:

Звук [С] – согласный, свистящий, твердый, глухой.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

 По середине языка  

 Струйку воздуха пускай.

 Улыбнись и посвисти,

 Ссс, ссс, ссс – произнеси!    

  1. Л: Определите позицию звука [C] в словах и его место в окошечке «Звукового домика»: (Сад, Слива, абрикоС, ананаС)
  2. Выставляется картинка «Сад», а под ней — три кружочка: синий, красный, синий.

Л: Сделайте звуковую схему слова САД.

Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки [C], [А], [Д]. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук [C], перед собой — звук [А], вправо — звук [Д]. Опять «соберем» их — с, а, д. Получилось слово ... (сад). Все слова состоят из звуков.

[C] – согласный, твёрдый, глухой

[А] – гласный

[Д] – согласный, твёрдый, звонкий

Л: Разделите  слова: сад, арбуз, абрикос на слоги:

(сАд, ар-бУз, аб-ри-кОс.)

  1. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в именительном и родительном падежах.

Л: Глаза все дружно закрывайте. Чего не стало угадайте!

(Л. убирается один предмет, дети угадывают)

Теперь, зажмурясь, раз, два, три,

Фрукты по порядку назови.

(Дети называют все четыре предмета)

  1. Физминутка

НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ

Данные упражнения:

  • снимают напряжение мышц шеи и плеч;
  • вызывают прилив крови к речевым органам;
  • являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.

ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз).

ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!

ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево):

ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.

ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам)

НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.

ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)

НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.

И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами):

ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.

И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперед и назад)

НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.

ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад)

И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.

Дети возвращаются за столы.

  1. Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики

Мой язык похож на лист,

Что слетел с березки вниз, –

Широкий, мягкий, плоский…

Совсем как лист березки.

Удерживать широкий расслабленный язык

на нижней губе на счет от 1 до 10 – «лопатка».

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы.

«Пожевать» язычок.

Листья высохли, свернулись.

Краешки их вверх загнулись.

Поднять боковые края и кончик языка – «чашечка».

В лужах листья там и тут,

Словно лодочки плывут.

«Чашечка» вперед – назад.

  1. Знакомство с буквой «С»

Л: Буквы мы видим, читаем и пишем.

Л: На что похожа буква «С»?

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Л: Возьмите «сухие» бассейны и выложите букву «С» из фасоли.

Сложите букву «С» из двух пальчиков.

  1. Л: Дети,  перед вами азбука.

 Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

Л: Сравните, ребята, заглавную и строчные буквы «Сс».

Л: Найдите букву «С» в азбуке.

Л: А можем ли мы потрогать или увидеть звук [C])? (нет)

  1. Написание буквы «С».
  2. Сколько правильных букв «С», какие перепутанные буквы вы видите?

Цель: Профилактика дисграфии, узнавание букв в условиях наложения.

III. Оценка деятельности детей. Итог занятия.

Л: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать (Были в саду, вспоминали фрукты, отгадывали загадки, узнали новую букву «С»). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Что было трудно и не получалось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.

Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

Итоговое занятие ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ(ЗПР)

Конспект НОДПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности длядетей с ОВЗ(ЗПР) "Игры со звуками"...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

Итоговое занятие по обучение грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Звук и буква С»

Познакомить обучающихся со звуком  С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине с...