Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков из состава слова, из ряда гласных, слогов, развития навыка чтения слияний гласных, обучения звуко-буквенному анализу слов, совершенствования грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_a_u_bukvy_a_u.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки А,У. Буквы А,У.
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепление звуков А и У
- Учить выделять эти звуки из состава слова, из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)
- Обучать звуко-буквенному анализу слов АУ, УА
- Развитие навыка чтения слияний гласных
- Совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с существительными в роде и числе)
- Уточнение словаря по теме « Фрукты»
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие навыка фонематического слуха
- Развитие общей и тонкой моторики
- Развитие зрительного внимания
- Развитие речевого слуха
Коррекционно-воспитательные цели:
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности
Оборудование:
- Зеркала
- Индивидуальные схемы
- Кассы букв
- пластилин
- фишки с рисунком губ
- медведь с фруктами( ананас, банан, огурец, апельсин..)
- картинки: аист, лягушка, «дети в лесу», 2 грузовых машины со схемами слов с буквами А,У, маленький ребенок,
- магнитные буквы
Ход занятия:
1. Организационный момент: (Развитие мышления, речевого слуха)
- Повторим правило речи:
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
- Послушайте внимательно загадку, попытайтесь отгадать, кто же у нас сегодня в гостях?
Это старый наш знакомый-
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
- Аист прилетел к нам не один, кто же с ним?
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
(Убрать листочек)
- Почему аист не съел лягушонка ?
– У лягушонка что-то в ротике. Посмотрим, что там?
- Это записка от детей -Ули и Алика. Они просят у вас помощи. Поможем детям?
- Но перед тем как отправиться в путь-
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Для губ:
«Улыбочка», «Трубочка», чередуем «улыбка»- «Трубочка», «Улыбка- поцелуйчик»
Для языка:
«Качели», «Наказать непослушный язык», «Лошадка»
Для челюсти:
«Окошко», движения челюстью вправо-влево
Развитие мимических мышц и дыхания:
Подражание животным
- «собачка дышит» -часто (носом), с высунутым языком (ртом)
-«собачка сердится» -(оскал)
- произнести длинно «уууу» и коротко «у-у».
2.Введение в тему занятия (Закрепление знаний изученных букв; закрепление умения выделять гласный звук из слов)
- Нам сегодня понадобятся помощники в дороге. Чтобы узнать кто нам будет помогать, мы должны выполнить несколько заданий.
- Назовите гласный звук в каждом слове.
Мак рак жук лук сад суп
-Какие гласные звуки были в словах?
-Что вы знаете о гласных?
3. Упражнение «Хлопни в ладоши». (Развитие навыка фонематического слуха, умение выделять А,У из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук А,У.
- о а у и о а и о ы у ум ин ап ут он
-Сегодня нашими помощниками будут буквы А и У.
4. Закрепление звуков А, У. (Развитие звукового анализа и синтеза слов)
-Мы отправляемся за Аликом и Улей.
(Открываю картинки с 2 грузовыми машинами. На кузове схемы слов со звуками А и У.)
- Посмотрите, по дороге едут 2 машины.
-Рассмотрите их.
-Что это у них на кузове? (схемы названия груза, который везет машина)
-Сколько звуков в названии груза?
- Какая буква написана в середине слова?
- Что может везти машина ? (рак, мак, лак; лук, жук).
- Молодцы! Справились с заданием.
-Идем дальше
5. Упражнение на развитие дыхания.
- Чтобы было нескучно идти давайте песенку споем из звуков А и У.
-Споем ее сначала шепотом; затем- громко, точно соблюдая рисунок губ.
( аууаууауау)
Уля с Аликом гуляли
В саду фрукты собирали
Алику – со звуком А.
Уле –со звуком У.
Вдруг выходит к ним медведь
Ну давай реветь!
- Испугались дети и убежали. А Медведь-то оказался незлой, добрый. Он принес нам все, что нашли дети и хочет, чтобы вы достали и проверили, правильно выбрали Уля и Алик предметы?
(Каждый ребенок выходит к доске достает предметы, поясняет какой звук в названии, правильно выбрали дети или нет)
- Как назвать все эти предметы одним словом - что нашли дети? (фрукты)
- Огурец (овощ)
6. Игра «Какой, какая, какое, какие?» (Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)
-Расскажите каждый про свой фрукт. (банан -желтый, сладкий, продолговатый, полезный; апельсин- оранжевый, сочный, сладкий;…)
-Молодцы, ребята и с этим заданием справились. А сейчас отдохнем.
7.Физминутка: (Развитие координации речи с движением)
Носом вдох,
А выдох ртом,
Дышим глубже,
А потом-
Марш на месте!
Не спеша!
Как погода хороша!
8.Звуко-буквенный анализ слова АУ! (Развитие навыка порядкового анализа слияний, звуко-буквенного анализа слов)
- Посмотрите – вот и лес. А ребяток наших нет….
-Вспомните, одно короткое и нужное слово. Крикнешь его и тебе придут на помощь.
-Какое это слово? ( Ау!)
( Дети протяжно произносят слово ау хором и по рядам)
- А вот и Алик с Улей. Какое слово помогло нам найти ребят?
- Какой первый звук в слове? Обозначим его фишкой с рисунком губ.
-Какой второй звук в слове? Обозначьте его фишкой самостоятельно.
-Кто пойдет к доске и поставит фишку?
(Ребенок у доски выставляет фишку)
-Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове.
- Выйти к доске и обозначить звуки буквами.
-Прочитаем слово хором.
9.Вылепливание из пластилина слова АУ. ( или выкладывание букв из счетных палочек). Печатание на досочках. (Развитие мелкой моторики рук)
10. Звуко-буквенный анализ УА!
(Логопед меняет местами звуки А и У.)
- Прочитайте, какое слово получилось?
-Какой первый звук? Второй?
-Кто произносит это слово? ( малыш)
- Выйти к доске и обозначить звуки буквами.
- Прочитаем слово хором.
11. Итог занятия:
Мы учили букву…(у)
Мы учили букву….(а).
Малыши кричат: «Уа!».
Мы в лесу кричим: «Ау!»
С буквы А арбуз и аист.
(Мы запомнить постарались.)
С буквы У у нас, ребята
Ухо, удочка, утята.
- Какие же буквы нам помогали сегодня на занятии?
-В каких они домиках живут?
-Почему буквы живут в красных домиках?
-Какие звуки обозначают буквы?
- Вы сегодня умницы. Я очень рада за вас. Похлопайте себе за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей
Мои методические разработки....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....
Итоговое занятие ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ(ЗПР)
Конспект НОДПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности длядетей с ОВЗ(ЗПР) "Игры со звуками"...
Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...
Итоговое развлечение по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Путешествие в Страну БУКВ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24города Кузнецка Конспект развлеченияпо речевому развитиюна т...
Итоговое занятие по обучение грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Звук и буква С»
Познакомить обучающихся со звуком С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине с...
Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.
Конспект по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет .Тема образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРО...