Итоговое занятие по обучение грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Звук и буква С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Познакомить обучающихся со звуком  С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине слова, познакомить с буквой С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_s.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

                                                                                                                                                         

Итоговое занятие по обучение грамоте

в группе компенсирующей направленности

для детей с ОНР.

«Звук и буква С»

 

 Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                                                                Олейник О.Г

Звук и буква С

Занятие по обучение грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР.

Цель: познакомить обучающихся со звуком  С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине слова, познакомить с буквой С.

Задачи:  

       - образовательные: ознакомление со звуками [с, с'], знакомство с буквой С, обучение чтению слогов, слов;

-развивающие: развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;

-воспитательные: формирование доброжелательности, любознательности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование и материалы : картинки, презентация,  фишки для  гласных и согласных звуков (красный и синий, зеленый), буква С, магнитные доски, книжки-малышки.

 Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.   

 

Структура занятия: 

Этап занятия 

Содержание 

Время 

Организационный момент. Приветствие.  

Логопед приветствует детей, мотивирует их на изучение нового звука. Сообщает тему занятия. 

3-5 минут 

Основная часть 

Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой 

20 минут 

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. 

Логопед подводит итоги занятия.

2-3 минуты 

 Ход занятия. 

1. Организационный момент 

Дети стоят перед логопедом. Логопед приветствует детей.

Приветствие: 

Утро доброе начнётся.

Мы друг другу улыбнемся.

Ты мой друг и я твой друг.

Становись скорее в круг. 

Логопед:- Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Я очень рада вас видеть в стране звуков и букв Грамотейка. Предлагаю для начала настроиться на позитивную волну и зарядиться положительными эмоциями.

 Игра «Эмоции в звуках» .Озвучьте картинку

- какие звуки речи мы повторили?

Дети: Мы повторили гласные звуки.

 

Основная часть

 Логопед: -А теперь присаживайтесь и послушайте интересную историю.

«Сима и Саша в детском саду»

Каждое утро мама приводит Сашу в детский сад .Летом он приезжает  в садик на самокате, а зимой- на санках. У Саши есть подруга Сима. У неё красивый сарафан и сумочка. Сима любит прыгать на скакалке.

Логопед:-Назовите имена ребят из нашего рассказа. Какой звук вы услышали в начале имен? (звук С) Какие еще слова начинаются со звука С?

Логопед: -Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком. С,  научимся печатать букву С.

Логопед: -Давайте произнесём звук С.  (Дети произносят звук) 

- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).  

(Звук С согласный, глухой, твёрдый). Может встречаться в начале, в середине, в конце слова. 

Логопед  вешает на доску картинки: селедка, лесенка, лось и произносит эти слова. 

-Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с. А теперь мы поиграем в игру

Игра «Поймай звук» Логопед произносит слова, а дети слушают его  с закрытыми глазами. Если  услышали звук  С, хлопают в ладошки

 

Произносим отдельные звуки               с,л,д,ш,з, м, с,

   звуки объединяются в слоги       ма, са ,ти,ло,со,на,су.

Слова:

самолёт, дом, шкаф, свёкла,   слово, кит, слон, солнце, селедка,  скатерть, соловей, груша, сорока, санки, акула.

- А теперь  определим, где находятся звуки С или Сь в слове (в начале, в конце  или в середине слова). Логопед произносит слова, а дети называют положение звука в слове. 

Свеча, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка,   сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, весна, снег, парус, сумка, капуста, смех, носорог, свисток,  пастух.  

Физкультминутка «Мы шагаем». 

Мы шагаем, мы шагаем и словечки называем

Стул, стол, дым, кенгуру, бабочка, носорог, селёдка.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время физкультминутки. 

 Игра «Выбирай-ка». Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения. 

Солнце село за селом, 

Спят синицы, сойки спят, 

Спит в реке усатый сом, 

Спят и лес, и степь, и сад. 

Стадо спит, пастух и пес, 

Смолкли песни, слово, смех, 

Сон в страну свою унес всех…

Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь. 

Логопед: - Ребята, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем). 

Мы не можем звук увидеть,  

И не можем в руки взять.  

Звук мы можем только слышать,  

А еще его сказать. 

Логопед: -Какой же буквой обозначается звук С на письме?  

Дети: Буквой С. 

На доску вешаются картинки с  заглавной и строчной буквой С 

Знакомство с буквой С 

Буква «О» жила на свете 
Что же с ней случилось дети? 
Вдруг кусочек «О» исчез, 
Получилась буква «С».

 

Логопед показывает  как пишется буква С и затем помещает букву С в синий домик для согласных.

Работа со слогами (прямые и обратные).

Задание «Звуковой анализ слов»

СОМ,ОСА, СОК.СИМА (используем красные, синие и зеленые фишки)

Заключительная часть. 

Подведение итогов занятия. 

Оценка деятельности детей. 

Логопед: -Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? 

(со звуками С и Сь и буквой С).

Что понравилось и запомнилось?

Вы сегодня все старались,

 Вы большие молодцы! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Итоговое занятие ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ(ЗПР)

Конспект НОДПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности длядетей с ОВЗ(ЗПР) "Игры со звуками"...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе . Тема «Осень».

Обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте....

Итоговое развлечение по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Путешествие в Страну БУКВ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24города Кузнецка      Конспект развлеченияпо  речевому развитиюна т...