Конспект занятия. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
4. Развивать логическое мышление и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvukovaya_kultura_rechi_.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Задачи:
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
4. Развивать логическое мышление и внимание.
Материалы:
картинки: сова, коза, оса, лиса, зебра, сорока, синица, синий, зеленый.
игрушки: заяц, собака;
предметы: стул, заколка, зеркала для каждого ребенка, коляска, кубики (5 шт) и 1 конус.
Ход занятия.
Организационный момент.
Доброе утро дети. Сегодня у нас с вами необычная деятельность. К нам пришли поиграть гости, которых вы узнаете, отгадав загадку.
Загадки.
- Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
- Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака). (Показываю игрушки: зайца и собаку).
- Предлагаю вспомнить известные вам песенки и порадовать наших гостей -звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).
- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — делаете движение, как будто моете руки). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).
Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать их.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих товарищей и не выкрикивать).
–Предлагаю вам произнести эти звуки: [З], а теперь звук [С].
- Что общего у звуков З - С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
Работа перед зеркалом.
Правильная артикуляция звуков «С», «З»:
- зубы в улыбке
- губы сближены
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя холодная, направлена посередине языка
- звук «С» произносится без голоса – глухой
- звук «З» произносится с голосом – звонкий
Оба этих звука любят «улыбаться».
«Заборчик »
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Остудим блинчик»
Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
«Почистим нижние зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
Артикуляционная разминка. (делают стоя на своих местах)
- Произнести на одном дыхании.
Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
Игра «Сыщики».
На стол кладу зелёные и синие доски. Дети кладут картинку или предмет со звуком З –на синюю доску, со звуком С – в зеленую.
(стул, заколка, коза, оса, сова, зеркало, лиса, коляска, зебра).
Игра «Хлопни или топни».
- Хлопните в ладоши, если услышите звук С, топните ногой, если услышите звук З.
Сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют):
Суровый, заяц, снегирь, зима.
- А сейчас выполняют задание мальчики:
Слева, внизу, озорник, сумка.
Предлагаю вам поиграть еще одну игру «Совушка – сова» (игру можно повторить 2раза).
Совушка - сова,
Большая голова (руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону с полуповоротом тела),
На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутите ею из стороны в сторону с вытягивание шеи),
Головой вертела.
Во траву свалилася (уроните руки на колени),
В яму провалилася (уберите руки с колен и уроните их «в яму»).
Послушайте загадку:
Вещунья белобока,
А зовут ее………….(сорока)
Кто такая сорока? (ответы детей).
Работа над скороговоркой.
В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком С, столько же, сколько и кубиков. Постарайтесь назвать эти слова. Назовете слово правильно – получите кубик. Кубики расставлены по схеме скороговорки: кубик- кубик - конус - кубик - кубик – кубик. Спросить у детей почему предметы так расставлены.
«Сорок сорок в короткий срок съели сырок» - скороговорка.
Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок.
Воспитатель сообщает, что рифмовка про сорок – скороговорка и поэтому произносить ее надо быстро. Педагог предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро.
После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.
Кроме скороговорок в русском языке еще есть интересные слова: суровый и су'толока.
Суровый – происходит от древне - русского «суровъ», что означает «сырой, дикий».
1.Очень строгий, серьезный (о человеке)
2.Беспощадный, жестокий (о мерах наказания, воздействия)
3.Угрюмый, сердитый (о человеке).
4.Переносное значение – очень тяжелый, трудный, полный испытаний (Например: Суровая зима…)
Су'толока – происходит от глагола «толкать».
Су'толока – беспорядочное движение, хождение, толкотня, толчея.
Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
Собака и Зайка прощаются с детьми:
НАСТУПИЛ ПРОЩАНЬЯ СРОК,
ПРОЗВЕНИТ ВОТ-ВОТ ЗВОНОК,
ГОВОРЮ ВАМ НА ПРОЩАНЬЕ:
"НЕ СКУЧАЙТЕ, ДО СВИДАНЬЯ!"
Дополнительный материал, который можно провести в свободной деятельности:
Игра « Наоборот» (с мячом).
За - са Суп – зуб Коса - коза
Сы - зы Лиса - Лиза
СО – зо СУ - зу
Ус – УЗ ЗЫ – сы
Игра «Повтори за мной».
Са – са - за
За – са - за
Сы – зы - зы
Сом - зонт – сок
Зайка-сумка-завод
Собака-заноза-соль
Са – са – са – вот летит оса.
За – за – за – у Лизоньки коза.
Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.
Су – су – су – в лесу видели осу.
Зу – зу – зу – гонит Лиза козу.
Зы – зы – зы – у Лизы новые тазы.
Зу-зу- су- - мы видели лису
Су-зу-су- отвязали мы козу.
7. Игра «Лишний слог».
- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).
8. Физкультминутка.
Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).
Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
9. Игра: “Доскажи словечко”.
- Слушайте внимательно:
+ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка).
+ В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?..........(звонок)
+ Я сижу едва не плача,
Очень трудная ……..(задача)
+ Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла ………..(зима)
+ Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю………(зарядку)
+
- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.
МОЛОДЦЫ!
11
12. Игра «Четвертый лишний».
Материал: сова, сосулька, замок, собака
Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.
13. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...
Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...
Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч и Щ (Старшая группа)
Ход занятия:- Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!- А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебураш...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы
Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. для старшей группы
Возраст: старшая группаЦель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.Задачи:Образовательные задачи:Познакомить со скороговоркой.Упражнять в звуковом анализе сл...
Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.
Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...
Конспект «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч» (старшая группа)
laquo;Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч»Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.Задачи:• Определять местоположение звука в слове (начало, сер...