Конспект ООД «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по звуковой культуре речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zkr.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
Программное содержание: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц изолированно, в слогах, словах и фразах.
Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).
Закрепить умение ставить предложение.
Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки Ч и Ц (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (чебурашка, цыплёнок, мяч).
- Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова, фишки; Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.
Предварительная работа:
- Разучивание чистоговорок, стихов, потешек.
- Словесно – дидактические игры:
- «Дополни предложение»
- «Подскажи словечко»
- «Придумай слово с заданным звуком»
- «Кто позвал?»
- «Кто как кричит?»
- «Что делают за ширмой?»
- Настольно - печатные игры:
- «Логопедическое лото»
- «Найди картинку на заданный звук»
- «Отгадай загадку, найди отгадку»
- «Что перепутал художник?»
- «Сравни картинки»
- «Что спряталось в рисунке?».
Ход занятия:
Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.
Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне? (Дети показывают радость).
- Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.
- Ветерок весенний дует, верит, к нам в окно влетел конвертик. Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
- Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)
- А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).
- А теперь поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют):
Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ; ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.
Дети садятся на места.
Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.
- Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук Ц. Звук Ч. (Аналогичные работы со второй картинкой).
- Дети, возьмите свои картинки и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте место звука на своей карточке.
- Чебурашка и цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей. Дети садятся на места).
- Послушайте потешку:
Цок-цок, цок-цок
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу!
- Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).
- Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).
- Давайте повторим потешку все вместе:
- Громко и медленно;
- Тихо;
- Тихо и быстро.
Затем дети индивидуально читают потешку с разными заданиями:
- Весёлая лошадка;
- Грустная лошадка;
- Сердитая лошадка;
- Ленивая лошадка.
- Немного отдохнём. (Пальчиковая гимнастика).
Повстречались два цыплёнка
И сказали: «Пи-пи».
Повстречались два утёнка
И сказали: «Кря-кря».
Повстречались два котёнка
И сказали: «Мяу-мяу).
Повстречались два щенка
И сказали: «Гав-гав».
Повстречались два быка
И сказали: «Му-му.
Смотрите какие рога!
Забодаю-забодаю!»
- А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.
- Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»:
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
- Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...
Конспект ООД "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш"
Конспект по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы.
Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции з...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...
Конспект занятия "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...
Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков з — с (старшая группа)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — сЦель: поупражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся,...