Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Звуковая культура речи. Обучение грамоте»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гудкова Ирина Игоревна

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в школу волшебников на воздушном шаре»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение № 11 «Созвездие»

города Дубны Московской области

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Тема: «Звуковая культура речи.

 Обучение грамоте»

Подготовила:

      Воспитатель 1 кв.категории

 Гудкова И.И.

                                                             

       

 Дубна 2023

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в школу волшебников на воздушном шаре»

Цель: создание условий, способствующих формировании звуковой культуры речи с использованием занимательных игровых упражнений.

Задачи:

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков общения и интонационной выразительности речи.

Обучающие: закрепить умение выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги (части), определять количество и последовательность слов в предложении.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других детей, способствовать формированию умения работать в команде.

Оборудование: письмо, карточки со словами, сундучок, карточки для индивидуальной работы, подарок для детей- свидетельство волшебника.

Методы и приемы: словесный метод, наглядный метод и практический метод.

Предварительная работа: работа с предложением, разбор слова на слоги, определение последовательности звуков в словах, разучивание новой   игры (физминутки).

Словарная работа: предложение, слово, слог, звук (гласный, согласный).

Форма  проведения занятия: игра-путешествие.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.

- Скоро вы пойдете в школу, у вас будут новые друзья, новые учителя, настоящие уроки. А я хочу чтобы вы вспоминали наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки и предлагаю вам отправимся в путешествие на воздушном шаре в школу волшебников. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?

- (Ответ детей) Да, готовы.

-  «Кто лениться не привык, тот хороший …»

- (Ответ детей) Ученик.

-  Правильно. Молодцы!

Тогда все возьмемся за руки и отправимся в школу волшебников на воздушном шаре.

«Шар летел- летел- летел

В школу волшебников прилетел.»

- Вот мы и прилетели в школу волшебников.

-Что это на столе?

-(Ответ детей) Письмо.

- Посмотрим что в нем? Письмо от волшебника. Слушаем, что он  нам написал (воспитатель читает письмо детям):

«Дорогие будущие ученики! Рад Вас приветствовать в школе волшебников. Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы станете волшебниками. Вы готовы ? Тогда удачи.

За каждое выполненное задание, волшебник будет вручать, одну или несколько букв, нам нужно будет собрать слово, которое поможет нам открыть волшебный сундучок.

- Ну что ребята начнем испытание?

1.Первое испытание –  «Заколдованные звуки»

-Какие бывают звуки (гласные, согласные)

-Как можно разделить гласные звуки? (дающие мягкость и твёрдость согласным)

-Какие бывают согласные звуки? (глухие, звонкие, парные-непарные, мягкие, твёрдые)

- Какие буквы не имеют звука? (ь,ъ)

Какие вы молодцы! Получаем букву (С)

2.А вот и второе испытание!

- Волшебник хочет убедиться в том, что вы внимательны на занятиях и умеете работать самостоятельно. Вам нужно внимательно слушать слова, и определить в этих словах какие два звука сделали похожие по звучанию слова, но  разные по смыслу: ЛУК-СУК?

- Отвечать вы должны так: Л, С.

- Послушайте следующие пары слов и ответьте мне самостоятельно,  какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу : МАК-РАК (Ответ детей: М-Р), МАМА-ЛАМА (Ответ детей: М-Л), КОМ-ЛОМ (Ответ детей: К-Л), КОМ-СОМ (Ответ детей: К-С)

-  Молодцы, справились со вторым испытанием! Получаем две буквы (Е)

3. Третье испытание Игра «Звуковой анализ».

Воспитатель: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно провести звуковой анализ в словах: обезьяна и улитка.

Отлично и с этим задание вы справились! Получаем букву (Д)

Физминутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

-Занимайте свои места, будем проходить следующее испытание.

4.  Четвёртое испытание – «Звуковички»

- Волшебник  просит нас помочь ему составить слово и угадать, как называются его помощники.

1) Назови лишний предмет. (Корова, кошка, собака, зебра)(Зебра.) Определи первый звук в этом слове(З.) Ребёнок, выходит к доске и ставит букву З.

2) Назови одним словом. (Картофель, огурец, капуста, морковь, лук) (Овощи.) Определи второй звук в этом слове(В.)

3) Назови одним словом. (Сапоги, кроссовки, туфли, сандалии) (Обувь.) Какой второй гласный звук ты слышишь в названии? (У.)

4) Какой общий согласный звук присутствует в названиях этих птиц? (Кукушка, утка, канарейка, скворец) (К.)

5)  Чем кончается лето и начинается осень? (Звук О) На какой звук заканчивается Лето и на какой звук начинается Осень.

6) Назови одним словом.(Роза, лилия, ромашка, подснежник) (Цветы.) Определи второй звук в этом слове(Вь.)

7) Назови одним словом. (кондитер, учитель, повар, электрик, инженер) (Профессии.) Определи последний звук в этом слове(И.)

8) Нашёл пять ягодок в траве и съел одну, осталось? (Четыре) Определи первый звук(Ч)

9) Как каплю превратить в цаплю? (К) Какой звук мы заменили?

10)Белым снегом всё одето, значит наступает? (Зима) Найди второй звук в слове (И)

Логопед : – Из выложенных букв получилось слово. Прочитайте его.

Дети: - Звуковички.

Отлично! А вот и буква (О)

5. Пятое испытание – «Составь предложение»

Ребята, в волшебной стране пролетел ураган и раскидал все слова в разные стороны, а что можно составить из слов? Правильно – предложения!

  1. Дети ,в , дружно , песочнице , играли.
  2. Катя , клумбе ,цветы ,на ,поливала
  3. Разбудили, солнечные, Машу, лучи

Молодцы! Держите букву (И)

6. Шестое испытание – «Волшебные горошины»

Перед вами лежат карточки с картинками, все буквы и звуки разбежались, волшебник просит помочь ему собрать их на места. А также, чтобы родители не скучали, они будут выполнять такое же задание.

Молодцы и это задание вам по плечу! Получаем букву (В)

7. испытание -«Цепочка слов»

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла

Ну что ж, вот мы и справились со всеми испытаниями. Вот две буквы (З)

Собираем слово созвездие, а вот и сундучок волшебника, что же в нём спрятано, посмотрите, это дипломы о том, что вы с отличием закончили школу волшебников и в простой школе вы сможете учиться без труда!

Итог занятия.

Вы сегодня были очень активны. Понравилось ли вам наше занятие?

Чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое из заданий больше понравилось? Что вызвало затруднения?

- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал. (Ответы детей)

-Прошли все испытания, вы стали настоящими волшебниками (вручение дипломов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Мы – Россияне».

Интеграция образовательных областей:познание + социализация + коммуникацияЗадачи :Познакомить с символами государства (флаг, герб, гимн).Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: "Наша дружная семья".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте).

Занятие  предусматривает решение задач одновременно как по развитию речи, так и по обучению грамоте. Игровые упражнения и задания помогают совершенствовать умения детей составлять по сюжетным кар...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».

Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...

Комбинированное занятие в подготовительной к школе группе по Фэмп и по обучению грамоте.

Занятие проходит в форме игры. Дети выполняя задание, освобождают зверей из клеток....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...