Конспект НОД открытого занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: «Путешествие в страну Златоустию» в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте, выявление уровня знаний детей.
Задачи:
-закреплять полученные знания: звук, речь, предложение;
- упражнять в составлении предложений с заданным словом;
-учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- формировать способность анализировать звуко-буквенный состав слов «кот» и «кит»;
- учить сравнивать слова по звуковому составу;
- развивать фонетическое восприятие и слух;
- развивать навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки).
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, интерес к грамматике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Радуга детства»
Конспект НОД открытого занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: «Путешествие в страну Златоустию» в старшей группе №10
Воспитатель:
Кран К.Д.
Новосибирск
2023
Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте, выявление уровня знаний детей.
Задачи:
-закреплять полученные знания: звук, речь, предложение;
- упражнять в составлении предложений с заданным словом;
-учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- формировать способность анализировать звуко-буквенный состав слов «кот» и «кит»;
- учить сравнивать слова по звуковому составу;
- развивать фонетическое восприятие и слух;
- развивать навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки).
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, интерес к грамматике.
Ход НОД
Организационный момент. (Дети стоят в центре группы).
Приветствие «Дружба начинается с улыбки»
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
- Ребята, сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо от Королевы Страны Златоустии. Страна красивой и правильной речи. Ведь недаром в давние времена человека, который говорил грамотно и красиво, называли “человек – золотые уста”. Ребята, давайте его прочитаем.
Письмо
Дорогие ребята, группы «Дружная семейка». Вы многому учились: правильно произносить звуки, различать их, и я приглашаю вас отправиться в путешествие в эту страну. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику.
«В дудку дуем ду-ду-ду,
Язычок согнем в дугу,
Язычок залез за щечки
И вернулся к прежней точке.
Покусаем язычок,
Тут же сделаем щелчок.
Наш веселый язычок
Сделал все движения
И теперь готовы мы
Двинуться в сражение».
- Итак, на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей).
- А я предлагаю отправиться на весёлом поезде, сказав волшебные слова:
«Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях».
- Предлагаю занять свои места в вагонах.
(Звучит песенка «Паровозик из Ромашково», дети садятся за столы)
Первая станция «ПРЕДЛОЖЕЙКИНО».
Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете на них полным ответом и по поднятой руке.
- Дети, скажите, пожалуйста, из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- А из чего состоят предложения? (Из слов).
- Какими бывают слова и предложения? (Они бывают длинными и короткими).
- Какое сейчас время года? (Весна).
- Составьте предложение со словом «Весна».
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое первое слово? Назовите второе слово. Какое следующее слово? (Вызывается ребенок для составления схемы предложения, работа у доски).
- А какой весенний месяц? (Март).
- Составьте короткое предложение со словом «Март».
- Сколько в нём слов? Какое первое, второе, третье слово? (Работа самостоятельно – составление схемы предложения).
Игра «Небылицы». Послушайте и исправьте, если не согласны с ними.
Телега везет лошадь.
Забор красит маляра.
Горшок растет в цветке.
Каша съела Машу.
Заяц съел лису.
Мышка поймала кошку.
Словесная игра «Хитрые загадки».
1. Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый (волк) медведь.
2. Дочерей и сыновей
Учит хрюкать (соловей) свинья.
3. Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая (лисица) белка.
4. Быстрее всех от страха
Несется (черепаха) заяц.
5. С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает (корова) обезьяна.
- Молодцы, отправляемся дальше!
Вторая станция «ЗВУКОВАЯ».
- Ребята, давайте вспомним с вами стихотворение о звуках.
«Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать».
- Ребята, так из чего состоят слова? (Из звуков).
- А что же такое звуки? (Звуки – это то, что мы слышим и произносим).
- На какие две группы делятся звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть).
- Каким цветом мы их обозначаем? (Мы их обозначаем красным цветом.)
- Давайте с вами проговорим чистоговорки с гласными звуками.
А – а - а – Аня гладила кота;
О – о – о – у Оли новое пальто.
У – у – у – утка плавает в пруду;
И – и – и – у Инны синие носки;
Ы – ы – ы – тыквы, бусы и усы;
Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо;
Дидактическое упражнение «Назови гласный звук»
Лак, ком, пух, мир, сын, мэр
- А теперь назовите согласные звуки?
- Как произносятся согласные звуки? (Они произносятся коротко, так как во время их произношения, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, нёбо).
- Послушайте и скажите, какой звук лишний и почему? (к, п, т, о), (и, у, м, э)
- Какими бывают согласные звуки? (Мягкими или твердыми).
- Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим), каким цветом мягкий согласный? (зеленым)
Третья станция «ОТДЫХАЙКИНО» (Выходим из вагонов).
Игра на внимание.
Гласный звук - присесть.
Согласный звук - хлопок.
Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков.
Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.
([б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'] и т.д.).
- Вы молодцы, все знаете про звуки. Давайте расскажем стихотворение про них:
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кровати баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные, согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь».
- Молодцы, отправляемся дальше!
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-встали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
- Четвертая станция «БУКВЕННО-ЗВУКОВАЯ».
- Дети, а знаете ли вы, как обозначаются звуки на письме?
- Чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
- Все буквы можно назвать одним словом? (алфавит, азбука).
Послушайте мою первую загадку:
«Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — …»
(КОТ).
- Выполним звуковой анализ слова «КОТ».
- Какой у вас последний звук? Какой первый? А какой в середине?
- Теперь ниже выложим слово «КОТ» из букв.
- Послушайте вторую загадку:
«Мы увидели вчера:
По воде плывет гора.
Из горы вода летит.
Оказалось — это…»
(КИТ)
- Выполним звуковой анализ слова «КИТ».
- Какой у вас последний звук? Какой первый? А какой в середине?
- Теперь ниже выложим слово «КИТ» из букв.
- Какие буквы повторяются в этом слове? («К» и «Т»).
- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Златоустию». Нам пора возвращаться в детский сад.
- Скажем волшебные слова:
«Говорить с тобою мы
Чётко, правильно должны.
Чтобы звуки зазвучали,
Чтобы все нас понимали!
- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Спасибо вам, вы все были активными и внимательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"
В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте на тему: "Звуки К-Г"
занятие по грамоте "Дифференциация звуков К-Г"...
Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)
Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...
Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни
В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте по теме: «Путешествие к лесным жителям» в старшей группе компенсирующей направленности
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности...
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....
Конструкт открытого занятия по подготовке к обучению грамоте и обучению грамоте «Путешествие в страну звуков!»
Обучение интонационному выделению звука «Ч» в словах....