Конспект фронтального занятия по обучению грамоте по теме: «Путешествие к лесным жителям» в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бернацкая Надежда Викторовна

Конспект фронтального занятия  по обучению грамоте учителя-логопеда  в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»

КОНСПЕКТ

фронтального занятия по обучению грамоте

по теме: «Путешествие к лесным жителям»

в старшей группе компенсирующей направленности

                               

                                 Подготовила:

                                                                     учитель-логопед  Бернацкая Н.В.

                               

2022

Тема: «Путешествие к лесным жителям»

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: коррекционно - развивающее занятие

Форма организации: групповая

Цель: создать условия для обобщения знаний детей по теме через игровую ситуацию.

Образовательная область: Речевое развитие

Коррекционно - образовательные  задачи:

 

  1. закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
  2. закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
  3. совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
  4. упражнять в определении места звука в слове,
  5. учить составлять и читать слова,
  6. закреплять умение составлять и разбирать предложения,

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное, логическое  мышление.
  2. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
  3. Развивать общую, тонкую, и артикуляционную моторику, координацию движения.
  4. Развивать диалогическую речь.
  5. Развивать познавательную активность детей, творческие способности.

Воспитательные задачи:

1.  Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

 2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,  

     доброжелательности, отзывчивости,  инициативности.

3.  Воспитание устойчивого интереса к занятиям, стремление к активной

     деятельности, самостоятельности в принятии решения.

Оборудование:

музыкальные треки «Шум леса», «Волшебство», магнитная доска,

конверты с заданиями, фишки для звукового анализа по количеству детей,

«Волшебный мешочек», предметные картинки с изображением животных, различных предметов со звуком [Ш], пособие «Звуковые домики», красный, синий и зелёный домики, карточки с буквами В, О, Л, К, корзинка с угощением.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с животными и птицами, разучивание стихотворений, составление предложений, рассказов с использование мнемотаблиц, знаковых символов слов, разучивание слов пальчиковой гимнастики.

Технологии:

Здоровьесберегающие (зрительная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, динамическая пауза в  сочетании с речевым материалом), технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.

Логопед и дети: Всем! Всем! Добрый день!

- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!

- Становитесь в круг!

- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Психогимнастика

Настроение упало?

Дело валится из рук.

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем!

Настроение поднимем,

И от пыли отряхнем.

Разводят руки в стороны.

Бросают руки вниз.

Грозят указательным пальцем.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

- Ребята, улыбнитесь друг другу!

- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.

Логопед:

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Крикнем громко мы «Ура»!

II. Сообщение темы и цели

Звучит музыкальный трек «Шум леса».

Логопед:

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

Логопед:

- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?

Дети:

- Потому что мы слышим звуки природы, леса.

- Потому что мы слышим пение птиц.

Логопед:

- Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.

Логопед:

- А кто живёт в лесу?

Дети перечисляют животных.

- Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные

Логопед:

- Правильно, ребята, это дикие животные.

- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.

Звучит музыкальный трек «Волшебство».

- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.

III. Основная часть

Фонетическая разминка.

Логопед:

- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Звуко-государстве,

Жили-не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

Игровое упражнение «Разноцветные домики».

Логопед:

- Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Мы произносили звуки.

- А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

-А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом.

- От чего это зависит?

Дети: Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие.

- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

Задания лесных жителей находятся в конвертах.

Логопед достает первый конверт.

- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!

Открываем конверт с изображением Медвежонка, достаём карточку с заданием.

Дети: Это задание от Медвежонка!

- Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медвежонок: «Лесные жители так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите им найти свои домики. Подсказка: узнать кто живёт в каком домике можно по первым звукам в названии жителей».

- Посмотрите, ребята, перед вами три домика – красный, синий и зелёный.

- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?

Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.

Логопед:

- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?

Ответы детей.

-Молодцы! Приступаем к выполнению задания.

Каждый ребёнок берёт изображение одного лесного жителя и находит его домик.

Коллективная проверка выполнения задания.

Игровое упражнение «Звуковой домик».

Логопед:

- Ребята, посмотрите, а вот и Лисичка пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.

- Лисичка приготовила для вас звуковые домики.

- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук [С]: в начале, в середине или конце слова, и прикрепить фишку в нужное окошко.

- Итак, начали!

- Где мы слышим звук [С], в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус, пылесос.

- Какое сложное задание приготовила для вас Лисичка, но вы отлично с ним справились.

- Молодцы, ребята!

Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

- Кто это ребята?

Дети: Это Змейка. Логопед достает «Волшебный мешочек».

- Она приготовила для вас волшебный мешочек.

- Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Достаем из мешочка картинки.

- Давайте с ними поиграем!

- Вы будете доставать из мешочка картинку, называть предмет, изображенный на ней и делить это слово на слоги.

(Картинки: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, мышь и т.д.)

- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!

Физминутка «Разминка»

А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

Игровое упражнение «Живые звуки».

- Ребята, посмотрите вот ещё один конверт. Интересно, от кого он?

- Смотрите в конверте карточки с буквами. Кажется, я поняла. Надо из букв сложить слово, и мы узнаем, от кого это задание.

Дети выкладывают слово «ВОЛК».

-Волчонок просит вас выложить звуковую схему этого слова.

Дети коллективно выкладывают схему.

- Молодцы, ребята!

Игровое упражнение «Составь предложение».

- А вот и последний конверт – от Бельчонка.

Логопед читает задание: «Ребята, помогите мне составить предложение обо мне и разобрать его».

Дети придумывают предложения, одно из них разбирается, выкладывается схема.

Вы отлично справились с последним заданием!

IV. Итог

- Наша прогулка подошла к концу.

- И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас корзинку с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. (старший дошкольный возраст) Тема: Обувь

Данное занятие можно использовать в работе логопедам. В процессе занятия расширяется словарь по теме" Обувь", а так же направлено на формирование лексико - грамматических категорий....

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и ИЗО деятельности, в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в зимний лес»

Расширяет  знания детей о зимних явлениях природы (обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы). Формирует основы экологической культуры, приучает  детей бережно...

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия  учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» На тему: «Путешествие на юг» для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Конспект НОД ОО «Речевое развитие»На тему: «Путешествие на юг»Для детей старшей группы компенсирующей направленности....

Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий  учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...

Конспект занятия "Путешествие по временам года" в старшей группе компенсирующей направленности. ОО "Познавательное развитие"

Конспект занятия (технологическая карта). Закрепление знаний детей о временах года и деятельности людей в этот время....