Конспект фронтального занятия по обучению грамоте по теме: «Путешествие к лесным жителям» в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_puteshestvie_k_lesnym_zhitelyam_2022.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»
КОНСПЕКТ
фронтального занятия по обучению грамоте
по теме: «Путешествие к лесным жителям»
в старшей группе компенсирующей направленности
Подготовила:
учитель-логопед Бернацкая Н.В.
2022
Тема: «Путешествие к лесным жителям»
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: коррекционно - развивающее занятие
Форма организации: групповая
Цель: создать условия для обобщения знаний детей по теме через игровую ситуацию.
Образовательная область: Речевое развитие
Коррекционно - образовательные задачи:
- закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
- закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
- совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
- упражнять в определении места звука в слове,
- учить составлять и читать слова,
- закреплять умение составлять и разбирать предложения,
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное, логическое мышление.
- Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
- Развивать общую, тонкую, и артикуляционную моторику, координацию движения.
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать познавательную активность детей, творческие способности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, отзывчивости, инициативности.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, стремление к активной
деятельности, самостоятельности в принятии решения.
Оборудование:
музыкальные треки «Шум леса», «Волшебство», магнитная доска,
конверты с заданиями, фишки для звукового анализа по количеству детей,
«Волшебный мешочек», предметные картинки с изображением животных, различных предметов со звуком [Ш], пособие «Звуковые домики», красный, синий и зелёный домики, карточки с буквами В, О, Л, К, корзинка с угощением.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с животными и птицами, разучивание стихотворений, составление предложений, рассказов с использование мнемотаблиц, знаковых символов слов, разучивание слов пальчиковой гимнастики.
Технологии:
Здоровьесберегающие (зрительная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, динамическая пауза в сочетании с речевым материалом), технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Логопед и дети: Всем! Всем! Добрый день!
- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!
- Становитесь в круг!
- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика
Настроение упало? Дело валится из рук. Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоем, С облегчением вздохнем! Настроение поднимем, И от пыли отряхнем. | Разводят руки в стороны. Бросают руки вниз. Грозят указательным пальцем. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу. |
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.
Логопед:
Отправляться всем в дорогу,
Нам давно уже пора.
Чтоб в пути нам было легче-
Крикнем громко мы «Ура»!
II. Сообщение темы и цели
Звучит музыкальный трек «Шум леса».
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?
Дети: Мы пришли в лес.
Логопед:
- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?
Дети:
- Потому что мы слышим звуки природы, леса.
- Потому что мы слышим пение птиц.
Логопед:
- Ребята, что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.
Логопед:
- А кто живёт в лесу?
Дети перечисляют животных.
- Как, одним словом, назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные
Логопед:
- Правильно, ребята, это дикие животные.
- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.
Звучит музыкальный трек «Волшебство».
- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.
III. Основная часть
Фонетическая разминка.
Логопед:
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили-не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Игровое упражнение «Разноцветные домики».
Логопед:
- Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Мы произносили звуки.
- А какие звуки мы произносили?
Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
-А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом.
- От чего это зависит?
Дети: Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие.
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах.
Логопед достает первый конверт.
- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!
Открываем конверт с изображением Медвежонка, достаём карточку с заданием.
Дети: Это задание от Медвежонка!
- Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медвежонок: «Лесные жители так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите им найти свои домики. Подсказка: узнать кто живёт в каком домике можно по первым звукам в названии жителей».
- Посмотрите, ребята, перед вами три домика – красный, синий и зелёный.
- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?
Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.
Логопед:
- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?
Ответы детей.
-Молодцы! Приступаем к выполнению задания.
Каждый ребёнок берёт изображение одного лесного жителя и находит его домик.
Коллективная проверка выполнения задания.
Игровое упражнение «Звуковой домик».
Логопед:
- Ребята, посмотрите, а вот и Лисичка пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.
- Лисичка приготовила для вас звуковые домики.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук [С]: в начале, в середине или конце слова, и прикрепить фишку в нужное окошко.
- Итак, начали!
- Где мы слышим звук [С], в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус, пылесос.
- Какое сложное задание приготовила для вас Лисичка, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.
- Кто это ребята?
Дети: Это Змейка. Логопед достает «Волшебный мешочек».
- Она приготовила для вас волшебный мешочек.
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Достаем из мешочка картинки.
- Давайте с ними поиграем!
- Вы будете доставать из мешочка картинку, называть предмет, изображенный на ней и делить это слово на слоги.
(Картинки: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, мышь и т.д.)
- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!
Физминутка «Разминка»
А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
Игровое упражнение «Живые звуки».
- Ребята, посмотрите вот ещё один конверт. Интересно, от кого он?
- Смотрите в конверте карточки с буквами. Кажется, я поняла. Надо из букв сложить слово, и мы узнаем, от кого это задание.
Дети выкладывают слово «ВОЛК».
-Волчонок просит вас выложить звуковую схему этого слова.
Дети коллективно выкладывают схему.
- Молодцы, ребята!
Игровое упражнение «Составь предложение».
- А вот и последний конверт – от Бельчонка.
Логопед читает задание: «Ребята, помогите мне составить предложение обо мне и разобрать его».
Дети придумывают предложения, одно из них разбирается, выкладывается схема.
Вы отлично справились с последним заданием!
IV. Итог
- Наша прогулка подошла к концу.
- И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас корзинку с угощениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. (старший дошкольный возраст) Тема: Обувь
Данное занятие можно использовать в работе логопедам. В процессе занятия расширяется словарь по теме" Обувь", а так же направлено на формирование лексико - грамматических категорий....
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и ИЗО деятельности, в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в зимний лес»
Расширяет знания детей о зимних явлениях природы (обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы). Формирует основы экологической культуры, приучает детей бережно...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с элементом драматизации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Данный вид занятия способствует творческому развитию дошкольников....
Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» На тему: «Путешествие на юг» для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Конспект НОД ОО «Речевое развитие»На тему: «Путешествие на юг»Для детей старшей группы компенсирующей направленности....
Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...
Конспект занятия "Путешествие по временам года" в старшей группе компенсирующей направленности. ОО "Познавательное развитие"
Конспект занятия (технологическая карта). Закрепление знаний детей о временах года и деятельности людей в этот время....