Обучение грамоте старшая группа ТЕМА: «Буква К, звуки [К], [К’]. Работа над предложением.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шарапова Марина Игоревна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Занятие 24

 

ТЕМА: «Буква К, звуки [К], [К’]. Работа над предложением.

 

Цель: закрепление звука к [к,], буквы К.

Задачи:
Образовательная:
закрепить представления детей о  звуке [к] и [к,],  и его характеристике, упражнять в правильном произношении звука изолированно  в слогах, словах. Учить произносить звуки громко, четко. Продолжать формировать у детей умение  составлять слова из слогов, из букв, формировать у детей умение  интонационно произносить предложение, понимать значение знаков в конце предложений.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат, развивать связную речь, развивать слуховое внимание
Воспитывающая: воспитывать навыки поведения на занятии, умение отвечать по поднятой руке

Оборудование: таблица со слогами, картинка кошки, слона, кусочек сахара, мышки, мяч
Словарная работа:
Активизация:
слог, предложение, точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Ход занятия:

      

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная часть

Ребята, давайте с вами все встанем в круг.
У меня для вас есть загадка:
Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я, дети?

Правильно, это петушок
Как подает голос петушок? Что он делает?

 

 Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?

 

Молодцы.
Ой, ребята, тут записка какая-то у петушка

Давайте ее прочитаем: «Здравствуйте ребята. Я петушок Петя. Я очень умный петушок. Я умею все: и читать, и писать, и считать. А вы? Я знаю, что скоро вы пойдете в школу. А вы готовы? Я для вас подготовил задания, что бы проверить, как вы готовы к школе:

  1. Хочу проверить, насколько вы внимательны. Это очень пригодится вам в школе на уроках
  2. Хочу проверить как вы умеете читать и красиво говорить
    А так же хочу проверить, насколько вы дисциплинированны, как вы в школе будете вести себя на уроках.»

Вот, ребята, такая записка. .Ну что, покажем петушку, как мы готовы к школе.
Давайте сядем все на свои места и представим, что мы в школе.

Артикуляционная гимнастика.
Для начала, нам нужно размять ротик. Ведь именно им мы будем говорить, читать..

Я буду говорить слоги, а вы повторяйте.
Смотрите внимательно, как я произношу.
А-У, У-Ы, Ы-О, А-Ы, Ы-А, О-У, Ы-У.

Молодцы, теперь наш ротик готов работать дальше

Игра

А сейчас, давайте покажем, насколько вы внимательны. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком К
Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
Ой, хватит! и буква ведь может устать.

Ну что, ребята, кто какие слова запомнил?
 

 

В слове кастрюля, звук К в какой части слова слышится?
Далее так же со всеми словами
 

 

 

 

 

 

 

 

петушок

 

Кукарекает

 

К

 

Звук К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…

Вначале

 

 

 

 

Художественное слово

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

Художественное слово, мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ, хоровое проговаривание, индивидуальное проговаривание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковой анализ слов

Основная часть

Какие вы молодцы, ребята.
Работа со слоговой таблицей

Теперь давайте с вами почитаем. Мы же умеем читать.

Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Правильно. Давайте прочитаем все слоги

Я вам предлагаю из этих слогов составить слова.
Посмотрите внимательно на эту таблицу и подумайте, какие слова можно составить из этих слогов.
Кто составил слово, поднимает руку

 

 

Далее еще показываю указкой на слоги, дети их читают и складывают слова
Молодцы ребята.

А теперь немного другое задание, там тоже нужно читать.
Посмотрите.
Это какой слог?
Правильно. Посмотрите, а тут другие слоги. Нам все эти слоги нужно совместить со слогом КА

 

Молодцы. Вы очень хорошо умеете читать, прям как в школе.
Работа над предложением

А сейчас  посмотрите еще на доску. У меня есть такая карточка что на ней написано?

Правильно. Я вам сейчас прочитаю это предложение
«Кот ловит рыбу»
 

А теперь посмотрите, у меня есть такая карточка. Как вы думаете, что это такое?

Правильно. А что означают эти черточки?
Правильно. Посмотрите, а первая черточка вот такая, уголком. Почему?

 

 

Правильно, молодцы.
У меня несколько таких схем.
Как вы думаете, какая схема подходит к нашему предложению?
Сколько слов в нашем предложении?

 

 

 

 

Давайте проверим.
«Кот ловит рыбу»
Правильно, подходит

Посмотрите, все ли хватает в этой схеме?
Что мы ставим в конце предложения?
 

 

 

Скажите, а только ли точку мы ставим в конце предложения? Какие знаки мы можем поставить в конце предложения?

 

 

 

Что они значат?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо. Давайте посмотрим. Я сейчас поставлю в конце этого предложения точку.

 Вася, произнеси это предложение, если в конце него стоит точка. Как будем произносить?
Произнеси..
А сейчас я поставлю этот знак. Что это за знак?

А теперь Света произнесет эту же фразу, только если там будет стоять вопросительный знак.
 

А если этот знак? Что это за знак?

А ты Миша произнеси это предложение, если будет стоять восклицательный знак
 

Молодцы, ребята

Физминутка

А сейчас давайте встанем, отдохнем чуть-чуть
Встаньте в круг:
Раз, два, три, четыре
Стану всех сильнее в мире
Буду в цирке выступать,
Бегемотов поднимать
 

Молодцы, садитесь на свои места
Игра «Найди слово»

А сейчас давайте поиграем в игру «Найди слово»
Ваша задача прочитать слово, а потом подобрать к нему картинку.
Начнем с этого слова
(Кукла, мишка, машина, улитка)
Кто прочитал слово, поднимает руку.

Молодец, Саша, подойди  к столу и найди соответствующую картинку.
Далее так же с остальными словами

Молодцы.

 

Выкладывание слов
Какие вы молодцы. Все умеете прям.
А вот сейчас будет задание посложнее. Вам нужно будет самим выложить слова, которые я буду говорить. Этих слов не будет ни на доске, нигде.

Я их вам буду только говорить.
готовы?
СОК
ЛАК
НОРА
МЫЛО
МУКА
Молодцы, все справились даже с этим заданием, с самым сложным. Ну раз мы все задания выполнили, можно и поиграть

Игра на закрепление звука К
Становимся в круг..
Я буду кидать мяч кому-нибудь и говорить слово.
Если в этом слове есть звук К, то вы ловите мяч. А если нет звука К, то не ловите, отбиваете.
Кастрюля
Ключ
Тетрадь
Макароны
Подушка
Шоколад
 

Молодцы, ребята, я думаю, что петушок убедился, что вы готовы к школе.

 

 

 

Это таблица со слогами

 

 

РУ  КУ  ЛУ
РА  НА  ША
РЫ  КА  КИ

 

Рука, руки, каша, куры, луна, раки, шары, наша

 

 

 

 

 

 

КА

Норка, норка, кошка, мышка, мурка, мошка

 

 

 

предложение

 

 

 

 

 

 

Схема предложения

Сколько слов в предложении

Потому что предложение пишется с большой буквы

 

 

 

В нашем предложении три слова.
Ему подходит схема, где три черточки

 

В конце предложения мы ставим точку.

 

Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

.- значит, что произносим спокойно
?- значит, что мы спрашиваем о чем-то
!- значит, что мы сообщаем что-то

 

Спокойно.

Кот ловит рыбу.
Вопросительный

Кот ловит рыбу?
Восклицательный

Кот ловит рыбу!

 

 

 

 

 

 

Дети ходят по кругу, сгибают руки к плечам, показывая силача
Поднимают руки вверх

 

 

 

 

 

 

 

 

Кукла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

Составление слов из слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное проговаривание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка, художественное слово

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов
 

Четкое проговаривание слова

 

 

 

 

 

Объяснение

 

 

Составление слова из букв

 

 

 

 

 

 

 

 

игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

Ребята, вам понравилось занятие?
Чем мы сегодня занимались?
 

 

 

 

Молодцы. Вы были сегодня очень внимательны.

А что вам понравилось больше всего?
Что было трудно?

Да
Составляли слова из букв, слогов, отгадывали загадки 

 

Ответы детей

Подведение итогов

 

 

 

 

КО КА КУ КЫ КИ КЕ КЮ

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я, дети?

 

 

 

 

 

 

«Здравствуйте ребята. Я петушок Петя. Я очень умный петушок. Я умею все: и читать, и писать, и считать. А вы? Я знаю, что скоро вы пойдете в школу. А вы готовы? Я для вас подготовил задания, что бы проверить, как вы готовы к школе:

1.Хочу проверить, насколько вы внимательны. Это очень пригодится вам в школе на уроках

2.Хочу проверить как вы умеете читать и красиво говорить

А так же хочу проверить, насколько вы дисциплинированны, как вы в школе будете вести себя на уроках.»

 

 

 

РУ  КУ  ЛУРА  НА  ШАРЫ  КА  КИ

Рука руки каша куры луна раки шары наша

А-У У-Ы Ы-О А-Ы Ы-А О-У Ы-У

.  ?  !

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_24_gramota.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Занятие 24

ТЕМА: «Буква К, звуки [К], [К’]. Работа над предложением.

Цель: закрепление звука к [к,], буквы К.

Задачи:
Образовательная:
 закрепить представления детей о  звуке [к] и [к,],  и его характеристике, упражнять в правильном произношении звука изолированно  в слогах, словах. Учить произносить звуки громко, четко. Продолжать формировать у детей умение  составлять слова из слогов, из букв, формировать у детей умение  интонационно произносить предложение, понимать значение знаков в конце предложений.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат, развивать связную речь, развивать слуховое внимание
Воспитывающая: воспитывать навыки поведения на занятии, умение отвечать по поднятой руке

Оборудование: таблица со слогами, картинка кошки, слона, кусочек сахара, мышки, мяч
Словарная работа:
Активизация:
слог, предложение, точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Ход занятия:

       

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная часть

Ребята, давайте с вами все встанем в круг.
У меня для вас есть загадка:
Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я, дети?

Правильно, это петушок
Как подает голос петушок? Что он делает?

 Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?

Молодцы.
Ой, ребята, тут записка какая-то у петушка

Давайте ее прочитаем: «Здравствуйте ребята. Я петушок Петя. Я очень умный петушок. Я умею все: и читать, и писать, и считать. А вы? Я знаю, что скоро вы пойдете в школу. А вы готовы? Я для вас подготовил задания, что бы проверить, как вы готовы к школе:

  1. Хочу проверить, насколько вы внимательны. Это очень пригодится вам в школе на уроках
  2. Хочу проверить как вы умеете читать и красиво говорить
    А так же хочу проверить, насколько вы дисциплинированны, как вы в школе будете вести себя на уроках.»

Вот, ребята, такая записка. .Ну что, покажем петушку, как мы готовы к школе.
Давайте сядем все на свои места и представим, что мы в школе.

Артикуляционная гимнастика.
Для начала, нам нужно размять ротик. Ведь именно им мы будем говорить, читать..

Я буду говорить слоги, а вы повторяйте.
Смотрите внимательно, как я произношу.
А-У, У-Ы, Ы-О, А-Ы, Ы-А, О-У, Ы-У.

Молодцы, теперь наш ротик готов работать дальше

Игра 

А сейчас, давайте покажем, насколько вы внимательны. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком К
Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
Ой, хватит! и буква ведь может устать.
Ну что, ребята, кто какие слова запомнил?

В слове кастрюля, звук К в какой части слова слышится?
Далее так же со всеми словами

петушок

Кукарекает

К

Звук К

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…

Вначале

Художественное слово

Беседа

Художественное слово, мотивация

Показ, хоровое проговаривание, индивидуальное проговаривание

Звуковой анализ слов

Основная часть

Какие вы молодцы, ребята.
Работа со слоговой таблицей

Теперь давайте с вами почитаем. Мы же умеем читать.

Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Правильно. Давайте прочитаем все слоги

Я вам предлагаю из этих слогов составить слова.
Посмотрите внимательно на эту таблицу и подумайте, какие слова можно составить из этих слогов.
Кто составил слово, поднимает руку

Далее еще показываю указкой на слоги, дети их читают и складывают слова
Молодцы ребята.

А теперь немного другое задание, там тоже нужно читать.
Посмотрите.
Это какой слог?
Правильно. Посмотрите, а тут другие слоги. Нам все эти слоги нужно совместить со слогом КА

Молодцы. Вы очень хорошо умеете читать, прям как в школе.
Работа над предложением

А сейчас  посмотрите еще на доску. У меня есть такая карточка что на ней написано?

Правильно. Я вам сейчас прочитаю это предложение
«Кот ловит рыбу»

А теперь посмотрите, у меня есть такая карточка. Как вы думаете, что это такое?

Правильно. А что означают эти черточки?
Правильно. Посмотрите, а первая черточка вот такая, уголком. Почему?

Правильно, молодцы.
У меня несколько таких схем.
Как вы думаете, какая схема подходит к нашему предложению?
Сколько слов в нашем предложении?

Давайте проверим.
«Кот ловит рыбу»
Правильно, подходит

Посмотрите, все ли хватает в этой схеме?
Что мы ставим в конце предложения?

Скажите, а только ли точку мы ставим в конце предложения? Какие знаки мы можем поставить в конце предложения?

Что они значат?

Хорошо. Давайте посмотрим. Я сейчас поставлю в конце этого предложения точку.

 Вася, произнеси это предложение, если в конце него стоит точка. Как будем произносить?
Произнеси..
А сейчас я поставлю этот знак. Что это за знак?

А теперь Света произнесет эту же фразу, только если там будет стоять вопросительный знак.

А если этот знак? Что это за знак?

А ты Миша произнеси это предложение, если будет стоять восклицательный знак

Молодцы, ребята

Физминутка

А сейчас давайте встанем, отдохнем чуть-чуть
Встаньте в круг:
Раз, два, три, четыре
Стану всех сильнее в мире
Буду в цирке выступать,
Бегемотов поднимать

Молодцы, садитесь на свои места
Игра «Найди слово»

А сейчас давайте поиграем в игру «Найди слово»
Ваша задача прочитать слово, а потом подобрать к нему картинку.
Начнем с этого слова
(Кукла, мишка, машина, улитка)
Кто прочитал слово, поднимает руку.

Молодец, Саша, подойди  к столу и найди соответствующую картинку.
Далее так же с остальными словами

Молодцы.

Выкладывание слов
Какие вы молодцы. Все умеете прям.
А вот сейчас будет задание посложнее. Вам нужно будет самим выложить слова, которые я буду говорить. Этих слов не будет ни на доске, нигде.

Я их вам буду только говорить.
готовы?
СОК
ЛАК
НОРА
МЫЛО
МУКА
Молодцы, все справились даже с этим заданием, с самым сложным. Ну раз мы все задания выполнили, можно и поиграть

Игра на закрепление звука К
Становимся в круг..
Я буду кидать мяч кому-нибудь и говорить слово.
Если в этом слове есть звук К, то вы ловите мяч. А если нет звука К, то не ловите, отбиваете.
Кастрюля
Ключ
Тетрадь
Макароны
Подушка
Шоколад

Молодцы, ребята, я думаю, что петушок убедился, что вы готовы к школе.

Это таблица со слогами

РУ  КУ  ЛУ
РА  НА  ША
РЫ  КА  КИ

Рука, руки, каша, куры, луна, раки, шары, наша

КА

Норка, норка, кошка, мышка, мурка, мошка

предложение

Схема предложения

Сколько слов в предложении

Потому что предложение пишется с большой буквы

В нашем предложении три слова.
Ему подходит схема, где три черточки

В конце предложения мы ставим точку.

Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

.- значит, что произносим спокойно
?- значит, что мы спрашиваем о чем-то
!- значит, что мы сообщаем что-то

Спокойно.

Кот ловит рыбу.
Вопросительный

Кот ловит рыбу?
Восклицательный

Кот ловит рыбу!

Дети ходят по кругу, сгибают руки к плечам, показывая силача
Поднимают руки вверх

Кукла

Беседа

Составление слов из слогов

Моделирование

Беседа

Индивидуальное проговаривание

Физминутка, художественное слово

Чтение слов

Четкое проговаривание слова

Объяснение

Составление слова из букв

игра

Заключительная часть

Ребята, вам понравилось занятие?
Чем мы сегодня занимались?

Молодцы. Вы были сегодня очень внимательны.

А что вам понравилось больше всего?
Что было трудно?

Да
Составляли слова из букв, слогов, отгадывали загадки  

Ответы детей

Подведение итогов

КО КА КУ КЫ КИ КЕ КЮ

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я, дети?

«Здравствуйте ребята. Я петушок Петя. Я очень умный петушок. Я умею все: и читать, и писать, и считать. А вы? Я знаю, что скоро вы пойдете в школу. А вы готовы? Я для вас подготовил задания, что бы проверить, как вы готовы к школе:

1.Хочу проверить, насколько вы внимательны. Это очень пригодится вам в школе на уроках

2.Хочу проверить как вы умеете читать и красиво говорить

А так же хочу проверить, насколько вы дисциплинированны, как вы в школе будете вести себя на уроках.»

РУ  КУ  ЛУРА  НА  ШАРЫ  КА  КИ

Рука руки каша куры луна раки шары наша

А-У У-Ы Ы-О А-Ы Ы-А О-У Ы-У

.  ?  !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]...